История семейно-гендерных инициатив в Казахстане сложилась почти сразу. Первые госструктуры и системные документы по вопросам женщин, материнства и детства были приняты в период становления государства. Позже Казахстан присоединился и поддерживал инициативы ООН в области расширения и защиты прав и возможностей женщин.

Были собственные стратегии гендерного равенства на 2006–2016 годы, рассматривавшие в равной степени права и возможности мужчин и женщин. В 2014 году утверждена Концепция социального развития РК до 2030 года, в которой отражена социальная поддержка материнства, детства и уязвимых групп семей в рамках повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала. В 2015 году Казахстан присоединился к Целям устойчивого развития ООН: 12 из 17 этих целей являются гендерно-чувствительными и подлежат национальной адаптации и учёту в рамках стратегических направлений и задач государства.

Предстоял новый этап – создание гендерной политики с международными трендами устойчивого развития, национальными стратегическими приоритетами и новыми принципами социальной политики. Так появилась Концепция семейной и гендерной политики РК в 2016 году.

Она объединила все положения о семье и роли женщины, заложенные в Конституции и законодательстве РК, подзаконных актах, стратегии "Казахстан-2050", Плане нации "100 конкретных шагов", Концепции по вхождению Казахстана в 30 самых развитых государств, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ЦУР и других ратифицированных международных договоров и соглашений. Концепция является документом по системе государственного планирования и отражает основные подходы к развитию семейной и гендерной политики страны. 

Семья играет важную роль и рассматривается как объект социальной защиты. При этом чем выше уровень гендерного равенства, тем больше ответственности, паритетности и результативности в выполнении членами семей своих бытовых, экономических, нравственно-воспитательных, защитных и других важных функций.

В Концепции также были зафиксированы исходные "болевые" точки и тенденции: разводы и рождение ребенка вне брака, монородительские семьи, гражданские браки, слабое участие отцов в воспитании детей и проблема выплаты алиментов, неприемлемые для светского государства "семейные ценности" и традиции (насильственная выдача замуж, ранние браки, насилие и жестокое обращение в семьях), репродуктивное здоровье женщин и мужчин, аборты и так далее. 


Читайте также:


Как реализуется Концепция

По словам председателя Комитета по делам молодёжи и семьи МИОР РК Шахмардана Байманова, Концепция претворяется в жизнь в три этапа.

  • Первый этап – 2017–2019 годы. Министерством труда и соцзащиты создана база в области изучения семейной политики, впервые разработан национальный доклад "Казахстанские семьи-2019". Утверждены стандарты оказания специальных соцуслуг жертвам бытового насилия. В пилотном режиме работают семейные суды. Начата реализация спецпроектов по грантам.
  • Второй этап – 2020–2022 годы. Министерство информации и общественного развития выполнило 16 задач из запланированных 48, остальные – на стадии выполнения.

"Совершенствуется законодательство по вопросам укрепления института семьи. Открываются центры поддержки семьи Baqytty Otbasy и "Жанұя" во всех регионах. Запущена оперативная сеть по вопросам укрепления репродуктивного здоровья среди молодёжи. Министерством труда и социальной защиты населения РК разработана и запущена социальная карта семьи", – рассказал Шахмардан Байманов.

  • Третий этап – до 2030 года. Долгосрочные задачи и мероприятия семейной и гендерной политики Казахстана, направленные на достижение целей устойчивого развития и вхождение в число тридцати  самых развитых государств.

Ожидания VS реальность – 2020 год

Первый этап позади. Есть возможность подвести некоторые итоги. Сравнили предполагаемые результаты для 2020 года (план) в 2016 и как оно получилось на самом деле (факт).

  • План: гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин относительно женщин – 8,5 года. Факт: по данным ranking.kz, в 2020 году разница в продолжительности жизни составила 8,44 года.

  • План: доля расторгнутых браков на количество зарегистрированных – 32%. Факт: по данным МИОР, показатель составил 37,2%.

  • План: коэффициент абортов на тысячу женщин репродуктивного возраста – 17. Факт: по данным Бюро нацстатистики (последние опубликованные данные на 2019 год) он составлял 16,8.

  • План: снижение зарегистрированных фактов бытового насилия в отношении женщин и детей (два индикатора) – на 20%. Факт: по отчёту Комстата, если в 2016 году на момент принятия Концепции в стране было зафиксировано 124 298 случаев бытового насилия в отношении женщин, то к 2019 году этот показатель упал до 96 750, то есть на 22,2%. Впрочем, эксперты неоднократно подчёркивали и обратное, а 2020 год и пандемия COVID-19 сыграла на ухудшение ситуации в этом направлении на фоне общего снижения преступности.

