Смерть в подземке: самые кровавые трагедии в истории метрополитена
За последние десятилетия метрополитен в разных городах мира стал приоритетным местом совершения терактов. Взрыв в метро Санкт-Петербурга, происшедший 3 апреля 2017 года, заставил вспомнить о самых жестоких террористических актах в истории подземных железных дорог.
Япония: невероятно подготовленные исполнители
20 марта 1995 года в токийском метро на 16 станциях, по официальной версии, 10 активных членов религиозной секты "Аум синрикё" по заранее отрепетированному плану внесли в вагоны подземки пакеты с газом зарин в жидком состоянии, проткнули их специально заточенными концами зонтиков и совершили в итоге самый страшный теракт в истории страны Восходящего солнца.
Loading...
По разным версиям, в списках погибших оказалось от 10 до 27 человек, ещё от 5000 до 6300 человек получили отравление различной степени тяжести. Вся Япония искала и нашла в итоге причастных к теракту. Лидера деструктивной секты Тидзуо Мацумото, которого адепты называли Сёко Асахара, судят уже на протяжении 22 лет.
Последнего из организаторов "зариновой атаки" в метро полиция задержала только в 2012 году.
Спустя 15 лет после трагических событий один из противников секты "Аум синрикё" юрист Таро Такимото заявил, что примерно за неделю до трагедии направил официальное письмо главе Национального полицейского агентства Японии и генеральному прокурору с предупреждением о возможном теракте адептов секты с применением газа зарин.
Как показало расследование, зарин был незаконно приобретён членами секты в России в 1993 году. Сам лидер "Аум синрикё" называл себя Иисусом и Буддой в одном лице. Глава секты признал, что терактом он лишь попытался обратить внимание на всемирный заговор масонов. Затем от этих показаний он отказался. Сёко Асахара всё ещё находится под следствием, смертный приговор не приведён в исполнение.
Южная Корея: самоубийца, не хотевший умирать в одиночку
Пожар в метро города Тэгу случился 18 февраля 2003 года. Эта катастрофа считается одной из крупнейших в истории метро. В результате пожара погибло 198 человек и 147 было ранено. Причина пожара – поджог, осуществлённый 56-летним душевнобольным Кимом Дэханом. Мужчина работал в прошлом водителем такси. По его собственным словам, он намеревался покончить жизнь самоубийством и хотел умереть вместе с другими людьми, в толпе, а не в одиночку.
Loading...
После инсульта Ким Дэхан был крайне недоволен оказываемой ему медицинской помощью, угрожал своему доктору, грозился в присутствии родственников поджечь больницу в отместку за плохое лечение.
18 февраля 2003 года Ким Дэхан зашёл в вагон поезда с коробкой, с виду похожей на картонный пакет для молока и наполненной легковоспламеняющейся жидкостью (разбавитель для краски или бензин), и попытался поджечь её с помощью зажигалки. Другие пассажиры попытались остановить его, но в завязавшейся потасовке Киму Дэхану всё же удалось совершить задуманное. Огонь быстро охватил весь состав поезда и перекинулся на другой поезд, стоявший на станции. Во втором поезде оказалось больше пострадавших от огня из-за того, что многие двери заклинило, и пассажиры оказались в ловушке. Сам поджигатель отделался лёгкими ожогами.
После завершения расследования трагедии власти пообещали улучшить системы безопасности на станциях метро и увеличить долю огнестойких материалов в интерьере вагонов метро, работа которого была приостановлена на несколько месяцев.
7 января 2004 года преступник был приговорён к пожизненным каторжным работам. Он умер в тюрьме 31 августа того же года. Сегодня эксперты квалифицируют поджог Кима Дэхана как террористический акт против общества.
Великобритания: трагедия, изменившая Европу
7 июля 2005 года в Лондоне произошло 4 скоординированных взрыва, осуществлённых террористами-смертниками. В 8.50 утра с промежутком в 50 секунд были взорваны три поезда Лондонского метрополитена. Почти через час, в 9.47, раздался четвёртый взрыв – в автобусе на Тэвисток-сквер.
Было убито 52 человека, ранено около 700. Погибли также 4 террориста-самоубийцы. Большой резонанс в обществе вызвал тот факт, что смертники были гражданами Соединённого Королевства. Более того, все, кроме одного, родились и выросли в Великобритании, учились в британских школах.
Loading...
Террористический акт привёл к тому, что система общественного транспорта в Лондоне была парализована на сутки. Также не работала мобильная связь.
Это самый большой по числу жертв теракт в истории Великобритании со времён Локерби (бомба на борту самолёта, 270 жертв) и самый большой по числу жертв взрыв в Лондоне со времён Второй мировой войны. Кроме того, события 7 июля 2005 года иногда называют первым терактом, осуществлённым смертниками в Западной Европе.
Сами смертники, если они желали резонанса, своего добились: взрывы произошли в первый день саммита "Большой восьмёрки", проходившего в Великобритании. Кроме того, накануне взрывов Лондон получил право на проведение летних Олимпийских игр 2012 года. Спустя ровно 2 недели, 21 июля 2005 года, в Лондоне произошла попытка террористического акта, также в метро и в автобусе. Бомбы были приведены в действие, запалы сработали, но ни одна из четырёх бомб не сдетонировала, а пятую один из террористов бросил, так и не приведя её в действие. Жертв в итоге не было. Подозреваемые террористы попытались скрыться, но все были арестованы и преданы правосудию.
Россия: ужас, к которому начинают привыкать
29 марта 2010 года московское метро в очередной раз (учитывая теракты в 1996, 1998, 2000 и 2004 годах) становится объектом атаки террористов – на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии московского метрополитена двумя террористками приводятся в действие пояса смертниц. В результате взрывов погиб 41 и ранено 88 человек. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии.
Loading...
Первый взрыв произошёл в 07.56 по московскому времени на станции "Лубянка", второй – в 08.39 на станции "Парк культуры". Сразу после терактов было перекрыто движение поездов. Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс. человек. Под особую охрану были взяты аэропорты и вокзалы Москвы.
Экспертиза, проведённая специалистами Федеральной службы безопасности России, показала, что мощность взрывного устройства, сработавшего на станции "Лубянка", составляла до 4 килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" – от 1,5 до 2 кг в тротиловом эквиваленте. В качестве поражающих элементов использовались нарубленная на куски арматура и болты.
Ответственность за взрывы взял на себя лидер "Кавказского эмирата" Доку Умаров, который в 2011 году был включён в список 10 самых разыскиваемых преступников мира.
Бельгия: ИГИЛ ставит Европу на колени
22 марта 2016 года около 8.00 по местному времени в зале вылета брюссельского аэропорта произошли 2 взрыва, совершённых террористами-смертниками: один – между стойками American Airlines и Brussels Airlines, другой – возле кафе Starbucks. В результате атаки, по предварительным сведениям, погибли 14 и были ранены 96 человек. Посадка на все рейсы в аэропорту была запрещена, самолёты уходили на запасные аэродромы. Здание аэропорта частично пострадало, обрушилась часть потолка, были выбиты стёкла. Железнодорожное сообщение с аэропортом было также прервано.
Loading...
Третий взрыв произошёл около 9.30 в поезде метрополитена Брюсселя, находившемся между станциями "Малбек" и "Шуман", расположенными в Европейском квартале города. В результате атаки погибло, по предварительным сведениям, 20 человек, не менее 106 ранены, из которых 17 – тяжело. Метрополитен был полностью закрыт.
18 марта 2016 года, за 4 дня до терактов, в брюссельском пригороде Моленбек-Сен-Жан был задержан Салах Абдеслам, которого считают главным организатором парижских терактов – существует предположение, что теракты 22 марта были местью за его задержание.