Социальный кодекс: как помочь государству услышать общество
Работа над проектом Социального кодекса должна быть активизирована в ближайшее время. Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая перед парламентом 11 января, поручил "обеспечить своевременное принятие Социального кодекса".
"В рамках данного документа мы должны адаптировать социальную политику под новые реалии с учётом вызовов пандемии и накопившихся проблем. Социальный кодекс должен стать ключевым элементом нового общественного договора", – заявил Токаев.
На заседании правительства министр труда и социальной защиты населения Серик Шапкенов отметил, что принятие Социального кодекса позволит "создать единый источник знаний граждан о социальных правах и обязанностях; закрепить обязательства и ответственность государства, работодателей и работников в социальной сфере".
В чём заключается новшество Социального кодекса? На прежних презентациях представители министерства труда объясняли, что одно из ключевых новшеств – объединение мер социального обеспечения в один документ. Сейчас социальную сферу регулируют один кодекс, 16 законов и более 100 подзаконных актов. Кроме того, объяснял сам министр, в рамках кодекса будет осуществлена систематизация социальных прав граждан – в одном документе будут указаны все базовые права, возникающие на жизненном пути человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе минимальные социальные стандарты.
В Социальном кодексе должны быть закреплены такие принципы:
- адресность и дифференцированный подход к оказанию социальной помощи с учётом нуждаемости;
- профилактика и предупреждение социальных рисков;
- соразмерность экономических ресурсов и задач социальной политики;
- солидарная ответственность государства, работодателей и граждан;
- инклюзивность социальной политики, конфиденциальность социальной защиты и соответствие международным стандартам.
В концепции Социального кодекса, как объясняют в министерстве, предусматривается усиление мер по обеспечению социальных прав и гарантий:
- повышение правовой грамотности граждан;
- развитие института социального сопровождения нуждающихся семей;
- внедрение социальных инспекторов по контролю над обеспечением прав и гарантий;
- внедрение индекса социального благополучия населения.
Также предусмотрена модернизация социальной поддержки граждан – обеспечение соцвыплат на уровне не менее международных минимальных норм социального обеспечения, повышение социальной защищённости работающих граждан при болезни, внедрение подушевого финансирования соцуслуг, повышение эффективности пенсионной системы с учётом демографических трендов. Планируется также внедрение интегрированной модели предоставления социальных стандартов (внедрение "Цифровой социальной карты", стимулирование выхода семей из состояния нуждаемости, принятие превентивных мер по направлениям социальной сферы).
В проекте кодекса заложены трансформация и реинжиниринг государственных услуг. Это: переход от заявительного к проактивному принципу оказания услуг, заочное освидетельствование лиц с инвалидностью, автоматизация процессов оказания адресной социальной помощи, поэтапное внедрение "социального кошелька". А также реформирование социальных институтов – создание Государственного социального фонда на базе Государственного фонда социального страхования с передачей ему функций по назначению пенсий и пособий.
На необходимость систематизации всех нормативных документов обращает внимание внештатный советник акима Карагандинской области по вопросам людей с инвалидностью Нияз Сундиталиев. Он также входит в состав рабочей группы по разработке кодекса.
На мой взгляд, Социальный кодекс прежде всего должен отвечать правилу: "финансирование следует за получателем услуг". При этом мы должны создать унифицированную систему социальной защиты, с едиными подходами, вне зависимости от места проживания человека", – сказал он.
Социолог Татьяна Резвушкина считает, что для принятия Социального кодекса, который будет отражать потребности общества, государству необходимо в первую очередь провести серьёзную исследовательскую работу.
У нас, к сожалению, государство идёт по пути собственных представлений, как оно видит общество. А общество плохо изучено, плохо проанализировано, очень часто наши акимы городов, районов, владеют ложной информацией, даже проводимые исследования приукрашиваются, чтобы не волновать нашу власть, не создавать ощущение, что есть проблемы серьёзные.
Естественно, это сказывается на принимаемых решениях. Поэтому нужна объективная аналитическая картина, которая бы позволила наш социальный кодекс формулировать исходя из потребностей", – подчеркнула эксперт.
Кроме того, по мнению социолога, сегодня необходимо разрабатывать дифференцированные программы, ориентированные на действительные проблемы разных групп населения.
"Нужно, чтобы госпрограммы подстраивались под нужды граждан, а у нас к сожалению, государственные органы ориентированы на нормативную работу. Я могу судить по гендерной политике. За основу берётся "нормативная" семья – папа, мама, дети. А у нас огромное количество женщин рожают детей вне брака, каждый четвёртый ребенок рождается в неполной семье, но ни в одном нормативном документе у нас нет понятия "мать-одиночка", оно просто отсутствует.
Есть огромное количество семей, где женщины занимаются уходом за пожилыми родственниками, которые не имеют официального статуса инвалида, но в помощи нуждаются. Это тоже никак не отображается ни в одном нормативном документе, и соответственно, эти люди вылетают из зоны внимания государства. Есть огромное количество семей, где дети-инвалиды старше 18 лет, и они не получают никакой поддержки, потому что у нас государство считает, что после 18 лет ребенок перестаёт быть ребёнком и инвалидом.
Поэтому, чтобы государство стало слышащим, чтобы оно повернулось к человеку, гражданину, нужно чтобы это государство изменило отношение к этому самому гражданину. Чтобы государство его увидело и услышало на самом деле, а не формально", – объяснила социолог.
Объективные исследования и ориентированные на реальные нужды населения программы могут стать основой нового общественного договора, о необходимости которого заявил президент страны. Удастся ли сформировать этот новый договор, эксперты пока сомневаются.
"Пока что лично я как социолог наблюдаю ситуацию, что общество и государство у нас существуют параллельно друг другу. То есть мы не хотим сталкиваться с государством, а государству не очень хочется общаться с обществом, мы друг другу неинтересны.
Мы понимаем, что если государство обратит на нас внимание, у нас будут как у граждан проблемы. И государство понимает, что если оно начнёт серьёзно потакать гражданам, то у государства будут проблемы, финансовые в первую очередь. Сейчас основная задача – наладить этот диалог не номинально, не формально, а реальный диалог, чтобы наша власть поняла, что они всего лишь менеджеры, управленцы, которых общество нанимает на работу", – считает Татьяна Резвушкина.
По плану Министерства труда и социальной защиты населения проект Социального кодекса будет внесён на рассмотрение парламента в декабре 2022 года.
Читайте также:
- Токаев о Социальном кодексе: Казахстанцы должны брать на себя ответственность и обязательства
- Во время ЧП государство выполнит все социальные обязательства
- Как будут считать совокупный доход казахстанцев, претендующих на адресную социальную помощь