Сокращение проверок, судебная реформа: что нужно, чтобы казахстанский бизнес доверял государству
Напомним, в стране внедряется новая регуляторная политика в отношении предпринимателей: с 2024 года вдвое будут сокращены плановые проверки, также вводится судебная реформа. Происходит попытка внедрить международный опыт взаимодействия государства и бизнеса, но получится ли обеспечить взаимное доверие бизнесменов и чиновников?
Уже через два месяца в Казахстане заработает новая система проверок бизнеса. С 1 января 2024 года плановые проверки будут проводиться без человеческого участия в рамках автоматизации систем управления рисками во всех сферах госконтроля и надзора. Эти планы ещё летом анонсировал премьер-министр РК Алихан Смаилов. Подробностей, как будет организована данная система контроля, власти пока не раскрывают. Работы по автоматизации планируется завершить до конца этого года, и ожидается, что в результате количество проверок сократится в два раза.
О введении новой регуляторной политики – "с чистого листа" ещё в январе текущего года Алихан Смаилов отчитывался на совещании под председательством главы государства. Этот подход три года назад провозгласил президент. Предполагается, что госорганы будут формулировать требования к бизнесу таким образом, чтобы они были мотивированы, доступно изложены, без двойного толкования.
Основной новеллой нового подхода к регулированию является внедрение Реестра обязательных требований. Как рассказывал Алихан Смаилов, с января этого года документ находится в открытом доступе. В результате правительством было проанализировано 128 тысяч требований в 44 сферах, из которых выявлено более 10 тысяч требований, не соответствующих условиям новой регуляторной политики.
"Проверки по требованиям, отсутствующим в реестре, теперь не проводятся. Кроме того, в текущем году из законодательства будет исключено 10 тысяч излишних требований к бизнесу, что значительно сократит количество проверок", – сказал глава правительства.
Судя по отчётам, пока реформа действительно идёт. В отношении предпринимателей сокращаются не только проверки, но и количество уголовных дел. По данным Генпрокуратуры, если ранее ежемесячно по стране возбуждалось порядка 150 дел в отношении предпринимателей, то на начало 2023 года их количество снизилось в 2,5 раза.
Правоохранительными органами разработан законопроект для защиты представителей бизнеса, который находится на обсуждении в мажилисе. Об этом сообщил в октябре текущего года заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Ербол Устемиров. В области судебного аудита планируется ввести определённый "национальный стандарт". Согласно ему, нельзя будет возбуждать уголовные дела в отношении бизнеса на основании заключений экспертов либо рапорта оперативного сотрудника.
"Сейчас для следственного судьи главное, что есть постановление, подписи, человек. Он не имеет права вмешиваться в следствие... Но мы внесли предложение, чтобы полномочия следственных судей расширили… Это будет способствовать полноте и объективности при предъявлении обвинения какому-либо предпринимателю", – прокомментировал Ербол Устемиров.
По его словам, НПП "Атамекен" внесла в правительство предложение, чтобы к бизнесменам был применён порядок проведения проверок с учётом международного опыта.
"Зачастую у нас органы уголовного преследования в ходе следственных действий изымают сервера бухгалтерии, оригиналы бухгалтерских документов, парализуя работу предприятия. Мы утверждаем, что этого делать нельзя", – продолжил Ербол Устемиров, добавив, что это предложение было отклонено.
Может быть, предпринимаемые меры смогут поднять уровень доверия бизнеса к властям, сделав их отношения более прозрачными. А судебные механизмы станут привычным способом решения споров как между самими компаниями, так и между предпринимателями с государством. Пока же тех казахстанцев, которые доверяют судебной системе, – 55,2%, частично доверяющих − 31%. Таковы результаты исследования, которое провело весной этого года Бюро национальной статистики Казахстана.
Основными причинами недоверия к органам судебной системы граждане назвали уверенность в том, что те коррумпированы – 27,9%, а также зависимость этих органов от исполнительной власти и правоохранительных органов – 27,4%. При этом 16,4% опрошенных испытывают страх по отношению к судебной системе Казахстана.
Международный опыт говорит, что выстроить доверие к судебным и правоохранительным органам можно. Например, удовлетворённость качеством работы судов в Нидерландах, которые входят в десятку стран рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности по индикатору "Судебная независимость", составляет около 80%.
Аналогичная ситуация и в других странах Запада, в том числе на самом развитом рынке планеты – американском. В США на регулярной основе проводится оценка эффективности судов. Один из её основных критериев – повышение общественного доверия к судам. Проводится анкетирование всех сторон судебных процессов – от потерпевших до работников суда, после чего специалисты анализируют данные и учитывают их при оценке работы судов.
Как рассказывали представители Верховного суда РК, побывавшие в США по программе "Открытый мир", там из всех поступивших дел судами полноценно рассматриваются только 5%, остальные – либо в упрощённом порядке, либо заканчиваются медиацией. Эффективная судебная система не доводит дело до суда. Как следствие, американцы охотно пользуются судебными механизмами.
Как недавно отметила в своем посте казахстанский блогер Полина Шиманская, в США один адвокат приходится на 250 человек, а в Казахстане на одного защитника приходится 3400 человек.
"На Западе к проверкам контролирующих органов относятся как к рутинной процедуре. Чем крупнее компания или известнее человек – тем чаще её проверяют. Вон как Трампу или родственникам Байдена достаётся. И тем чаще судятся, и это в порядке вещей", – заявила блогер.
Подобные механизмы защиты прав бизнес-сообщества, которые есть на Западе, должны появиться и у казахстанских предпринимателей. И тогда есть шанс, что они перестанут бояться проверок, а суды станут эффективным механизмом решения спорных вопросов между компаниями и государством.