В конусообразной подвенечной шапке казахской невесты при желании можно найти сходство даже с убранством саков-острошапочников, живших в евразийских степях более 2000 лет назад.

Молодая одевала саукеле перед отъездом из родного аула в семью жениха. Заодно на голову накидывалось ещё и специальное покрывало – желек. Если учесть особую магическую незащищённость невесты в этот переходный момент, то можно предположить, что такой изощрённый головной убор не только был украшением, но и нёс защитные функции, предохраняя от всевозможных дурных влияний, порч и сглазов.



Вот что писал про саукеле приятель Чокана Валиханова, известный этнограф Шагимардан Ибрагимов:

"В приданое невесте готовят следующие вещи:

1. остроконечный головной убор, наз. саукеле. Он имеет форму сахарной головы, вышиной от 1-го до 1 ½ арш., разукрашивается разными серебряными и золотыми монетами, жемчугом, сердоликом, янтарём, кораллами, бирюзой и разными драгоценными камнями. Убор этот бывает очень ценный и стоит иногда от 5 до 25 и более лошадей,

2. кибитка из белых кошм…"

Как видно, саукеле ставилось выше, чем праздничная юрта. Неслучайно его передавали по наследству, а в случае, если женщина умирала бездетной – возвращали в её род. Так, после смерти своей дочки Мейржан, выданной замуж и не оставившей потомства, султан М. Урманов потребовал возврата приданого, составив длинный список, где первым опять же значилось саукеле стоимостью 389 рублей.



Вообще разнообразие головных уборов у казахов старого времени вызывает восхищение. По ним в былые времена легко определялся не только социальный статус, но и родовая принадлежность носителя. Особенно характерным всё это было для головных уборов женщин. Знаменитый борек девушек – с околышем из меха и султанчиком из перьев филина. Кимешек, который молодухи начинали носить по рождении первенца. Тюрбан-кундык старушек. И ещё десятки и сотни видов, модификаций и способов ношения. Женщина всегда и везде оставалась женщиной.



А вот как описывает женские головные уборы Узбекали Джанибеков в своей содержательной книге "Эхо…":

"Такия (шапочка на твёрдой основе, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, украшенная бусинками из драгоценных камней, кораллов и перьями совы) заменялась на первых порах саукеле, …а после окончания свадебных торжеств – жаулыком, головным убором, складываемым из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, или кимешеком, суламой, кундуком, покрывавшим волосы, спину, плечи женщины. Нередко обходились и белым платком".

Но саукеле, сразу возвышавший невесту над всеми прочими, оставался превыше всего! И в прямом и в переносном смысле. Высота некоторых уборов достигала 70 сантиметров. Невеста была заметна издалека и отличима сразу.

О ценности саукеле говорит и тот факт, что над его созданием мастер-зергер иногда трудился более года. А для перевозки саукеле делались специальные суконные футляры, также богато изукрашенные и расшитые золотом. Встречались экземпляры стоимостью в две-три тысячи серебряных рублей.

Основа саукеле шилась из жёсткого войлока, покрытого красным бархатом и украшенного… чем только не украшенного! Полосками ценного меха, серебряными монетами, кораллами, жемчугами, бисером, золотыми украшениями, драгоценными каменьями. То, что не помещалось на самой шапке, привешивалось по бокам, на специальных подвесках-жактау. Но это, разумеется, вариант богатых невест. Однако замуж в степи выходили не только султанские и байские дочки, а саукеле никто не отменял и для бедных. Ритуальные свадебные шапки простых номадок и украшали по-простому – не серебром, а оловом, не шёлком, а ситцем.



В былые времена "молодая" носила саукеле до рождения первенца, но в более поздние времена всё ограничивалось лишь свадебной церемонией. А к концу XIX столетия, когда структура приданого начала претерпевать качественное изменение и становиться всё более практичной (драгоценному венцу многие уже предпочитали самовары и швейные машинки "Зингер"), саукеле начали стремительно выходить из моды.

Нервный XX век, с его бесконечными переделами и переоценками привёл к практически полной утере "исторических" саукеле, наиболее интересные из которых, по мнению специалистов, хранятся ныне за рубежами Казахстана. В частности – в собраниях Санкт-Петербурга, этого крупнейшего музейного центра планеты. Особенно ценными экземплярами располагает знаменитая Кунсткамера – музей антропологии и этнографии (МАЭ) и Российский этнографический музей (РЭА), который в советские времена назывался музеем этнографии народов СССР (ГМЭ).

Вот компетентное мнение Алькея Маргулана, относящееся к 80-м годам прошлого столетия:

"В настоящее время около пятнадцати саукеле находятся в ГМЭ, шесть – в МАЭ. Богатую коллекцию саукеле имеет Центральный музей Татарской АССР (Казань). Интересные саукеле хранятся в музеях Омска, Петропавловска, а также Алма-Аты и Ташкента".

Как видно, уже тогда казахстанским музеям отводилось довольно скромное место в деле сбережения этих примечательных предметов казахской этнографии. И это не случайно. Массовый вывоз саукеле из Казахстана начался ещё во второй половине XIX века. Стараниями казахских султанов, таких как Чингис Валиханов, Мейрам Джанайдаров, Сандыбай Чапанов, они попали на знаменитую выставку Третьего конгресса ориенталистов в Санкт-Петербурге 1876 года. Саукеле Чапанова оценивалось в 600 рублей и было украшено "тридцатью нитками кораллов, пятнадцатью нитками жемчуга, вышито красным шёлком и обшито бахромой из золотых нитей".

Не менее ценные экспонаты украшали и Нижегородскую выставку в 1893 году. И вновь экспонировались в 1903 году на международной выставке в столице империи. По мнению Маргулана, именно экземпляры этой последней выставки и составили основу коллекции ГМЭ.


Российский этнографический музей

"Казахская коллекция" Российского этнографического музея, которую начали собирать ещё до революции, вообще славится обилием подлинных раритетов. Весь фонд Средней Азии и Казахстана насчитывает 40 000 единиц хранения, что делает это собрание величайшим в мире. И хотя казахская часть не самая большая, о значении её говорит хотя бы тот факт, что долгие годы руководит отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана именно специалист по традиционной культуре казахов Л.Ф.Попова.

Напрасно думать, что все эти богатства пылятся где-то в запасниках и недоступны посетителям. Многие – на виду. И отнюдь не обделены вниманием. Тем более, что ныне музей входит в число объектов посещения школьников в рамках весьма злободневной для современного общества темы – "уроков толерантности". Напомню, что среди 146,5 миллионов жителей России числится 648 тысяч казахов (это десятая по численности нация РФ).

Что до настоящих саукеле, то они, похоже, остались в истории. Хотя временами на современных свадьбах и мелькают бутафорские подделки, нынешние казахские невесты, даже самые богатые, предпочитают украшать себя совсем иначе.