Символическая кастрация и большая любовь – каннские фильмы от режиссёров-женщин
В этом году София Коппола приехала со своим фильмом "Роковое искушение" и обеспечила Каннам чуть ли не половину звёздно-актёрского состава – кастинг в её фильме прекрасен: это красавец Колин Фаррелл, неувядающая Николь Кидман (ну сколько же можно видеть этих двоих вместе), а также одни из самых востребованных молодых актрис – Кирстен Данст и Эль Фаннинг (у неё, кстати, тоже два фильма в программе, о втором – "Как общаться с девушками на вечеринках" – мы ещё напишем). Никаких особенных ожиданий и надежд по поводу Софии у фестивальной публики не имеется, поэтому и воспринимают её картину, скорее, как вишенку на торте.
"Роковое искушение" Копполы – это довольно простенький, необязательный, но красивый, атмосферный и не лишенный обаяния и чувства юмора фильм, который рассказывает историю раненого солдата, попавшего в женский пансион. Ранее сообщалось, что Коппола делает ремейк фильма Дона Сигела "Обманутый" с Клинтом Иствудом, но, как оказалось, от того фильма, равно как и от романа Томаса Куллинана, на котором он и построен, ничего не осталось. От характера многих персонажей остался лишь силуэт, а от произведения одна лишь идея: что же происходит с симпатичным мужчиной, когда он попадает в женское общество, которое не терпит ни конкуренции, ни жалости.
Итак, фильм начинается с момента, когда юная воспитанница женского пансиона, отправившаяся по грибы, обнаруживает в лесу раненого солдата и, чтобы оказать ему помощь, приводит его в пансион. Сначала он получает всю любовь и обожание (девочки ищут повод остаться с ним наедине любым способом), а потом и ненависть в том же объёме. Характеры женщин – архетипические, это и классический "синий чулок" – строгая директриса (Николь Кидман), и романтичная кисейная барышня – учительница французского (Кирстен Данст), и юная нимфоманка (Эль Фаннинг), и самые маленькие прелестницы, в чьих прекрасных головках зреют довольно опасные мысли.
Конечно, новый фильм Копполы – это ещё одно высказывание на тему взаимоотношений полов, настоящий парафраз "Малефисенты"с Анжелиной Джоли: если там женщина, обиженная мужчиной, лишается крыльев, то здесь мужчина, обиженный женщинами, теряет мужскую силу, получается, что его проблема (не будем спойлерить) – это акт символической кастрации. Что подкупает, так это то, что София не стремится занять феминистскую позицию и выставить дам ангелами, страдающими от мужского насилия: напротив, здесь женщины так же жестоки, как и мужчина, находящийся в ярости.
Одно из главных достоинств фильма – это его готический юмор, тонкий стёб на тему того, какими бывают женщины. Отдельное спасибо Копполе за сексуального Колина Фаррелла. Во всяком случае, в предыдущем фильме с участием Фаррелла, о котором мы рассказывали ("Убийство священного оленя") он не был так хорош: бородат, на несколько килограммов больше, да ещё и проговаривал все фразы с таким отрешённым видом, что вызывал неприятие.
Что касается личного обаяния этого ирландского актёра, то оно безмерно: он вышел к поклонникам, с каждым сфотографировался, а на пресс-конференции много шутил. К примеру, когда Николь Кидман рассказывала о том, что в фильме "Роковое искушение" изложена женская точка зрения – по её мнению, там рассказывается о загнанных и изолированных от внешнего мира женщинах, чей хрупкий мир рушится с приходом мужчины, Фаррелл добавил, что на съёмках его так и называли – разрушителем. А когда Кирстен Данст заявила, что готова была сниматься в любом проекте Копполы, даже если это будет телефонный справочник, он добавил, что хоть и видел оригинал Дона Сигела и зарекался никогда не сниматься в ремейках, от телефонного справочника, который ему предложила София, он не мог отказаться. В любом случае, "Роковое искушение" украсило программу, хотя видеть картину вне конкурса было бы логичнее.
Очень приятный, как всегда, фильм сняла Наоми Кавасе: её картина "Сияние" вышла поэтической, воздушной и о любви. Никакого радикализма, провокаций, а впечатление лучше, чем от работ "революционеров". В Каннах Кавасе любят, она завсегдатай этого фестиваля: 10 лет назад за свою картину "Судзако" она получила престижный приз для молодого на тот момент режиссёра – "Золотую камеру". "Сияние" – уже седьмой каннский фильм режиссёра. Кроме того, в прошлом году Кавасе была председателем жюри конкурса короткометражных фильмов и программы студентов киношкол "Синефондасьон", где открываются главные кинематографические таланты.
"Сияние" – это трогательная и нежная история любви теряющего зрение фотографа Накамори и юной девушки Мисако – диктора с красивым голосом и добрым сердцем: она озвучивает фильмы для слабовидящих или полностью лишённых зрения людей. Через её голос, её ощущения и описания слепые люди воспринимают красоту окружающего мира. Правда, когда в этом проекте она сталкивается с бывшей звездой фотоискусства – Накамори, то натыкается на жёсткую критику.
И хотя фотограф видит теперь только пятна, он успевает разглядеть главное – сияние, которое есть у этой девушки. Фильм снят по-японски – деликатно, но при этом со всей страстью: сцена, где потерявший зрение Накамори притрагивается к лицу девушки, выглядит очень чувственно. В программе "Особый взгляд" также есть фильмы снятые женщинами. Великих картин среди них может и нет, но то, что дамы внесли в программу кинофестиваля свой взгляд на вещи, это точно.