Токал, она и в Голливуде 30-х токал - Вуди Аллен открыл 69-й Каннский кинофестиваль
Для Вуди Аллена показывать фильмы в Каннах давно стало традицией: свою внеконкурсную картину (режиссёр никогда не принимает участие в призовой гонке) он представил в Каннах в 14-й раз, и уже в третий раз это фильм-открытие, до этого открывали Каннский кинофестиваль также "Голливудский финал" (2002 г.) и "Полночь в Париже" (2011 г.). Для нас же традицией становится другое – начинать свои каннские репортажи с фильмов Вуди Аллена – в прошлом году кинообозреватель informburo.kz Галия Байжанова писала из Канн о его новой ленте "Иррациональный человек" с Хоакином Фениксом в главной роли. В этом году знаменитый режиссёр привёз в Канны другую картину под названием Café Society.
Российские (а соответственно, и наши) прокатчики пока не определились с будущим названием: "Красивые люди" или "Светское общество". Честно говоря, оба названия не отражают сути, но "Светское общество", пожалуй, подходит чуть больше, ведь это история о том, что мы "настоящие", с нашими желаниями, мечтами и, так сказать, нутром, и мы "для общества" – это люди разные, иногда кардинально.
Сюжет фильма настолько непритязательный, что если бы он достался кому-то другому, то ничего бы не получилось. Но Аллена любят не за крутые сюжеты, а за то особое настроение, которое он в своих картинах создаёт, и в Café Society оно есть. Конечно, это далеко не лучшая кинолента мэтра, но фильм получился довольно милым, сентиментальным, в меру ироничным, а главное, как говорят в простонародье, жизненным.
Это история любви молодого человека, только начавшего покорять Голливуд (Джесси Айзенберг) к хорошенькой секретарше, которой покорять получается только благодаря симпатичному личику (Кристен Стюарт). Проблема одна – она токал одного кинобосса. Если бы это было в современном Казахстане, вышла бы, как все мы помним известные события, драма, а в Голливуде 30-х это повод для комедии, правда, для грустной, снятой в лучших традициях мастера. Но, как говорит Вуди устами одного из своих героев, сама жизнь – это комедия, жаль только, написанная автором-садистом. Именно поэтому нелюбимые живут с нелюбимыми, заводят детей не от большой любви, а потому что так надо, а девушки, несмотря на все бриллианты мира, всё же к финалу страдают от того, что настоящую любовь, ту что не купишь за деньги, они упустили.
У фильма есть одно большое достоинство – джазовая музыка, которая окутывает фильм очаровательной атмосферой, и всё здесь делается под старомодный, но очень приятный слуху джаз: объясняются в любви, ревнуют, делают мучительный выбор в отношениях, и даже убивают и скрывают следы своих преступлений в цементе – под джазовую мелодию.
Хороша картина Café Society и тем, что она не только рассказывает о любви, на первый взгляд, некрасивого, но очень обаятельного парня к красотке, мечтающей стать известной актрисой, а ставшей банальной любовницей, – фильм ещё показывает Голливуд того времени, теперь рефлексировать на эту тему модно. Об этой эпохе были последние фильмы "Трамбо" с Брайаном Крэнстоном и чудесный фильм братьев Коэнов "Да, здравствует Цезарь!" с Джорджем Клуни и Скарлетт Йоханссон. Но у Вуди Аллена свой взгляд на этот мир, более интимный, поэтому здесь рассказ не только о герое Джесси Айзенберга, но и о его семье, типичной для того времени: дяде-воротиле кинобизнеса, классической еврейской маме (все шутки на иврите и о евреях в зале приняли на ура), брате, лихом гангстере, сестре, вышедшей замуж за коммуниста, и так далее.
Хороши, если не сказать прекрасны, актёрские работы: Джесси Айзенберг – по фильму угловатый, неуверенный, но обаятельнейший молодой человек, по всей видимости, настоящее воплощение альтер-эго самого Вуди Аллена, на пресс-конференции режиссёр признался, что если бы не возраст, он бы сам сыграл этого героя. Звезда "Сумерек" Кристен Стюарт сыграла такую красотку, что зритель, не входящий в подростковую аудиторию, впервые понял, как она сексуальна и притягательна на экране. Блейк Лайвли на своём месте – она играет жену главного героя, симпатичную, но лишенную какой-либо харизмы жену, которая не сможет по-настоящему разбить ни одно мужское сердце.
Для Вуди Аллена это уже 47-я картина, он снимает примерно по фильму в год, поэтому на пресс-конференции не обошлось, конечно, и без традиционных вопросов о том, как ему удаётся сохранять такую режиссёрскую форму и выдавать рекордное количество работ отличного качества, которые не удается порой снимать даже молодым и полным сил. "Всё дело в генетике, – ответил он, – все мои предки были долгожителями. Мама умерла почти в 100 лет, а папа пережил её на несколько лет. Что касается лично моих ощущений, то хотя я и по факту немолодой, я всё же себя таким чувствую. Конечно, я знаю, что в жизни всякое может случиться, и, возможно, однажды меня хватит удар, а когда окажусь в инвалидном кресле, меня будут возить туда-сюда, и, глядя на меня, все будут говорить: "Смотрите, это Вуди Аллен, а ведь когда-то они снимал фильмы".
Вечером гостей ждала официальная премьера. Церемония открытия, как всегда, была пышной, а от количества звёзд слепило глаза. Помимо тех звёзд, что были по случаю премьеры, это Вуди Аллен и его актёры: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Блейк Лайвли, на церемонию открытия приехали Джастин Тимберлейк, Виктория Бекхэм, а также актрисы Джессика Честейн, Ева Лонгория, Наоми Уотс и другие. Были также и те, кто заседает в этом году в жюри: актрисы Кирстен Данст и Ванесса Паради, а также Джордж Миллер – режиссёр картины "Безумный Макс " с Томом Харди и Шарлиз Терон, получившей в феврале этого года рекордное число "Оскаров", за исключением главного – за режиссуру. В этом году его пригласили в Канны занять кресло председателя и возглавить жюри. Ему вместе с восемью кинозвёздами предстоит оценить 21 конкурсный фильм.
Что касается самой премьеры, то она была как минимум необычной, потому что из-за принятых мер безопасности проверяли всех и всё, по городу патрулировали не только сотни полицейских, работала даже конная полиция. К началу церемонию начался дождь, но к визиту самых знаменитых гостей дождь прекратился, и всё прошло как по маслу.
Всегда забавно наблюдать за теми, кто оказался на дорожке под прицелом сотен камер. В этом году у многих знаменитостей были такие длинные шлейфы, что был выделен, видимо, специальный мужчина, который бегал по красной дорожке, поправляя их. Самое эффектное платье было у Джулианны Мур – оно было с двумя кобрами, что бы это ни значило. Довольно часто камера акцентировала внимание на азиатских актрисах и актёрах, один из них пришёл в странном головном уборе, явно из какого-то фильма. Китайская актриса не стала избегать стереотипов о китайской культуре и показала фотографам элементы кунг-фу, точнее пассы руками, их напоминающие. Надо отметить, что практически все звёзды охотно делали селфи со своими поклонниками, главное, нужно было занять правильное место: нужно было прийти раньше всех и просидеть там, не сходя с занятого места до самого вечера. Скорее всего, оно того стоило.
Фестиваль только начался, и впереди много интересных премьер, сегодня покажут внеконкурсный фильм "Финансовый монстр" с Джулией Робертс и Джорджем Клуни, а мы о нём расскажем завтра.