В 2018 году международная группа учёных из Норвегии, Швеции, Америки и Японии провела исследования по проекту Сеточной модели углеродного следа в мире.

Согласно полученным результатам, столица Южной Кореи оказалась самым опасным для экологии городом мира. Сеул вырабатывает до 276,1 мегатонны углекислого газа в год. В топ-5 вошли Гуаньчжоу, Нью-Йорк, Гонконг, Лос-Анджелес, Шанхай. Оказались в этом списке и четыре города Казахстана:

  • Алматы – на 95-м месте антирейтинга (25,2 мегатонны углекислого газа в год);
  • Астана – на 178-м месте (12,9 мегатонны углекислого газа в год);
  • Шымкент – на 298-м месте (7,3 мегатонны);
  • Актобе – на 421-м (5,3 мегатонны).

Если наличие смога в Алматы – дело привычное и понятное, то смог в столице жителей удивляет. По данным синоптиков, за последние 10 лет экологическая ситуация в Астане менялась от низкого уровня загрязнения до высокого. Минимальный был отмечен в 2011 и 2015 годах, а в 2008 и 2016 годах экологи зафиксировали "высокий" уровень загрязнения.

Читайте также: "Казгидромет" назвал города РК с высоким уровнем загрязнения воздуха

Позже, в 2017 году, наблюдения показали, что превышение вредных веществ в атмосфере Астаны снизилось. Из-за этого уровень загрязнения по сравнению с 2016 годом изменили с "высокого" до "повышенного". Нынешнее состояние воздушного бассейна столицы специалисты характеризуют как экологически благоприятное, несмотря на периодически появляющийся смог.

Источники смога синоптики называют разные: печи частного сектора, дым от городской ТЭЦ и выхлопные газы автомобилей. По информации управления природных ресурсов Астаны, проблему может решить газификация частного сектора. Построить магистральный газопровод "Сарыарка" поручил Нурсултан Назарбаев. Дотянуть ветку из Кызылорды до Астаны планируют в 2020 году.

Пока же астанчанам приходится мириться со смогом. Насколько вреден воздух в Астане и как борются с этой проблемой в главном городе Казахстана – в материале informburo.kz.

Чем дышат жители столицы?

Среднегодовой индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в Астане составляет 4,95 единицы. Предельно допустимая норма – 5 единиц. По данным экологов, во время безветренной погоды и тумана в Астане этот индекс достигает 7 единиц.

В основном воздух Астаны загрязнён:

  • взвешенными веществами (пыль);
  • взвешенными частицами РМ-2,5, РМ-10 (мелкие твёрдые частицы из смеси пыли, золы, сажи, сульфатов и нитратов);
  • диоксидом азота;
  • оксидом углерода;
  • фтористым водородом.

В РГП "Казгидромет" назвали главные источники загрязнения воздуха в Астане:

  • выхлопы автотранспорта – 54,6%;
  • выбросы ТЭЦ – 24,2%;
  • топка печей частного сектора – более 20%.

"В безветренный день основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха приходится на индивидуальные жилые дома, где для отопления используется твёрдое топливо", – сообщила пресс-служба "Казгидромет" в ответе на запрос informburo,kz.


В 2016 году уровень загрязнения воздуха в Астане был "высоким" / Фото Informburo.kz

Состояние атмосферного воздуха Астаны фиксируют 10 стационарных постов наблюдения РГП "Казгидромет". По их данным, в 2018 году превышения зафиксированы на всех постах. Наибольшее загрязнение воздуха отмечено в частном секторе в Сарыаркинском, Байконурском и Алматинском районах.

Читайте также: Смог в Астане: Казгидромет зафиксировал превышение загрязняющих веществ

Превышение показателей зафиксировали на этих участках в декабре 2018 года ночью, утром и вечером. "Казгидромет" связывает это с безветренной погодой.

Ситуация немного улучшилась в январе, когда снова установилась ветреная погода. Но в середине февраля, по данным портала AirKaz, измеряющего качество воздуха, среднесуточные показатели превысили положенную норму почти в 15 раз. Индекс качества воздуха в столице превысил 300 микрограммов при норме 25.

"Недавно в Индонезии объявили красный уровень угрозы и закрыли школы, когда уровень у них составил 130 микрограммов. В Китае, если свыше 150, вводят ограничительные меры, закрывают часть заводов. Людей обязательно предупреждают, они носят маски. То, что выше 150 микрограммов, считается катастрофическим", – отметил в своём обзоре создатель сети станций замера воздуха Павел Александров.

По данным синоптиков, самый чистый воздух в столице на левобережье – в Есильском районе города, где преимущественно многоэтажки.

Откуда взялся смог?

В управлении охраны окружающей среды считают, что основной причиной смога стали безветренная погода и интенсивное развитие столицы. Численность населения растёт. По данным на октябрь 2018 года, в Астане проживали 1 млн 60 тысяч человек.

С ростом населения в городе увеличилось количество авто, зданий и, соответственно, мощность городской теплостанции. В 2018 году в Астане зарегистрировано 347 000 машин – это в три раза больше, чем 20 лет назад. Около 22 тысяч частных домов используют для топки печей уголь.

Ещё одной причиной появления смога экологи считают увеличение количества предприятий-природопользователей. Если в 2016 году их было 1 507, то в 2017-м – 1605, в 2018-м – 1755. Из них основные загрязнители:

  • асфальто-бетонные заводы – 18;
  • бетонные заводы – более 20;
  • угольные тупики – 6;
  • автономные котельные – 259.

В акимате основной причиной смога считают безветренную погоду и интенсивное развитие столицы / Фото Informburo.kz

Руководитель Центра урбанистики Астаны Асхат Садуов считает, что появление смога в городе связано с индивидуальной жилищной застройкой.

