Тратить на дорогу не более 15 минут: утопия или гениальный план?
По данным опроса НИИ "Алматыгенплан", большая часть опрошенных алматинцев (25,6%) тратят больше часа на дорогу в будние дни. 19,2% опрошенных проводят в пути от 45 до 60 минут, 21,2% – от 15 до 45 минут, 10,8% – до 15 минут. Таким образом, большая часть респондентов тратит минимум два часа на дорогу в день – в этом году алматинцы могут провести до 490 часов в пути.
Сложно представить, каково это добираться от дома до работы, детского сада или школы пешком максимум за 15 минут, посещать больницу рядом с домом и выходить на улицу не только по необходимости, но и для прогулки. По идее профессора Сорбоннского университета, специального посланника мэра Парижа по вопросам "умных" городов Карлоса Морено, всё это является привычным укладом жизни в городе, построенном для нужд человека.
Куда угодно за 15 минут
Морено разработал концепцию 15-минутных городов, которые "сузят огромные мегаполисы до человеческого размера".
Эта концепция призвана сделать жизнь человека комфортнее. По задумке Морено в таком городе путь от дома до работы, учёбы, больницы, супермаркета, парка или любого места для культурного или активного отдыха должен занимать максимум 15 минут пешком или на велосипеде.
Город разделится на так называемые "15-минутные блоки", а жители будут редко выходить за пределы своего района, предпочитая передвигаться пешком. По словам Морено, это положительно повлияет на экологию, сплочённость жителей и их участие в процессах, происходящих в их районе.
Не план, но идея
Как отмечает урбанист Давид Камински, идея 15-минутного города не является инновационной. Это, скорее, запоминающееся название для ряда современных тенденций и принципов развития городов, которые существуют уже не первый год.
При этом Камински отметил, что концепцию не стоит воспринимать буквально – создать совершенно однородный город, в котором отпадёт необходимость поездок в другие районы, невозможно.
"Это не будет городом. Город, даже при наличии дополнительных точек притяжения на окраинах, должен иметь центр, который во всех городах на протяжении всей человеческой истории остаётся местом наибольшей концентрации и сильнейшего взаимодействия его человеческого капитала. Это взаимодействие в центрах городов сформировало всю современную цивилизацию", – подчеркнул урбанист.
Концепцию 15-минутного города нужно воспринимать не как конкретный проект, а как общую идейную установку на повышение качества городской среды всего города, создание для жителей отдалённых от центра районов новых возможностей для активности в их пределах. При этом традиционную структуру города отменить нельзя.
По словам Давида Камински, для того чтобы сделать городскую среду более комфортной для жителей, по задумке 15-минутных городов, нужно создавать многофункциональную среду вместо монолитной. Такая среда подразумевает общественные первые этажи, служащие для выполнения одних функций, с вкраплениями зданий, выполняющих другие функции.
"Пытаться по всему городу создать однородную среду, как её, к сожалению, понимают в большинстве случаев, – это абсурд и утопия, никакой бюджет это не выдержит, и мы живём не при плановой экономике. Невозможно построить в 15-минутной доступности крупные ТРЦ, музеи, театры, парки, крупные кинотеатры. А сама идея о 15-минутной доступности правильная и больше относится к социальной инфраструктуре", – пояснил урбанист.
В Алматы создать 15-минутные кварталы проще, чем в городах США
По словам урбаниста, в Казахстане есть некоторый потенциал для воплощения идей 15-минутного города в жизнь, в отличие от, например, Северной Америки. В США сложилось строгое разделение на жилые, офисные и торговые районы, что требует от горожан долгих поездок на автомобиле.
"В большинстве городов Казахстана урбанизированная, застроенная многоэтажными зданиями часть городов, наоборот, обладает некоторым разнообразием функций, то есть в пределах одного района сосуществуют и жильё, и офисы, и торговые объекты. Поэтому часть элементов городской жизни для жителей этих районов уже доступна в описываемом 15-минутном формате. Это заслуга одновременно и советского градостроительства с его размещением объектов соцбыта согласно их радиусам обслуживания, и рыночной экономики, которая адаптировала существующие здания или построила новые согласно потребностям рынка", – сказал Камински.
Сейчас Алматы развивают как полицентричный город, который разделяют на пять центров: Север, Восточные ворота, Исторический центр, Запад, Юго-запад. Каждый центр является специализированным. Например, Исторический центр будет специализироваться на туризме, а Запад – на индустриальных предприятиях и логистике.
Единственное, по словам урбаниста, в генплане нет понятия локальных центров.
"Они формируются достаточно хаотично – на основе принципа наличия свободной незастроенной земли", – отметил Давид Камински.
