Представьте себе спектакль, который начинается с того, что в полной темноте и актёры, и зрители вслух читают с экрана текст. Текст управляет ими: делит на группы или объединяет, заставляет менять громкость голоса или испытывать определённые эмоции, задаваться вопросами или притворяться кем-то другим. Артисты рассказывают воспоминания, которые только кажутся неважными, но на самом деле они личные. А зрители в этот момент отпускают ехидные комментарии, задают вопросы или перетягивают внимание на себя.

Именно таким был показ лаборатории "Практика участия". Проходил он в рамках актёрско-режиссёрского курса театра ARTиШОК. Спустя четыре месяца работы к студентам приехал с мастер-классом авангард партисипативного театра: драматург Наташа Боренко и лидеры европейского театрального движения – немецкий театр She She Pop. Этот коллектив 25 лет занимается горизонтальным театром и театром соучастия. Его представители – Лиза Лукассен и Себастьян Барк научили ребят профессиональным приёмам и вместе с ними подготовили перформанс.

Informburo.kz поговорил с немецкими артистами и выяснил, зачем театр нарушает личные границы и почему людям, которые боятся современных спектаклей из-за излишней интерактивности, возможно, стоит быть смелее.

"Ты никогда не знаешь, что будет происходить"

Партисипативный театр, или по-простому театр соучастия, – это спектакль, в котором и актёры, и зрители фактически на равных. Действие не может произойти без участия в нём зрителя. У театра соучастия есть два типа:

  • Первый – уличный. Когда прохожие не знают, что это театр, что они стали соучастниками и принимают участие в каком-то представлении. Действие формируется в процессе.
  • Второй (к нему относят себя She She Pop) – со зрителями и сценой. Зритель вовлекается в спектакль с помощью вопросов или каких-то задач. Этот театр работает с идеей "мы здесь вместе, и вместе несём ответственность за то, что сейчас происходит".

"Мы больше любим такой театр, когда двери закрываются и никто не может покинуть помещение. Это может быть немного страшно, потому что никто не знает, что дальше будет. Но, знаете, мы сами тоже немного боимся", – смеётся Себастьян Барк.


Себастьян Барк, Лиза Лукассен и Наташа Боренка на мастер-классе / Фото Алмаза Толеке

Большинство казахстанцев не ходят в современные театры из-за уверенности, что на сцене будет происходить что-то слишком концептуальное, а их самих непременно заставят что-то делать. По мнению Себастьяна Барка, главная причина этого страха в том, что человек боится потерять контроль и столкнуться с непривычным опытом.

"Когда ты идёшь в классический театр, ты практически всегда знаешь, что будет происходить. Ты будешь сидеть, смотреть на красивых эмоциональных людей и следить за ходом истории, которую ты, наверняка, уже знаешь. Но когда ты приходишь в современный театр, приходится отпустить привычку контролировать процесс, потому что ты никогда до конца не знаешь, что будет происходить. Но этим волнением можно наслаждаться", – уверен немецкий актёр.

Для актёров такая неизвестность – тоже стресс. Но он компенсируется возможностью быть удивлённым. Для зрителя же риски минимальны. Как правило, артисты хорошо подготовлены. Приглашение к действию должно быть аккуратным, вежливым и обоснованным. У зрителя всегда есть возможность сказать артисту "нет".

"Мы всегда стараемся войти в контакт с теми людьми, которых хотим привлечь, – поясняет Себастьян Барк. – Мы никогда не подойдём к человеку, который пытается спрятаться или дистанцироваться. Чаще происходит обратная игра: подай нам знак, если ты хочешь участвовать, ведь мы хотим с тобой взаимодействовать".

"После этого никто не чувствует себя лучше"

Кроме адреналина от непривычной ситуации, партисипативный театр дарит возможность взглянуть на привычные вещи под другим углом. Иной взгляд может быть и на пьесу, и на тему, которую поднимает спектакль, и на привычные окружающие вещи и понятия. Это расширяет границы и перспективы. Когда человек находится внутри действия и разделяет его с артистами, изменения происходят гораздо быстрее, чем если бы он оставался в стороне и просто наблюдал.

Главное преимущество такого театра в том, что он отличается от кино. Сложно игнорировать тот факт, что с тобой в комнате находится сотня человек и тебе так или иначе приходится делиться с ними своим переживанием и взаимодействовать.


Главное преимущество такого театра в том, что он отличается от кино / Фото Алмаза Толеке

В качестве примера немецкие артисты привели одну из первых своих работ – спектакль "Почему ты не танцуешь?". Действие происходит на большом танцполе, где любой человек может подойти к другому и пригласить его потанцевать. Спектакль был о проблемах, с которыми мы сталкиваемся прежде, чем познакомиться с новым человеком. О том, что каждый человек надеется, что где-то есть другой человек, который может стать ему другом.

Идея была не в том, чтобы актёр и зритель потанцевали и стали друзьями. She She Pop хотел исследовать поведение и тех, и других в попытке открыться, рассказать о себе, страхах и барьерах, которые мешают людям общаться. Ведь театр – это то пространство, где может возникнуть утопичная ситуация, в которой мы можем сделать что-то, на что в обычной жизни никогда бы не решились.


Фрагмент перформанса / Фото Алмаза Толеке

Это было заметно и на том перформансе, которое поставили студенты ARTиШОКа под руководством актёров из She She Pop. Зрители в зале сначала настороженно отнеслись к идее выполнять команды, которые диктовал им текст на экране. Но с каждой новой строчкой голоса становились увереннее, и вот уже кто-то вступает в диалог с девушкой на сцене. Они обмениваются всего парой реплик. Но чувствуется внутреннее довольство от того, что человек пришёл посмотреть на артистов, а в итоге стал пусть маленькой, но частью спектакля.