Так уж сложилось, что правительство каждую осень преподносит нам сюрпризы. Начало сентября ознаменовалось решением отказаться от госрегулирования цен на бензин марки Аи-92/93. Причина в том, что до девальвации мы покупали бензин в России спокойно и без проблем, а теперь, после августовской девальвации, всё стало обходиться в разы дороже. Народ же, как всегда воспринимает происходящее на свой лад. К примеру, постоянные "жители" соцсетей, комментируя инновации от правительства, приходят к выводу, что оно просто вынуждено идти по пути шоковой терапии. Свободное плавание тенге и цен на бензин – это звенья одной цепи. Этих шоков можно было легко избежать, если бы правительство и Нацбанк постепенно переходили на рыночные рельсы ещё в "тучные" годы, когда цены на нефть были высокими. Такого же мнения придерживаются и эксперты informburo.kz.

В комментариях изданию руководитель общества содействия автомобилистам "ОСА" Руслан Лазута отметил, что ждать ничего хорошего, по крайней мере в ближайшее время не приходится. "У нас правительство всё отпустило в свободное плавание, и я рекомендовал бы самому правительству уйти в свободное плавание. Какой смысл нам содержать его, раз оно ни за что не хочет отвечать? В моём понимании всё идёт на самотёк. Понятное дело, что дешеветь ничто уже не будет. А дорожать - это как с добрым утром. У нас что ни осень, всякие НПЗ закрываются. Уже нефть скоро совсем подешевеет до уровня себестоимости, а цена на бензин растёт. У нас полно своей нефти, а мы всё сидим с голой задницей! Люди уже даже не возмущаются, с улыбкой воспринимают разные реформы от правительства, так как прекрасно понимают, что от них ничего уже не зависит. Скорее всего, водители опять будут выкручиваться, кто, как сможет", - считает Руслан Лазута.

Как говорил некогда канадский политик Уилфред Лорье, политические решения сами по себе редко вызывают серьёзное недовольство у населения, если, конечно, они не наносят заметного ущерба благосостоянию народа. Может, оно так и происходит где-нибудь в Канаде. У нас же страна - особенная. По крайней мере, какие бы эксперименты с нами не происходили, никаких недовольств не будет. Такой точки зрения придерживается политолог Максим Казначеев.

В комментариях informburo.kz он пояснил, что сегодня в Казахстане нет системных игроков, которые бы могли объединить народ под одной идеей. "Во-первых, у нас нет организации, структуры, игроков которые бы могли более или менее эффективно работать с протестными настроениями. Во-вторых, действующее законодательство очень жёстко заточено против любых стихийных протестов. Поэтому я считаю, что любая волна будет очень быстро подавлена", - говорит политолог.

Выступая в Астане на брифинге, первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев объяснил, что с переходом на плавающий курс тенге возникли определённые сложности. "При старом курсе, то есть до 20 августа у нас было соотношение рубль к тенге 2,95 и тогда мы спокойно закупали бензин в России. У нас цена была закупочная 97 тенге, и мы спокойно у себя продавали по 108 тенге. Но в связи с тем, что у нас перешли на плавающий курс тенге, уже соотношение рубля к тенге резко изменилось. И сегодня, если мы собираемся покупать бензин в РФ, то этот бензин нам уже обходится в 120 тенге. При розничной цене 108 тенге. Естественно, в убыток себе завозить в страну никто не будет. Если мы будем так дальше продолжать, то в скором времени, даже в конце сентября мы получим большой дефицит в стране. Поэтому мы рассматривали разные варианты, несмотря на то, что у нас имеется достаточный запас - около 200 тыс. тонн. Но этот запас быстро растает в связи с тем, что не будет дополнительного завоза. Поэтому мы рассматривали разные варианты, каким образом мы можем закрыть тот дефицит, который у нас образуется", - отметил первый вице-министр.

Выражение "отпустили" на самом деле означает просто название процесса, но не суть вопроса. Проблема в том, что импортозависимость Казахстана именно по высокооктановому бензину сохраняется до сих пор. Она находится где-то в пределах 30%.

И если до настоящего времени правительство ещё пыталось как-то регулировать цены на "народный" бензин, то с новой политикой инфляционного таргетирования, цена на горючее в 108 тенге за литр становится абсолютно непривлекательной для участников рынка, и соответственно полностью исчезает экономическая целесообразность поставок светлых нефтепродуктов в Казахстан.

"Всё это привело к однозначной ситуации. Если мы не примем какие-то срочные меры, то к концу сентября дефицит или повторение сценария прошлого года неизбежны. Если в прошлом году мы фактически заставили Нацкомпанию "Казмунайгаз" закупить бензин в соседних странах и продать его здесь себе в убыток, то в прошлом году они получили 8-9 млрд тенге минусового сальдо. Если бы мы повторили этот опыт и в этом году, то эта сумма поднялась бы минимум до 18 млрд тенге. В условиях нестабильности курса валют на мировых рынках, резких смен котировок на нефть становится очевидным, что такой путь для нас неприемлем. Нефтяные компании сейчас находятся в очень тяжелом положении из-за сохранения налоговой нагрузки на прежнем уровне, когда был период высоких цен. Кроме этого, нефтяные компании вынуждены исполнять обязательства на внутреннем рынке, который абсолютно непривлекателен для нефтяников. Понятно, что им выгодно сразу отправить добытое сырьё на экспорт, чтобы получить сразу валюту, конвертировать её, и выполнить те поручения и обязательства по заработной плате и социальной нагрузке, которые на них возложены контрактами и отдельными нормативно-правовыми актами. В частности как казсодержание, КЗОТ и пр.", - отметил в комментариях  informburo.kz директор департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Куандык Кулмурзин.

Эксперты от правительства понимают, что вслед за принятым решением вполне вероятно произойдёт увеличение цен. "Но, скорее всего, синусоида колебания цен на бензин повторит сценарий, который наблюдался, когда отпустили валюту в свободное плавание. Вначале вспух спрос, затем произошло равномерное движение, затем снова чуть поднялось и сейчас колеблется на уровне 230-240 тенге за доллар. Также будет и с ценами на бензин. Не забывайте что в ноябре-декабре потребность 92-го бензина не такая активная, как в летний период. Естественно, если спрос будет падать, а предложения превышать, то цена тоже будет варьироваться в допустимых пределах", - отмечает Куандык Кулмурзин.