Суперстар по-афгански или как герой Билла Мюррея зажигает звёзды в горячей точке
В новой комедии оскароносного режиссёра Барри Левинсона (он получил золотую статуэтку за фильм "Человек дождя") встречаются два взаимоисключающих понятия: "комедия" и "Афганистан". Казалось бы, вот оно – поле для убойных шуток, но Восток – дело тонкое, говорит старинная поговорка, и шутить о нём, оказывается, совсем непросто. Так и произошло с фильмом "Рок на Востоке", рассказывающем о злоключениях американского продюсера в Афганистане. Оказалось, для того чтобы снять хит проката, недостаточно оскароносного режиссёра, крутых актёров и афганской экзотики. Нужны ещё и продуманный до мельчайших подробностей сценарий, и шутки не только про угнетённых женщин Востока, которых за выступление на сцене могут забить камнями. Но зал большую часть фильма смеётся, и это главное.
Итак, сюжет. У лузера со стажем, незадачливого, но очень душевного музыкального продюсера Риччи Лэнца (его играет Билл Мюррей) непростые времена – он вынужден часами прослушивать бездарей и для поддержания имиджа придумывать байки о близких отношениях с мегазвёздами. Поэтому когда ему предлагают съездить с его единственной подопечной (Зои Дешанель) в Афганистан – спеть для американских солдат – он соглашается, не задумываясь. Правда, вместо турне по Афганистану и близлежащим странам он оказывается в смертельно опасном путешествии, где из более-менее адекватных земляков – лишь наёмник (Брюс Уиллис) и проститутка (Кейт Хадсон). Но пережитый стресс и страх отходят на второй план, когда Ленцу удаётся открыть в глубинке свою звезду – смелую пуштунку, не побоявшуюся выйти на сцену (Лим Лубани).
Сама тема, вокруг которой построен весь юмор в фильме, – непримиримый конфликт Востока и Запада и два радикально разных мира (военная база в Афганистане и американский шоу-бизнес) – довольна интересна. И пусть исполнение этой идеи оказалось неидеальным – в сценарии мы видим и не всегда срабатывающие шутки, не совсем логичные переходы, неправдоподобные образы вроде афганской девушки, идеально поющей на английском – зритель всё же уходит с сеанса довольным. Ведь главное в этом фильме это даже не смех до коликов, а миролюбивый месседж картины: лучше петь, чем заниматься войной. И ведь после просмотра фильма хочется верить, что можно договориться даже с талибами.
Для Барри Левинсона "Рок на востоке" – что-то вроде дежавю. В конце 80-х он уже снимал похожую драматическую комедию, где события также разворачиваются в зоне военного конфликта. Только речь там не о сегодняшнем Афганистане, а о Вьетнаме 70-х годов. По сюжету фильма "Доброе утро, Вьетнам!", из Америки в Сайгон отправляется такой же творческий человек, только он не музыкальный продюсер, как здесь, а диджей. И там столкновение двух миров – созидающего и разрушающего, но в случае с Вьетнамом, говорят, выглядело несколько значительнее.
Что касается музыкальной составляющей "Рока на Востоке", то она получилась довольно милой, звучит всё: от песен Боба Дилана и Deep Purple, до хитов Аланис Мориссет и лучших песен Кэта Стивенса (оказывается, этот британский певец довольно популярен в мусульманском мире, ведь он принял ислам и даже поменял имя). Музыкальный коктейль довольно органичен, но, конечно, вне конкурса (предупреждаем – спойлер) исполненный героем Мюррея хит Smoke on the water на каком-то афганском инструменте.
Пусть комедия Барри Левинсона и не шедевр, фильм даже провалился в мировом прокате и из потраченных на него 15 миллионов долларов собрал лишь около трёх, это всё же картина на которую можно сходить и не пожалеть.