Наиболее интересной частью экспозиции Сингапурского авиационно-космического салона стали новейшие военные разработки от ведущих мировых производителей авиатехники. ВВС США, например, выставили истребители пятого поколения, Малайзия показала сверхманевренный российский Су-30МКМ, Австралия – современные морские самолёты-разведчики. В целом авиасалон Singapore Airshow-2018 продемонстрировал, что за рынки военной авиации в Юго-Восточной Азии идёт очень активная борьба. Подробности – в эксклюзивном репортаже нашего корреспондента Григория Беденко, побывавшего на Singapore Airshow-2018 по приглашению российский авиастроительной корпорации "Иркут".


F-15SG, оформленный к 50-летию ВВС Сингапура / Фото Григория Беденко

В этом году Сингапурские военно-воздушнее силы отмечают юбилей – 50-летие с момента своего создания, и поэтому авиасалон Singapore Airshow-2018 стал площадкой, где была продемонстрирована практически вся военная авиатехника этого небольшого государства Юго-Восточной Азии.


Групповой пилотаж F-16C сингапурских ВВС / Фото Григория Беденко

ВВС Сингапура вооружены самолётами и вертолётами стандарта НАТО. 100% всего военного авиапарка американского производства. Это истребители F-16C и F-15SG, военно-транспортные самолёты Lockheed C-130 Hercules, ударные вертолёты AН-64 Apache, транспортные CH-47 Chinook и SH-60 Sea Hawk.


Ударный вертолёт AH-64 Apache ВВС Сингапура / Фото Григория Беденко

При этом представители военно-воздушных сил демонстрировали беспрецедентную открытость: любой желающий мог посидеть в кабине боевого самолёта или вертолёта и при этом получить ответы на все интересующие вопросы от сингапурских военных лётчиков. Причём речь идёт именно о тех авиационных единицах, которые входят в состав боевых частей и несут дежурство по защите воздушного пространства страны.


На борту боевых самолётов и вертолётов сингапурских ВВС мог побывать любой желающий / Фото Григория Беденко

Думаю, этот опыт стоить перенять и нашему Министерству обороны, особенно в контексте предстоящей в конце мая пятой Международной выставки вооружения и военно-технического имущества KADEX-2018.




Малазийские лётчики продемонстрировали сверхманевренность Су-30МКМ / Фото Григория Беденко

Что касается лётной программы авиасалона, то здесь наглядно была продемонстрирована борьба крупнейших мировых производителей военной авиационной техники за рынки Юго-Восточной Азии. Особенно эффектно смотрелся в небе российский многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30МКМ военно-воздушных сил Малайзии. Хотя в плане использования особых возможностей этого уникального самолёта малазийские лётчики уступают российским, кое-чему они всё-таки уже научились.


Cу-30МКМ военно-воздушных сил Малайзии на Singapore Airshow -2018 / Фото Григория Беденко

Су-30МКМ (многоцелевой, коммерческий, малазийский) создавался ОКБ имени Сухого на основе сверхманевренного истребителя Су-30МКИ (поставляется в Индию), он имеет аналогичный планер, двигатели с управляемым вектором тяги и новейшую цифровую систему управления. Модификация МКМ отличается от МКИ составом бортового оборудования. В частности, французская компания Тhales поставляет индикатор на лобовом стекле (HUD), инфракрасную систему переднего обзора (NAVFLIR) и контейнер лазерного подсвета (LDP Damocles). На самолёте установлены датчики фирмы Avitronics (ЮАР) для предупреждения о лазерном облучении и приближении ракет, система радиоэлектронного противодействия, современный радар (НИИП "Барс") с фазированной антенной решеткой, способный одновременно вести 15 и атаковать четыре цели, оптико-локационная система с лазерным дальномером, поставляемые ведущими российскими предприятиями.


Пилотаж с отстрелом тепловых ловушек / Фото Григория Беденко

По состоянии на 2018-й год в Малайзию поставлено 18 бортов Су-30МКМ, которые пришли на замену устаревшим F-5E. Самолёты находятся на авиабазе Конг-Кедак (штат Теренганну) на побережье Южно-Китайского моря.


