Technation: Молодые предприниматели из Казахстана доказали, что и у нас есть креативные бизнес-идеи
Новые технологии позволяют соединить цифровой мир, физический и мобильные приложения, способствующие улучшению вовсе не виртуальной реальности. Молодые люди, которые в течение месяца шлифовали свои идеи, чтобы добиться признания и продвинуть вынашиваемые проекты в жизнь, в очередной раз доказали, что умы казахстанской молодёжи - это далеко не застоявшееся болото, как утверждают в сердцах отдельные представители старшего поколения. Просто мыслят молодые люди совсем другими категориями. Но дело даже не в этом, а в том, что благодаря им Казахстан действительно может выйти на международный рынок.
26 июля в Алматы были подведены итоги отборочных туров акселерационной программы Technation для стартап-команд из стран СНГ, Европы и Азии, организованной Министерством по инвестициям и развитию РК совместно с АО "Национальное агентство по технологическому развитию" (NATD) при участии бизнес-акселератора Happy Farm.
Международный экспертный комитет программы определил лучшие стартап-команды, которые поедут на программу ускоренного развития в Кремниевую долину США в октябре 2015 года. Это 7 казахстанских команд и 2 команды из Украины и Кыргызстана, отобранные частными инвесторами, которые также будут участвовать в акселерационной программе.
Technation – это интенсивная программа обучения методике стартапов (от англ. "startup" – начало процесса. - Авт.) на ранней стадии развития.
"У Казахстана есть все шансы выйти на мировой рынок. Я не понимаю, как можно считать иначе. Достаточно увидеть людей и проекты, которые нам презентовали, чтобы не сомневаться в этом. Ребята здесь очень активные, у них много страсти, они хотят развиваться, а не сидеть на месте и просто "как-то жить". У тех команд, которые презентовали нам свои проекты, есть действительно крутые идеи, которые могут быть не только успешно монетизированы на локальном рынке Казахстана, но и имеют все шансы выйти на мировой рынок. Давайте не будем забывать, что у очень многих основателей сегодняшних гигантов IT-индустрии корни в бывшем СССР или странах СНГ, поэтому я верю в этих ребят и в эту страну. У вас всё получится. Главное не забывать, что программа Technation - это только первый шаг. Ещё надо сделать очень-очень много шагов, чтобы действительно стать центром стартап-индустрии", - отмечает управляющий директор в Boston Consulting Groups Кейн Пейн.
Битва умов
С 17 по 26 июля 2015 года экспертная комиссия, куда вошли специалисты из Кремниевой долины, казахстанских и украинских ведущих компаний и официальных ведомств, проводила отбор проектов, представленных молодыми предпринимателями.
В общей сложности комиссия рассмотрела 345 проектов из 15 стран.
В первом отборочном туре были определены более 80 стартап-команд. Далее для участия в финальном выступлении перед международной экспертной комиссией было отобрано 40 команд.
На втором этапе участники смогли получить знания и навыки по разработке бизнес-моделей и бизнес-планов проектов, попробовать свои силы, а также научиться определять возможности монетизации своих продуктов.
Забегая вперед отмечу, что монетизация – это бизнес-модель, которая демонстрирует, каким образом проект будет приносить прибыль. К примеру, монетизация Facebook – это реклама. У Twitter и Instagram монетизации нет, но стоят эти проекты слишком дорого, потому что их потенциал крайне высок. Когда участники проекта защищают свою идею, они должны чётко понимать, откуда будут поступать доходы. Чем лучше просчитан и продуман проект, тем больше у него шансов пройти в финал. Для этого участникам проекта необходимо было тщательно проанализировать рынок, в котором они собираются работать, узнать и изучить конкурентов. Оно и понятно: зачем изобретать велосипед, если это уже кто-то сделал до вас?
Поэтому на заключительном этапе конкурса происходила натуральная битва умов. И было за что. Согласно проекту, первые два месяца финалисты конкурса проведут в Алматы, обучаясь бизнес-технологиям, третий месяц – в Кремниевой долине. Экспертам же предстояло отобрать 7 самых лучших команд.
Стартапы рассматривались по 8 критериям: инвестиционной привлекательности проекта, стадии разработки, степени решаемой проблемы, потенциала роста, потенциала рынка, потенциала команды и пр.
Эксперт прав. Поскольку очевидно, что победителям проекта, которым светит возможность получить обучение и наладить контакты в Сан-Франциско (штат Калифорния, США), отличающимся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством hi-tech, поэтому победителям конкурса просто необходимо свободно владеть английским языком.
Бизнес-инкубатор для талантов
Конкурс Technation проходит на базе бывшего КазЭУ. По словам ректора Нового экономического университета (НЭУ), доктора PhD в области экономики Кшиштофа Рыбиньски, идея создания бизнес-инкубатора изначально планировалась руководителями университета. "Раньше в Польше я работал в "Энжи капитал" и знаю, что если над проектами работают вместе профессора и молодые студенты, то это даёт свои преимущества. Так что мы решили построить бизнес-инкубатор, подобный тем, что есть в странах Европы. При этом он будет открытого типа, доступен не только для студентов университета, но и вообще для молодых предпринимателей из Казахстана и других стран, у которых есть интересные идеи. Я надеюсь, что проект Technation - пример того, какие мероприятия у нас будут проводиться", - отметил глава НЭУ.
Эксперт уверен, что сегодня Казахстану не следует делать ставку на нефтяную политику, когда в стране есть молодое поколение, которое изобилует перспективными и креативными бизнес-идеями.