Также, по словам урбаниста, некоторые аспекты развития Алматы пересекаются с идеями 15-минутного города, но есть моменты, которые могут помешать городу развиваться в таком ключе.
"В целом предлагают правильные идеи квартальной застройки, транспортной связанности и полной обеспеченности социальной инфраструктуры и рабочими местами. Последний пункт в целом соответствует не только идеям 15-минутного города, но и базовому здравому смыслу. Главное, чтобы идея полицентров не оказалась продолжением старой традиции алматинских градостроителей по насильному перемещению центра города на новое место или вариантом новомодной идеи принижения роли центра в "городе без окраин", – считает Камински.
Уплотняющая застройка не всегда ужасна
По задумке Морено, 15-минутный город должен создать доступность услуг, товаров и рабочих мест в пешей доступности от дома. По мнению Камински, в реальности отказаться от поездок в другие части города невозможно. Но этот факт, наоборот, помогает реализации концепции, в том числе и в Алматы.
Например, для эффективного, экологичного и комфортного перемещения горожан необходима система скоростного массового транспорта – метро, скоростной трамвай, городские электрички, BRT. Станции для остановки общественного транспорта становятся центром жизни района и провоцируют создание новых торговых, офисных объектов, строительство нового жилья в непосредственной близости.
"К сожалению, большинство городов Казахстана, а в особенности Алматы, не могут воспользоваться развитием транспортных систем как драйвером развития районов, так как проекты создания систем скоростного транспорта или вовсе не существуют, либо, в случае Алматы, развитие транспортного каркаса находится в полном застое, конца которому не видно", – объяснил Камински.
Также проблема в реализации возникает в новых многоэтажных районах и частном секторе.
В случае частного сектора, из-за низкой плотности населения нет необходимого числа потенциальных пользователей для функционирования социальных, торговых и культурных объектов. В таких условиях могут существовать только небольшие предприятия, предоставляющие ограниченный спектр товаров и услуг. Также в таких районах редко располагают офисы.
"Единственным выходом из ситуации для частного сектора является повышение интенсивности использования территорий, то есть уплотнение застройки. И здесь стоит сразу оговориться, что в Алматы сложился практически фанатичный, едва ли не религиозный страх перед этими понятиями. Но речь идёт не о строительстве многоэтажных домов среди частного сектора. Такой тип застройки как таунхасы, который не сильно уходит от концепции частного дома, уже значительно улучшает ситуацию. Двухэтажный жилой дом на шесть-восемь квартир кратно эффективнее двух-трёх частных домов, чьё место он занял бы. Даже частично внедрив такие виды застройки в существующий частный сектор, получится создать возможность для размещения, а главное – устойчивой работы социальных, торговых и культурных объектов", – отмечает урбанист.
15-минутки разделят горожан на богатых и бедных?
Некоторые пользователи интернета обеспокоены существованием концепции 15-минутного города. Они боятся, что реализация этой идеи превратит города в подобие дистриктов из серии книг "Голодные игры". То есть разделит общество на богатых и бедных: богатые будут жить в своих процветающих районах, а бедных заставят переселиться в гетто.
Урбанист Давид Камински считает, что современные города уже успешно с этим справляются. Они разделяют людей по уровню достатка и иногда вытесняют из родных районов. По его словам, сейчас появилась тенденция к джентрификации: обновление части города или появление в районе офиса крупной корпорации привлекает в район более обеспеченных людей. Из-за этого цены на аренду и покупку жилья повышаются, также поднимаются цены и в местных магазинах. В результате недостаточно платёжеспособные жители вынуждены переехать в другие районы.
Читайте также: 256 жилых комплексов построят в пригороде Алматы
По словам Камински, в США много примеров разделения и вытеснения.
"В течение прошлого века с помощью местных законодательных инициатив людям низкого достатка буквально запрещалось селиться в богатых районах. Например, за счёт введения требований по минимальному размеру земельных участков для строительства в районах с очень дорогой землёй. Очевидно, что небогатый человек не мог позволить себе купить такой участок", – рассказал урбанист.
Давид Камински считает, что в Алматы ситуация намного лучше, чем в США, но отрицать существование богатых и бедных районов нельзя.
"В старой многоквартирной застройке уживаются вместе горожане довольно разного достатка. В одной пятиэтажке вполне могут быть и довольно обеспеченные семьи, и те, кто получает государственную социальную помощь. Но новая застройка создаёт фундамент для атомизации и расслоения общества. В ЖК с ценой квадратного метра в 500, 700 тысяч или миллион тенге будут аккумулироваться люди приблизительно одного уровня достатка. Так и жильё одной ценовой категории группируется в одних и тех же районах. Едва ли можно встретить предложение с ценой миллион тенге за квадратный метр, а на другой стороне улицы – метр за 400 тысяч тенге", – отмечает Камински.