Показ возможностей Су-30МКМ стал одним из главных событий Сингапурского авиасалона / Фото Григория Беденко

На фоне эффектного выступления малазийских лётчиков представители российской объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) озвучили планы по ближайшим экспортным поставкам истребителей семейства Су-30. Первая новость касается Мьянмы. Эта страна получит шесть истребителей в варианте Су-30СМЭ (серийный, модернизированный, экспортный). Поставки начнутся в 2020 году. Эта модификация отличается размещением на самолёте бортового оборудования российского производства. Стоит упомянуть, что договорённость о поставках истребителей в Мьянму была достигнута во время январского визита министра обороны РФ Сергея Шойгу.


Эффектный срыв потока с переднего горизонтального оперения Су-30МКМ / Фото Григория Беденко

Новая модификация истребителя Су-30СМ не имеет в составе БРЭО компонентов французского производства, в отличие от Су-30МКИ, поставляемому ВВС Индии. Как отметил источник в Объединенной авиастроительной корпорации, к новому истребителю, успешно применявшемуся в боевых действиях в Сирии, проявлен интерес со стороны государств Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.


Экспортные возможности главного продукта корпорации "Иркут" в последнее время существенно расширяются / Фото Григория Беденко

Вторая новость связана с нашей страной. На авиасалоне в Сингапуре стало известно, что Военно-воздушные силы Казахстана в 2018-2020 годах получат 12 истребителей Су-30СМ. В ОАК отмечают, что поставки будут производиться в соответствии с рамочным контрактом по четыре самолёта ежегодно. В настоящее время на вооружении казахстанских Военно-воздушных сил находится 8 Су-30СМ. Таким образом, в 2020 году ВВС Казахстана будут иметь на вооружении 20 истребителей Су-30СМ. При этом, как отмечают в ОАК, поставки самолётов в Казахстан осуществляются по внутренним российским ценам как союзнику России по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Су-30СМ серийно производятся российской авиастроительной корпорацией "Иркут" на авиазаводе в Иркутске.


Стенд российской Объединенной авиастроительной корпорации на Singapore Airshow-2018 / Фото Григория Беденко

Многоцелевой истребитель Су-30СМ (Flanker-С, по классификации НАТО) предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолёта применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счёт применения данных решений самолёт обладает сверхманевренностью. На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) "Барс". В состав бортового оружия истребителя входит широкая номенклатура авиационных средств поражения, включая ракеты класса "воздух – воздух" и высокоточное управляемое оружие класса "воздух – поверхность".

Нашествие "пятых"


Американские истребители пятого поколения выглядят весьма футуристично / Фото Григория Беденко

Американские ВВС уже во второй раз выставляют на Сингапурском авиасалоне истребители пятого поколения. На статике демонстрировались два F-22 Raptor, которые производит корпорация Lockheed Martin, и впервые – пара F-35B короткого взлёта и вертикальной посадки (КВВП).


"Рапторы" на статике / Фото Григория Беденко

Самолёты и на самом деле выглядят весьма футуристично. Приписаны они к 525-й истребительной эскадрилье третьей группы оперативного управления ВВС США, дислоцированной на авиабазе "Элмендорф" на Аляске. Эскадрилья носит прозвище "бульдоги" и несёт ответственность за боевые операции в пределах Тихоокеанского командования США.


Американская площадка вызвала повышенный интерес у посетителей Singapore Airshow-2018 / Фото Григория Беденко

Первоначально США планировали построить более 700 "Рапторов" для замены истребителей F-15, но из-за бюджетных ограничений в настоящее время эксплуатируется 184 строевых истребителя. Кроме того, первый в мире серийный истребитель пятого поколения, как сообщалось, испытывал ряд технических проблем, очевидно, вызванных конструктивными недостатками. Тем не менее компания Pratt & Whitney, которая всё ещё производит в небольшом количестве двигатели F119 для F-22, заявила, что готова удвоить их выпуск, если правительство США решит купить дополнительное количество самолётов.


F-35 Lightning II активно продвигается на экспорт / Фото Григория Беденко

Многофункциональный малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II в настоящее время активно продвигается его производителем Lockheed Martin в странах Азиатско-Тихоокенского региона. Самолёт уже стоит на вооружении в Японии и в Австралии. Южная Корея планирует приобрести до 40 истребителей для замены F-4 и F-5 по программе F-X, стоимостью 7,3 миллиарда долларов. Тайвань планирует приобретение к 2020 году 60 F-35B короткого взлёта и вертикальной посадки (КВВП) и 150 F-35A.Сингапур рассматривает F-35 в качестве замены устаревающего истребительного парка в количестве 100 единиц.


