Шымкент стал городом республиканского значения. Что это значит и к чему приведёт?
По закону республиканский статус придаётся городу, если он имеет особое государственное значение либо если его население превысило миллион человек. Несмотря на то, что Шымкент всегда был "особенным", сыграло всё же последнее. 1 июня 2018 года город официально стал миллионником: появившаяся на свет Айсулу Еламанова помогла городу перешагнуть необходимую отметку.
19 июня Нурсултан Назарбаев подписал указ, согласно которому Шымкент стал городом республиканского значения, административный центр перенесён в Туркестан, а область переименована из Южно-Казахстанской в Туркестанскую. В течение месяца Правительство РК совместно с Верховным судом и другими госорганами обязаны в месячный срок утвердить план организационных мероприятий ("Дорожную карту") по реализации подписанного указа. Правительству предстоит до 1 сентября 2018 года принять меры, обеспечивающие приведение законодательных актов РК в соответствие с настоящим указом.
Что новый статус даст Шымкенту в политическом плане?
Большинство специалистов уверены: смена статуса – исключительно политическое решение, к тому же очень важное. Близость Шымкента к границе с Узбекистаном накладывает определённый отпечаток. Нужно строить отношения, которые при Каримове были, скажем так, не на высоте. Речь не только о торговле. По мнению аналитика Армана Бейсембаева, сейчас, когда к власти пришёл Мирзиёев, как раз очень благоприятный момент. И именно Шымкент может стать связующим коридором.
"Мирзиёев по своим политическим взглядам считается прозападным либералом. Значит, и страну будет перестраивать в соответствии с этими лекалами. До этого наши отношения были всё время натянутыми, потому что Ислам Каримов всегда играл на настроении – то в сторону России немножко, потом в сторону Запада. Он пытался лавировать между ними. Но не очень успешно у него получалось, и вызывало, ко всему прочему, натянутые отношения с Казахстаном. Шавкат Мирзиёев пришёл и начал налаживать отношения. Точка состыковки Казахстана с Узбекистаном – это как раз Шымкент. Второй этап – это попытка втянуть Узбекистан в Евразийский союз, хотя бы на каких-то началах. Возможно, Узбекистан будет наблюдателем. С этой точки зрения Шымкент для Узбекистана должен стать некой витриной, потому что все торговые пути идут через Шымкент. В Шымкенте достаточно сильны узбекско-казахские связи. Через Шымкент заезжает к нам достаточно большое количество узбекистанских товаров: фруктов, овощей. На Шымкенте лежит дополнительная ответственность в том плане, что он должен обеспечить бесперебойную торговую взаимосвязь между двумя государствами. Отсюда как раз это политически мотивированное обоснование, что Шымкент теперь является городом республиканского значения", – считает руководитель аналитического департамента FXPrimus Арман Бейсембаев.
Естественно, изменятся и отношения с Астаной. Если раньше Шымкент подчинялся области, то теперь он независим от своего региона и подчиняться будет напрямую столице. Из-за нового статуса, конечно же, увеличится количество чиновников.
"Поскольку у нас иерархия власти вертикально-интегрированная, поэтому Астана непосредственно будет курировать вопрос развития Шымкента, там будут приниматься какие-то политические решения, туда будут ставиться соответствующие люди. Это примерно как с Алматы. Алматы находится под непосредственным надзором Астаны, Астана наблюдает, смотрит, ставит туда людей. Всё то же самое, что происходит в отношении Алматы, теперь будет происходить и в отношении Шымкента. В общем-то, Шымкент достаточно давно претендовал на роль некой такой южной столицы. Если южная столица у нас Алматы, то это совсем южная, может быть, не столица, но очень важный город, который нельзя игнорировать. Шымкент всегда за это звание боролся", – говорит Арман Бейсембаев.
Политолог Айдос Сырым считает, что у Шымкента есть все возможности стать конкурентом больших городов (и речь не только о Казахстане), главное –направить идеи в правильное русло и сломать устоявшиеся стереотипы и вывести из города провинциализм.