"У города нет ресурсов сносить жилые дома, вести реновацию – сносить индивидуальное жильё и застраивать его многоэтажками. Это делается за счёт бизнеса. Много участков снесено за 20 лет. Также мы ждём, когда перейдём на газ и экологическая ситуация улучшится. Подключение участков, у которых больше всего выбросов, – ИЖС, ТЭЦ, общественный транспорт. Другого оптимального выхода нет, потому что сейчас мы не можем запретить топить углём, так как участки ИЖС – это частная собственность", – отметил Асхат Садуов.

Как в перспективе будут решать проблему загрязнения воздуха?

Оздоровление воздушного бассейна столицы акимат Астаны начал с перевода коммунальной техники и машин такси на газ. Всего на альтернативный вид топлива перевели 1004 автомобиля. Автобусный парк тоже переводят на экологичный вид транспорта. По данным акимата, 738 машин – электродизельные автобусы.

Читайте также: Как в Алматы пытаются решить проблему загрязнения воздуха?

Выбросы золы на городской ТЭЦ по сравнению с прошлым годом выросли с 7 353 тон до 7 441 тонны. Специалисты АО "Астана-Энергия" объясняют это увеличением численности населения и необходимостью сжигать повышенное количество угля, чтобы вырабатывать больше тепла и электроэнергии. Но благодаря установке фильтра, концентрация угольной золы сократилась с 1 200 мг на м3 выбрасываемого газа до 400 мг.

К 2020 году запланирована установка второго по счёту электрофильтра на одном из котлов.


Газификация Астаны снизит уровень загрязнения воздуха / Фото Informburo.kz

На смог может влиять и качество используемого угля, считают в управлении охраны окружающей среды и природопользования. Для этого поступающий в столицу уголь предварительно проверяют в лабораториях. На ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 используют уголь из Экибастузского месторождения. Его зольность составляет 40%, что считается оптимальным показателем топлива для станций.

В частном секторе никто не проверяет уголь на зольность. Жители Астаны из-за дороговизны экибастузского и шубаркульского угля зачастую используют дешёвый.

"Потребители не готовы покупать дорогой уголь. А тот уголь, которым сейчас отапливают в частном секторе Астаны, дешёвый, потому что он кустарного производства. То есть его обжигают на самодельных печах мелкие частные производители, нарушая при этом Экологический Кодекс РК и без заключений государственной экспертизы", – рассказал руководитель ОО "Институт здоровья человека" Айдар Капасов.

Кроме кустарно произведённого угля воздух Астаны загрязняет дым от сжигания мусора. Жители частного сектора выбрасывают в урны пластик и золу, а остальное предпочитают сжигать, не задумываясь о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу.

Как газификация решит проблему со смогом?

Решить проблему смога в Астане может газификация частного сектора за счёт строительства магистрального газопровода "Сарыарка". По расчётам экологов, проект сократит выбросы вредных веществ с 1 611,5 до 1 144 тонн в год. В результате на 70% уменьшится выброс вредных химических соединений в воздух города от жилых массивов.

По данным акимата, ТЭО "Газификация города Астаны" уже завершает разработку ПСД первой очереди газораспределительных сетей внутри города, которые поделены на три очереди. Строительство первой из них, которая включает в себя 9 пусковых комплексов, начнётся в 2019 году. На этой территории сейчас расположено 75 автономных котельных, которые и производят 1 611,5 тонны выбросов в год.

Третья очередь – это частный сектор: жилые массивы Коктал-1, 2, Железнодорожный и Юго-Восток. Здесь, по расчётам акимата, перевод на газ сможет сократить выбросы в атмосферу на 80%.

Читайте также: Газификация Астаны: сроки, кредиты, дефицит газа и высокий тариф

В последнюю очередь на природный газ переведут жилые массивы Чубары, FamilyVillage, GardenVillage, Ондирис, Агрогородок, Пригородный, Мичурино, Интернациональный, Куйгенжар, Промышленный, посёлок Тельмана и близлежащие районы города.

По предварительным расчётам, газификация снизит объём загрязняющих веществ от стационарных котельных на 36,6%. Но в том, что она полностью решит проблему со смогом в Астане, сомневаются независимые экологи.

"Газификация Астаны – дорогостоящий проект, который также будет отражаться на семейных бюджетах жителей. Как один из вариантов для уменьшения вредных выбросов его можно использовать, но при этом не забывать о недорогом и качественном угле и установке фильтров на печные трубы, которые задерживают большую часть выбросов свинца и тяжёлых металлов", – отметил эколог Айдар Капасов.

Как борются со смогом в мире?

В Китае принята и реализуется программа по сокращению угледобывающих мощностей, согласно которой к 2020 году потребление угля должно снизиться на 60%, а закрытию подлежит около 1000 шахт. Но в конце 2017 года китайские власти были вынуждены временно отменить запрет на уголь из-за возникшего дефицита газа и электроэнергии.

В самом загрязнённом городе мира Сеуле из-за смога ограничили передвижение машин на дорогах и производство на промышленных объектах.

Наученные горьким опытом 1952 года, когда от отравлений воздухом погибло 12 тысяч жителей Лондона, власти Великобритании наложили запрет на сажесодержащие газы, ограничили использование грязных видов топлива и финансово стимулировали население перейти с отопления углем на установку газовых плит.

В 2015 году из-за жалоб горожан мэрия Парижа на несколько дней запретила въезд в центр города и его пригороды машин с чётными номерами и тех, в которых находилось более трёх пассажиров. Водители должны были передвигаться со скоростью 20 км в час. Для стимулирования автовладельцев был установлен бесплатный проезд в общественном транспорте и устроены бесплатные парковки возле домов.