Представленная на Singapore Airshow-2018 модификация F-35B предназначена для посадки на авианосцы / Фото Григория Беденко

Что касается Австралии, то эта страна планирует снять с вооружения в 2018-2020 годах 71 F/A-18A/B Hornet, а после 2021-го – ещё и 24 F/A-18F Super Hornet. На замену парка из 100 машин будет выделено свыше 10 миллиардов долларов. Сейчас заказано 14 F-35, хотя приобретение 12 из них может быть задержано. Во втором транше планируется приобрести 58, а в третьем – 28 истребителей этого типа. В настоящее время кроме США F-35 Lightning II уже стоит на вооружении в Великобритании, Израиле, Австралии, Нидерландах, Италии и Японии.



RQ-4 Global Hawk


RQ-4 Global Hawk на статике Singapore Airshow -2018 / Фото Григория Беденко

Американский стратегический разведывательный БПЛА. Дрон может находиться в воздухе в течение 30 часов на высоте 18 000 метров. Разработан американской Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman. Первый полёт совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы BBC CША в Калифорнии. На вооружении американских ВМС стоит с 2004 года, к выполнению боевых задач приступил в 2006 году. В 2013 году министерство обороны США выделило 1,2 миллиарда долларов на покупку 6 RQ-4 Global Hawk в обновленной модификации Block 40. В настоящее время ВВС, флот США и НАСА располагают 20 аппаратами RQ-4. В мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку пяти единиц RQ-4. Сумма сделки составила 1,7 миллиарда долларов. Покупка совершена в рамках программы НАТО Alliance Ground Surveillance (AGS). В марте 2014 года ВВС Австралии получили первый RQ-4 Global Hawk Triton. БПЛА размещены на авиабазе Эдинбург в штате Южная Австралия. В октябре 2011 года ВВС Германии получили первый RQ-4 Euro Hawk из заказанных пяти оставшиеся 4 БПЛА поставлены в 2015-2016 гг. 14 мая 2013 года официально заявлено о прекращении программы из-за отсутствия разрешения на полёты. ВВС Южной Кореи получили 2 комплекта БПЛА RQ-4 Global Hawk, ещё один комплект планируется поставить в 2019 году.

Boeing C-17 Globemaster III


Globemaster на статике Сингапурского авиасалона / Фото Григория Беденко

Boeing C-17 Globemaster III – американский стратегический военно-транспортный самолёт. Первый полёт совершил 15 сентября 1991 года. Поставлялся на вооружение ВВС США компанией McDonnell Douglas. Назначение самолёта – стратегические перевозки грузов и войск, а также тактические миссии: перевозка раненых, десантирование грузов и пр. Самолёт активно поставлялся на экспорт в 90-е годы, когда компания Boeing слилась с МсDonnel Douglas.


Пилотская кабина C-17 / Фото Григория Беденко

В настоящее время транспортник кроме ВВС США стоит на вооружении Королевских ВВС Великобритании, Австралии, Канады, ВВС Катара, ОАЭ, Кувейта, Индии, а также тяжёлого авиатранспортного крыла НАТО.


Грузовая кабина самолёта C-17 Globemaster III / Фото Григория Беденко

30 ноября 2015 года стало известно о прекращении компанией Boeing производства C-17 Globemaster III. В этот день на предприятии в Лонг-Бич в Калифорнии выкатили последний серийный военно-транспортный самолёт. Причина прекращения сборки финансовая. Авиапроизводитель пришёл к этому решению в 2013 году из-за отсутствия крупных заказов на поставку самолётов этого типа.


Boeing C-17 Globemaster III военно-воздушных сил США / Фото Григория Беденко

Тактико-технические характеристики C-17 Globemaster III:

  • Экипаж – 3 человека.
  • Длина – 53,04 метра.
  • Размах крыла – 51,74 метра.
  • Высота – 16,79 метра.
  • Площадь крыла – 353,03 м².
  • Масса пустого – 122 016 кг.
  • Масса полезной нагрузки – 77 500 кг.
  • Максимальная взлётная масса – 265 350 кг.
  • Ёмкость топливных баков – 102 614 литров.
  • Максимальная скорость – 833 км/ч на высоте 8 534 м.
  • Дальность полёта – 8 710 км.
  • Практический потолок – 13 715 м.
  • Силовая установка – 4 × Pratt & Whitney PW2040 (по военной классификации – F117-PW-100).