"Надо ломать местные тренды, связанные с трайбализмом, местничеством. Много вкладываться в интеллектуальном смысле, чтобы побороть местный провинциализм. Для этого нужны большие идеи. Надо конкурировать не только с Алматы и Астаной, надо конкурировать с Ташкентом, надо конкурировать с другими большими городами, задачи и цели должны быть большими. Они должны подкрепляться культурно, интеллектуально, человеческими ресурсами, человеческим капиталом. Я уже давно пишу о феномене Шымкента. Там количество звукозаписывающих студий на душу населения больше, чем где-либо, там есть киностудии, есть люди, которые снимают мультфильмы, много частных театров, а про той-бизнес я вообще не говорю. В этом городе наибольшее количество газет и сайтов. Всё это из местечкового провинциального уровня надо выплёскивать на большой уровень. То есть у людей должно сильно поменяться настроение, появиться гордость, что мы – Шымкент, мы – Туркестан, мы – крутые, мы не хуже, чем Алматы, Астана. Если такая вещь появится, то понятно, что желание куда-то переезжать у молодёжи снизится", – говорит Айдос Сырым.
Как изменится экономика города?
Новый статус положительно отразится на местном бюджете, который в следующем году вырастет почти в два раза. Предполагалось, что он составит чуть больше 94 млрд тенге, однако заместитель акима Шымкента Гульжан Курманбекова заявила телеканалу 24.kz, что финансирование в 2019 году увеличат до 183 млрд тенге. Дополнительные средства направят на строительство дорог, новых школ, жилья, зон отдыха, дорожных развязок и обновление автобусного парка.
Специалисты отмечают и инвестиционную привлекательность Шымкента. В городе, к примеру, собираются построить новый жилой комплекс, своеобразный город в городе из 12 кварталов, со своими торговыми центрами, офисами и парковой инфраструктурой. Инвестиции составят порядка 160 миллиардов тенге.
"Новый статус на городе, на жителях, я думаю, хорошо отразится. Город активно рос, сейчас ненужные двухэтажные конструкции будут убраны. Ранее Шымкент подчинялся области, которая меньше, чем сам город, но теперь они напрямую с Астаной все вопросы будут решать быстрее, это огромный плюс. Конечно, то, что чиновников станет в два раза больше, – это минус. Но, может, напротив, пользы будет больше. То есть был один начальник областной – теперь будет два, был один Госреестр, теперь всё удвоится. Шымкент – очень интересный город, там высокая рождаемость, народ там живой, предприимчивый. Ну, и плюс область сама начнёт подтягиваться, потому что за спиной Шымкента ЮКО не очень выглядывала, вроде как Шымкент закрывал. Теперь надо будет оправдывать, что Туркестанская область может всё делать сама. Я считаю, что решение о смене статуса было правильным, у нас очень низкая плотность населения. Нам нужно все силы прилагать на развитие мегаполисов, ведь прогресс начинается в городах, а не в деревнях. А у нас урбанизация на уровне далёкого прошлого, 40% населения в селах сейчас живёт, в Америке, для сравнения, в деревнях – 3%, а 97% – в городах. В городах происходит обмен знаниями, культурой, развитие. То есть политика поощрения развития крупных городов очень выгодна", – считает экономист Алмас Чукин.
Нелегко придётся участником теневого рынка, полагают специалисты. Сейчас всё внимание может быть направлено на скрытые доходы и чёрные зарплаты. По мнению экономистов, бизнесменам придётся играть по новым правилам.
"Мы прекрасно знаем, что Южно-Казахстанская область имела многие системные и структурные проблемы, то есть это наибольший уровень теневого бизнеса, наибольший уровень субсидий из республиканского бюджета, в некоторые годы до 96 % доходил. Местные власти не были сильно заинтересованы в легализации бизнеса, не были заинтересованы в выводе теневого капитала в светлый бизнес и так далее. Теперь, мне кажется, эти задачи будут ставиться более открыто", – говорит политолог Айдос Сырым.
Благодаря смене статуса и выросшему бюджету город превратится в большую стройку. Если раньше южане искали работу в Алматы и Астане, то теперь рабочие руки понадобятся в Шымкенте и Туркестане. Шымкент – самый большой по протяжённости город в Казахстане из-за частного строительства, теперь мегаполису предстоит расти не вширь, а ввысь. Предстоит менять генплан города. Глава государства уже поручил заняться его разработкой.