"Для этого и университетам необходимо работать немножко в другом режиме, чтобы молодые люди могли выходить со своими идеями и реализовывать их, а не мечтать только о госслужбе или крупной компании в Атырау. Необходимо не просто заполнять ум знаниями, нужно чтобы у молодого человека был широкий кругозор, опыт работы на проектах. Этому как раз и помогает бизнес-инкубатор", - считает Кшиштоф Рыбиньски.
Немного о проектах
Конечно, сложно представить, что молодые люди действительно представили комиссии нечто невообразимо новое. Однако, как рассказала informburo.kz Зинаида Пак, руководитель Клуба молодых предпринимателей "Most", который является стратегическим партнёром проекта Technation, несмотря ни на что ребята привнесли изюминку в свои предложения.
По её словам, есть и действительно занимательные и перспективные идеи. К примеру, если ваш знакомый или коллега вдруг пригласил на свой день рождения. Естественно, почти сразу же возникает вопрос: "Что же подарить?"
Креативные ребята придумали, как быстро решить эту проблему. Они разработали специальную программу, куда можно просто загрузить ссылку аккаунта социальной сети этого юбиляра. Машина сама анализирует profile, учитывая что нравится этому человеку, какие посты чаще всего он пишет, какую музыку скачивает, какие фотографии размещает и прочее. В результате выдаётся список подарков, которые ему больше всего понравились бы.
Был и другой проект, который позволяет через приложение в мобильном телефоне контролировать электропитание по всему дому. К примеру, вы, выехав из дома, вдруг вспомнили, что забыли выключить утюг. При помощи этого приложения у вас не возникнет проблемы контроля электросети в доме, и не надо возвращаться, чтобы выключить утюг. Если выйти за рамки "умного дома" и рассматривать задумку в глобальном масштабе, то, конечно, данное приложение можно оптимизировать для крупных предприятий.
Другой победитель конкурса Санжар Алтаев отметил, что его группа разработала систему Аlmasales, которая также позволяет повысить производительность продаж и вести контрагентов."Конкурентное отличие от других аналогичных предложений заключается в том, что у нас методология вшита в систему. Тогда как другие продают просто какие-то функциональные пункты, и вам нужно самим решать, каким образом всё это настраивать. А мы предлагаем уже готовое решение. Во время защиты проекта члены комиссии расспрашивали нас о его доходности. Для нас это простой вопрос, потому что у нас уже есть факт продаж и доходы. За три месяца мы заработали 9 млн тенге. Каждый месяц сумма даёт прирост. Если говорить о глобальном применении нашего проекта, то здесь мы планируем построить модель франчайзи. Допустим, в Дубае уже есть IT-компании, которые могут продавать наш продукт, и иметь нормальную маржу", - рассказал Санжар.
"Верный" вклад или утечка мозгов?
Каждый из участников проекта, беседуя с informburo.kz, обязательно отмечал, что организаторы Technation сразу предупреждали: представляемые проекты должны иметь глобальный масштаб, ибо прицел приехавших на проект специалистов из Кремниевой долины сразу сбит на американский рынок. Исходя из того, что практически все члены отборочной комиссии были в восторге от предложенных идей, можно было бы заподозрить кого-нибудь и в корыстных целях. Мол, калифорнийские эксперты заинтересованы в утечке мозгов из Казахстана. Но рассуждать об этом можно, конечно, до бесконечности. Главное покажет результат. В конце концов, Казахстану следует не только культивировать у себя мировые тренды, но и самому выходить на международные рынки. И это нормально. Это - эволюция.
По словам заместителя председателя правления NATD Жуматая Салимова, Technation лишь пробный шаг, а для того чтобы программа набрала оборот, необходимо провести 3-4 цикла. Пока, отмечает эксперт, организаторы проекта лишь проторили дорожку в этом поле и сумели показать местным инвесторам и зарубежным, что у нас есть интересные идеи. "Конечно 10 – это "best of the best", самые лучшие, которых отбирают иностранные специалисты с прицелом на глобальный рынок. Но есть очень хорошие стартапы, которые ориентированы только на казахстанский рынок", - рассказал informburo.kz Жуматай Салимов.
"У выступающих было много хороших идей. Для нас это просто благодатная почва. Вот где надо брать этих ребят с их идеями и заводить на наши инструменты. Крутые команды здесь были, и питчились, как боги! Я в восторге!" - ликует Салимов.
Кстати, финансовая составляющая проекта Technation включает государственные затраты и вложения частных инвесторов. На госзатраты - около 70 млн тенге - предусмотрен приезд иностранных экспертов, организация отбора участников проекта, проведение обучающих тренингов и стажировок для победителей программы в Кремниевой долине. А инвестиции частных инвесторов (около 200 тыс. долларов) закрывают затраты двух месяцев – проживание, питание, обучение.
Что же касается привлечения потенциальных инвесторов к перспективным проектам, то, как отметил Кшиштоф Рыбиньски, это тоже не проблема. "Наш вуз является частью фонда "Верный капитал", специализирующегося на прямых инвестициях (private equity) в частные компании. Это 4 млрд долларов. Так что если будут хорошие бизнес-идеи, проблем найти деньги не будет. Самый большой вопрос не в деньгах. Их в мире очень много. А вот чего не хватает, так это хорошей бизнес-идеи. Если проект перспективный, то почему бы его не поддержать?" - говорит ректор НЭУ.
Как рассказывают сами участники программы, на их проекты требуется совсем не так много средств - от 2 до 5 тыс. долларов. Для перспективных идей, которые, что самое главное, решают проблемы людей, это действительно немного. Ведь если и идея хорошая, и команда сплочённая, и успех продукта просчитан, то инвесторы с деньгами всегда найдутся.