Saab JAS 39 Gripen


JAS 39 Gripen военно-воздушных сил Таиланда / Фото Григория Беденко

Звездой Сингапурского авиасалона стал шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения JAS 39 Gripen военно-воздушных сил Таиланда. В настоящее время на вооружении тайских ВВС стоит 12 таких машин. Самолёт разработан компанией Saab AB и относится к истребителям ближнего боя с одним двигателем. Его российским конкурентом считается МиГ-35.


Проход "на тангаже" / Фото Григория Беденко

Самолёт разрабатывался с середины 80-х годов. Первый полёт состоялся в 1992 году. Машина активно продвигается на экспорт и в настоящее время стоит на вооружении Венгрии (14 единиц), Чехии (14 единиц), ЮАР (17 единиц), Великобритании (один JAS 39D эксплуатируется частной авиашколой лётчиков-испытателей Empire Test Pilots' School).


Тайский "Гриппен" на статике / Фото Григория Беденко

В Таиланд поставлено 8 машин JAS 39C (одноместная модернизированная) и 4 JAS 39D (двухместная модернизированная). Интерес к самолёту проявляет Швейцария и Бразилия, а также Индия. В самой Швеции стоят на вооружении 98 JAS 39C/D. В 2013 году заказано ещё 60 единиц, поставки которых ожидаются в 2018 году.

А 400М


Малазийский А 400М на статике Сингапурского авиасалона / Фото Григория Беденко

Четырёхмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолёт, разработанный военным подразделением компании Airbus (Airbus Military). Серийно производится на авиазаводе в испанской Севилье. Принят на вооружение в 2010 году. В общей сложности к настоящему времени заказано 192 самолёта, поставлено 38. В перспективе планируется построить до 400 бортов. Самолёт стоит на вооружении ВВС Франции, Германии. Великобритании, Испании, Малайзии, Турции, Бельгии и Люксембурга. В Сингапуре демонстрировался один из четырёх малазийских бортов.


А 400М активно продвигается на экспорт / Фото Григория Беденко

Грузоподъёмность A 400М составляет 37 тонн (120 десантников). Самолёт обеспечивает переброску войск и грузов, их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях и ночью с использованием неподготовленных ВПП, в том числе грунтовых, имеет относительно низкую стоимость жизненного цикла.


А 400М считается одним из самых современных и перспективных тяжёлых транспортников / Фото Григория Беденко

Кроме того, A 400М способен выполнять полёты на высокой дозвуковой скорости на малых высотах в составе группы, имеет бронированную кабину экипажа и жизненно важных систем. На A 400M cмонтированы четыре подкрыльевых пилона для установки на них подвесных агрегатов заправки или контейнеров системы РЭБ. По оценке его создателей, срок службы новой машины составляет не менее 30 лет, а диапазон эксплуатационных температур ± 50°C. Также А 400М может выполнять функции воздушного танкера.

И ещё несколько атмосферных снимков с авиационно-космического салона Singapore Airshow-2018, который за неделю его проведения посетило более 130 тысяч человек.


Носовая часть А 400М / Фото Григория Беденко


Многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-16C военно-воздушных сил Сингапура / Фото Григория Беденко


Патрульный противолодочный самолёт Boeing P-8 Poseidon ВВС США / Фото Григория Беденко


Singapore Airshow-2018 охраняло спецподразделение сингапурской полиции / Фото Григория Беденко


Стенд корпорации Airbus Military / Фото Григория Беденко


Австралийские военные на Singapore Airshow-2018 / Фото Григория Беденко


F-15SG военно-воздушных сил Сингапура на статике / Фото Григория Беденко


Австралийцы демонстрируют морской разведчик E-7A Wedgetail / Фото Григория Беденко

Пилотажное звено ВВС Сингапура: F-15SG и F-16C


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

На статической экспозиции Singapore Airshow-2018


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко