Выбирая на прилавке печенье или вафли к чаю, на какой продукции вы остановитесь – казахстанской или импортной? И что станет основой выбора: цена, вкус, место производства или раскрученность бренда?

Вопрос потребительских предпочтений не так прост, как кажется, однако от ответа на него зависит целая отрасль, в которой заняты десятки тысяч человек.

За январь-октябрь 2020 года в Казахстане произвели 92,4 тысячи тонн печенья и прочих мучных кондитерских изделий. При этом спрос на внутреннем рынке отечественные производители обеспечили на 60,9%, остальное – импортная продукция.

Производят казахстанские предприятия больше, чем могут реализовать у себя в стране. Остальное желательно продать соседям – и им вкусно, и нам прибыль.

Однако тут не всё просто. На этом рынке огромная конкуренция, и пробиться на прилавки соседних стран довольно сложно. Казахстанские предприятия могут обеспечивать отличное качество, но зачастую не выдерживают соревнования в ценах и в маркетинге. Крупные же зарубежные компании могут позволить себе снижать цену даже ниже себестоимости, чтобы занять рынок, да и в продвижение брендов вкладывают немалые средства. Но это не значит, что наши производители должны оставить попытки завоевать зарубежные рынки.

Так, недавно на прилавках узбекских магазинов появились "Уральские вафли", продукция ТОО "ISScom", в состав которого входит кондитерская фабрика "Шаныбек" в городе Уральск Западно-Казахстанской области.


Фото depositphotos.com

– Летом этого года мы начали отправлять свою продукцию в Узбекистан, – говорит Мухаммед Исаев, учредитель ТОО "ISScom", в которое входит Хлебозавод №1. – Это очень благоприятно повлияло на наше предприятие. Увеличились объёмы производства, выросла производительность труда, люди стали больше зарабатывать. В планах – увеличить экспорт, мощности позволяют, однако пробиться на другие рынки нелегко.

Хлебозавод №1 отдаёт свою продукцию зарубежным партнёрам на консигнацию, два раза в месяц отправляет “Уральские вафли” на 25 тысяч долларов. Сумма эта для предприятия существенна. Если партнёр по каким-то причинам не сможет вовремя заплатить, это будет ощутимым финансовым ударом. Потому руководство предприятия обратилось за поддержкой в АО "Экспортная страховая компания KazakhExport" (дочерняя организация АО "НУХ "Байтерек", подведомственная организация Министерства торговли и интеграции РК).

– KazakhExport оказал нам поддержку в виде страхования платежа при экспортных операциях. Компания вкладывает свои оборотные средства, и если что-то идёт не так – это серьёзный удар по бизнесу, – поясняет Мухаммед Исаев. – Мы небольшое предприятие, у нас нет ресурсов, чтобы проверить своего контрагента в другой стране. KazakhExport может это сделать – его аналитики изучают рынок, собирают информацию. И выносят решение – страховать ли наш платёж. Это даёт нам уверенность в том, что мы обязательно получим свои деньги и сможем направить их на дальнейшее производство продукции.

Уральское предприятие выпускает в месяц 50-70 тонн вафель, треть из которых отправляется на экспорт. Производственные мощности позволяют увеличить выпуск продукции до 200 тонн, был бы рынок сбыта. Внутренний рынок практически насыщен, а вот экспорт – весьма перспективное направление.

Надо отметить, что усилия производителей мучных кондитерских изделий при государственной поддержке были успешными: за год (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года) экспорт вырос на 20,9 процента.

В основном казахстанские печенья, вафли и иная кондитерская продукция экспортируются в Россию, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, а также в Афганистан, Грузию и Монголию. И надо сказать, что сладости made in Kazakhstan пришлись там по вкусу.