Фастфуд: битва за желудки. McDonald's приходит в Казахстан
Это отнюдь не является секретом, но благодаря широкомасштабной рекламе на мировом уровне, в головы большинства обывателей был вбит в буквальном смысле вирусный стереотип. В соответствии с ним, страны, где не присутствуют такие глобальные бренды фастфуда, как Subway, Starbucks, Burger King, Domino's Pizza, Taco Bell или KFC, вроде бы и нельзя назвать нормальными. При этом идеальным вариантом считается, когда в крупнейших городах "нормальной страны" присутствует как минимум первая десятка лидеров рейтинга мирового общепита, к которому в последнее время неизменно причисляют ещё и Pizza Hat, Wendy's, Quiznos и McDonald's.
Согласно сложившимся стереотипам, страну, где нет сети McDonald's, цивилизованной назвать можно лишь с большой натяжкой.
Не самый лучший, но самый важный
В ряду этих сетей быстрого питания последний бренд занимает особое место. Не важно, что McDonald's ещё 5 лет назад потерял звание самой распространённой и популярной сети фастфудов в мире, уступив пальму первенства бренду Subway. Никакого значения уже давно не имеет и тот факт, что их гамбургеры вместе с картофелем фри даже у американцев куда менее популярны по сравнению с аналогичной продукции от сети Burger King. Главное, что в соответствии со сложившимися стереотипами наличие хотя бы одного ресторана McDonald's - это что-то вроде признака особой цивилизованности. А потому правительства ставших "на путь демократии" различных государств ради появления забегаловок McDonald's на территории их страны готовы расшибиться чуть ли не в лепёшку.
Доказать и показать
Понятное дело, что в McDonald's Corporation этот миф упорно холят и лелеют. Достаточно сказать, что только право использования её бренда и бизнес-модели, позволяющее открыть лишь один новый ресторан быстрого питания с узнаваемыми во всём мире двумя "золотыми арками", стоит 45 тысяч долларов. При этом будущий владелец "Макдональдса" должен показать и доказать, что у него есть в наличии незапятнанный сомнительными сделками начальный капитал в размере минимум 750 тысяч долларов (если он гражданин США) и не меньше 950 тысяч долларов, ежели он из другой страны. Но это ещё не всё. Вместе с приобретением франшизы подписывается особый договор.
Для открытия ресторана McDonald's нужны не только большие деньги. Необходимо взять на себя и определённые обязательства.
Важные обязательства
Согласно этому документу, новоиспечённый владелец точки McDonald's должен иметь незапятнанную кредитную историю в банках. Ежемесячно отчислять 12,5% от суммы дохода в пользу головного офиса. Быть готовым купить фирменное оборудование на сумму не менее 1,5 млн долларов либо регулярно платить 10-15% в месяц от стоимости взятого в аренду. Кроме того, прежде чем начать свою деятельность под "золотыми арками", владелец фастфуда должен гарантировать, что при формировании меню ресторана на 75% будут использованы местные продукты. Наконец, взять на себя обязательства регулярно поддерживать различные благотворительные мероприятия, начать оказывать спонсорскую помощь одной из местных спортивных команд и не иметь конфликтов с общественностью из-за работы ресторана. Про затраты на рекламу в пределах не менее 4,5% от прибыли и обучение обслуживающего персонала вообще говорить не стоит: всё только за свой счёт.
Важный аргумент
Понятное дело, что при таких обстоятельствах отнюдь не все владельцы "Макдональдсов" в итоге остаются на плаву. С 2008 года, когда в мире разразился финансово-экономический кризис, немало ресторанов этой сети приостановили свою деятельность. Особенно серьёзные проблемы оказались у точек общепита, расположенных в небольших населённых пунктах. Продолжили же свою деятельность в основном те владельцы ресторанов McDonald's, которые имели связи, в том числе в государственных структурах. Всё-таки требования сети фастфудов об использовании местных продуктов в момент кризиса - аргумент в её пользу достаточно серьёзный.
Рестораны McDonald's есть в 10 бывших республиках Советского Союза. Кроме стран Центральной Азии.
Всё дело в специфике
Ну а теперь к нашим реалиям. Казалось бы, и города у нас есть для этой компании общественного питания подходящие, и население у нас по сравнению, например, с жителями Белоруссии, Молдовы или Грузии побогаче будет. Но в Минске и Кишинёве McDonald's - дело обычное, а у нас о фастфуде от этой компании с начала 90-х годов одни только разговоры. Опять же вспоминаем условия франшизы. С местными продуктами длительное время у нас проблема на проблеме наблюдалась: до сих пор многое из России и Китая завозим. Про благотворительность мы главным образом из выпусков "Хабара" узнавали, как, собственно, и о прозрачности бухгалтерий отечественных долларовых миллионеров. Специфика такая местная.
Не дождались, но ждём
Впрочем, некоторые подвижки в этом направлении появились в ноябре 2014 года. Тогда компания Food Solutions KZ объявила о приобретении франшизы "Макдональдса" для работы в Казахстане. Сообщалось, что первый ресторан с двумя "золотыми арками" появится уже во второй половине 2015 года. Проехали. Теперь же из новостных лент информационных агентств выясняется, что если McDonald's и начнёт свою деятельность в нашей стране, то не раньше, чем в 2016 году. Кстати, не факт, что и в следующем году начнёт. Ведь купившая франшизу у McDonald's Corporation компания Food Solutions KZ ещё до начала строительства своего первого ресторана умудрилась поссориться с общественностью Алматы из-за здания кинотеатра "Алатау". Сразу же вспоминаем про ещё один из пунктов обязательств.
Минусы против плюсов
Не совсем понятно, отчего Food Solutions KZ хваткой бультерьера вцепилась в этот участок на углу улиц Толе би и Кунаева. Ведь назвать его с точки зрения общественного питания привлекательным можно с очень большой натяжкой. Проходимость там, мягко говоря, не слишком уж высокая. Да, в этом районе есть несколько бизнес-центров. Но что-то мало верится, что "белые воротнички" станут на обед регулярно ходить в McDonald's. Можно понадеяться и на студентов из рядом расположенного Казахского педагогического университета. Однако и здесь загвоздка не исключена: цена стандартного гамбургера в McDonald's нередко на 20, а то и на 40% выше по сравнению с почти такой же котлетой в булочке у конкурентов из Burger King, Hardee's или KFC. А значит, вполне возможно, что считающий каждую "тенгушку" студент продолжит ходить по привычному для него маршруту: через парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев к Зелёному базару. Про жителей близлежащих домов говорить вообще как-то неудобно. Надо полагать, не зря этот район негласно "Домодедово" называют.