"Если рассуждать логично, выходит, что у нас Казахстан сейчас не способен одновременно генерировать десятки тысяч рабочих мест, которые позволили бы занять достаточно большую армию работников, строителей и так далее. Допустим, EXPО, пятилетний проект, в общей сложности создал 50-60 тысяч рабочих мест, и как только основные строительные работы закончились, тут же появилась тема Абу-Даби Плаза. Высвободившаяся безработная часть общества начала создавать экономические, социальные, даже политические проблемы. Поэтому, видимо, наше развитие будет заключаться вокруг создания таких больших мегапроектов, которые позволят одновременно создавать большое количество рабочих мест хотя бы на четыре-пять лет, и, видимо, мы и будем так двигаться. Если мы говорим, что у нас EXPО закончилось, теперь у нас такое, условно, в кавычках, духовное EXPО. На самом деле речь идёт даже не об одном городе, а о двух городах", – считает политолог Айдос Сырым.
Экономисты считают, что сменой статуса города государство решает одну из главных проблем – отток молодёжи в Алматы и Астану за перспективами. Теперь со временем эти перспективы могут появиться в Шымкенте и Туркестане. Хотя некоторые скептики выражают сомнение, приводя в пример Талдыкорган, когда он стал городом областного значения. По мнению специалистов, от изменения статуса в самом городе ничего не изменилось, однако они надеются. что эта участь не постигнет Шымкент и Туркестан.
"Я всё-таки склонен считать, что в Шымкенте может многое измениться. Город республиканского значения накладывает дополнительные обязательства: это перестройка соответствующей структуры, это обеспечение безопасности, это работа с инвесторами, с бизнесом и так далее. Появятся важные финансовые институты, образовательные институты, появятся рабочие места, начнёт расти зарплата, и в итоге это станет выгодно молодёжи. Она не будет бежать в Алматы или Астану, а будет оставаться в Шымкенте, потому что там будут перспективы. У нас с физической точки зрения есть большой дисбаланс, из регионов все бегут сюда, в Алматы, в Астану, в крупные города. Все видят перспективы только в Алматы и Астане. Астана – с точки зрения работы в госаппарате, а если частный бизнес хочешь открыть, то это – в Алматы, а больше городов нет. Всё остальное считается не особо престижным, не особо перспективным. Поэтому и развитие Шымкента в этом смысле может оттянуть на себя некоторые ресурсы", – полагает Арман Бейсембаев, руководитель аналитического департамента FXPrimus.
Ещё один важный момент – это развитие туристической отрасли. С финансовыми вливаниями туризм в регионе можно поднять на совершенно другой уровень. Главное – построить нормальную инфраструктуру, по духовному наполнению Туркестан может встать в один ряд с Самаркандом и Бухарой.
"Было бы отлично, если бы Шымкент, Туркестан присоединились к скоростной железной дороге, которая идёт от Ташкента в Бухару и Самарканд. Чтобы единый такой туристический кластер стал. Мы знаем, что Туркестан – этот удивительный город, без всяких возвышенных слов, является духовным, сакральным центром силы для казахов, и не только для казахов – для тюркского мира. Сегодня число туристов, которые посещают в культурных, религиозных и прочих целях Туркестан, достигло 1 000 000 человек в год. У него уже есть большой потенциал, которой нужно капитализировать. Чтобы люди не просто приезжали и уезжали, а могли там остановиться. Поэтому задача стоит – сделать один мегаполис республиканского масштаба из Шымкента и сделать, говорю без пафоса, без возвышенных слов, большую культурную и духовную столицу казахского и тюркского мира в Туркестане. Надо сделать по примеру старого Баку, старой Риги, чтобы был какой-то большой единый историко-мемориальный комплекс вокруг Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави с одной стороны, а с другой – построить с нуля новый город, чтобы там были административные и прочие учреждения, гостиницы, жилые массивы. Понятно, что очень много было упущено и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения восстановления, реставрации памятников. Это всё, мне кажется, надо исправлять, и это задача на ближайшие 5-7 лет. Там уже есть хорошая дорога Западная Европа – Западный Китай, если к ней подтянем скоростную железную дорогу, если мы сможем с узбекскими городами, особенно с туристическими, такими как Самарканд, Бухара и так далее, завязаться, то это будет работать на увеличение потока туристов", – поделился Арман Бейсембаев.