  • План: доля средней зарплаты женщин к зарплате мужчин – 70%. Факт: согласно данным Комитета по статистике, в 2020 году средняя "женская" зарплата (173,7 тысячи тенге) была ниже "мужской" на 55,8 тысячи. Если говорить о доходах выше 360 тысяч тенге, то разделение составило 40/60 в пользу мужчин. Между тем мужчины составили 45,9% работников, женщины – 54,1%.

  • План: доля женщин относительно мужчин, владеющих материальным активом (земля, имущество, предприятия, ИП и прочее), увеличится на 5%. Факт: 
"Сегодня казахстанки занимают лидирующие позиции в индивидуальном предпринимательстве (77%), в малом и среднем бизнесе (43%)", – приводила данные член Комитета по социально-культурному развитию мажилиса Парламента РК Лаззат Рамазанова в своём выступлении в рамках Центральноазиатского форума.
  • План: доля женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений – 22%. Факт: в 2019 году 697 женщин присутствовали в выборных органах местной власти (22,2%), в 2020 – 998. Доля действующих компаний, по отчёту ranking.kz, с женщиной-руководителем в 2020 году составила 30%.

"По итогам прошедших выборов женщин-депутатов в мажилисе Парламента страны стало 27%, в Сенате – 18,8%, в районных маслихатах – выше 30%. Регламентированы гендерные квоты в программных документах отдельных политических партий, доля женщин в которых составляет от 33 до 57%. На госслужбе трудятся 56% женщин, в том числе занимающих руководящие должности – 41%. Число женщин-судей – 51%. Доля женщин в руководящем составе банков второго уровня – 24,6%, национальных управляющих холдингах и компаниях – 25%", – рассказала Лаззат Рамазанова.

  • План: доля женщин в обеспечении мира и безопасности – 8%. Факт: в настоящий момент женщины на военной службе составляют более 10% от общего числа военнослужащих.

"Из девяти целевых индикаторов выполнено пять. 106 НПО непосредственно занимаются решением вопросов гендерной и семейной политики", – рассказал Шахмардан Байманов на онлайн-заседании рабочей группы SPECA по гендерной политике и Целям устойчивого развития.

Представитель МИОР добавил, что совместно с ОНН на 2022–2024 годы запланирована реализация проекта по обеспечению гендерного равенства, расширению прав и возможностей всех женщин и девочек в Казахстане.


Читайте также:


Ближайшее будущее – ожидаемые результаты на 2023 и 2030 годы

  • Гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин относительно женщин 8 и 7 лет соответственно.
  • Доля расторгнутых браков – 30% и 25%.
  • Коэффициент абортов – 15 и 10.
  • Снижение фактов бытового насилия в отношении женщин и детей – на 30% и 50%.
  • Доля средней ЗП женщин к ЗП мужчин составит 73% и 75%.
  • Доля женщин относительно мужчин, владеющих материальным активом, увеличится на 7% и 10% соответственно.
  • Доля женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах – 25% и 30%.
  • Доля женщин в обеспечении мира и безопасности – 8,5% и 10% соответственно.

Изменения неизбежны

Как исключить влияние внутренних и внешних факторов, нарастание определённых тенденций, которые невозможно игнорировать? Концепция требует дополнений, изменений и приведения в актуальное исходя из текущей ситуации состояние. Об этом говорил президент в Послании (ёмко, но однозначно: "Следует внести изменения в Концепцию семейной и гендерной политики") и чиновники на первом заседании рабочей группы с участием вице-министра информации и общественного развития Аскара Умарова.

"Концепцию планируется актуализировать с учётом поручений главы государства по обеспечению поддержки экономических и политических позиций женщин в обществе, Общенациональных приоритетов, новой Системы государственного планирования, а также повышения качества жизни семьи, защиты материнства и детства, глобальных трендов и тенденций", – сказал Аскар Умаров.

В какую сторону произойдут изменения, покажет время. "В целях реализации принципа "слышащего государства" деятельность рабочей группы будет носить открытый, транспарентный характер, освещаться в СМИ и социальных сетях", – говорят в МИОР. Следующая встреча рабочей группы пройдёт в декабре.


Читайте также: В Казахстане разработали инструкцию по работе с домашними агрессорами