Возможная сделка по покупке 75% мобильного оператора Kcell государственной компанией "Казахтелеком" ещё не получила оценку антимонопольного ведомства. Чем дольше Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей оттягивает оглашение вердикта, тем больше становится противников самого масштабного слияния на рынке связи. Informburo.kz собрал мнения депутатов и общественных деятелей.

Особый статус "Казахтелекома"

О том, что компания "Казахтелеком" – стратегический игрок на рынке телекоммуникаций республики, говорят не только цифры присутствия, но и статус компании – национальный оператор связи.

АО "Казахтелеком" является владельцем стратегического проекта – Национальной информационной супермагистрали (НИСМ). Это транспортное оптико-волоконное кольцо протяжённостью 11 500 км, соединяющее между собой цифровыми потоками Астану, Алматы и 15 областных центров Казахстана. Мобильная связь, передача данных, интернет, фиксированная телефония, все государственные программы в области коммуникаций, – всё это консолидировано в крупнейшем коммуникационном холдинге страны.


АО "Казахтелеком" владеет самым современным оборудованием в Казахстане / Фото сайта altai.kz

С большой долей вероятности, даже после выхода на IPO и прихода иностранных инвесторов, статус "Казахтелекома" останется неизменным. Государство и дальше будет видеть в нём главного реализатора всех стратегических задач в отрасли.

Однако возможная сделка по покупке 75% акций Kcell вызвала к холдингу большое количество вопросов. Число пользовательских контрактов рынка мобильной связи у "Казахтелекома" после приобретения Kcell может достигнуть 17 млн, что превышает 65% от общего рынка. В стране останутся, по сути, всего 2 игрока – пока ещё государственный "Казахтелеком" и частный "КаР-Тел" (бренд Beeline).

Бурная реакция

В конце марта мажилисмен Аскар Базарбаев отправил в адрес Правительства депутатский запрос. Свой интерес к сделке Базарбаев объяснил реальными опасениями за потребителей, интересы которых супермонополист может игнорировать, планомерно повышая тарифы:

"Предоставление "Казахтелекому" согласия на приобретение 75% акций Kcell, по мнению специалистов, идёт вразрез с политикой государства по антимонопольному регулированию. Учитывая общественный резонанс по рассматриваемой сделке, прошу предоставить информацию о том, какие меры будут предприняты уполномоченным органом по недопущению ограничения конкуренции и возможном повышении тарифов для населения и других пользователей, а также по недопущению роста доли государства в экономике страны. Монополия и экономическая концентрация в таких масштабах могут привести к повышению тарифов для рядовых пользователей. "Казахтелеком" будет иметь реальную возможность диктовать рынку свои условия", – высказал опасения депутат Мажилиса.

В апреле на запрос был получен официальный ответ за подписью профильного министра Сулейменова. В документе дан достаточно обтекаемый ответ. Однако подчёркнуто, что Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК теоретически может и одобрить сделку.


"Казахтелеком" в 2019 году станет единственным владельцем СП Altel/Tele 2 в 2019 году / Фото сайта yar.kp.ru

Как следует из документа, "согласие антимонопольного органа на экономическую концентрацию может быть обусловлено выполнением участниками экономической концентрации определенных требований и обязательств, которые устраняют или смягчают отрицательное влияние экономической концентрации на конкуренцию. Такие условия и обязательства могут касаться, в том числе, ограничения по управлению, пользованию или распоряжению имуществом".

Антимонопольщики могут ввести особые ограничения для "Казахтелекома", чтобы супермонополист в итоге не образовался. Как это будет сделано и будет ли добро в итоге получено, неизвестно. Многие эксперты и депутаты высказались однозначно против такого развития событий.

Финансовые нюансы

Informburo.kz уже подробно писал, где именно "Казахтелеком" может найти средства на покупку Kcell. Собственных денег у госкомпании на сделку, согласно открытой информации, не хватит. Понадобится, по крайней мере, 200 млрд тенге, и недостающую сумму можно занять.

По словам генерального директора дивизиона по розничному бизнесу филиала АО "Казахтелеком" Каспарса Кукелиса, покупка основной доли Kcell – это один из лучших возможных вариантов развития событий для всего рынка и конкретно для "Казахтелекома". В госкомпании уже есть положительный опыт покупки и интеграции сетей объединённой компании Altel/Tele2, а объединение с Kcell и база в 17 миллионов абонентов помогут справится с долговой нагрузкой.


Каспарс Кукелис – генеральный директор дивизиона по розничному бизнесу филиала АО "Казахтелеком" / Фото Informburo.kz

По расчётам аналитиков инвестиционного банка Halyk Finance, объединённая компания может рассчитывать на денежный поток от операционной деятельности примерно в 133 млрд тенге в год. Этого, по словам Кукелиса, должно хватить и на выплаты по кредитам (если они будут привлечены), и для реализации текущих задач по техническому переоснащению и цифровизации.

"У "Казахтелекома" на сегодняшний день 70 млрд тенге свободного кэша. Плюс около десятка – свободный денежный поток ежегодный, также мы получим денежный поток самого Kcell, а учитывая операционную синергию, суперконсервативно считать, что сделка несёт слишком большие долговые риски", – считает Каспарс Кукелис.

Наблюдатели, однако, недоумевают, зачем "Казахтелекому" идти на сделку перед выходом госкомпании на IPO. 24 мая глава фонда "Самрук-Казына" Ахметжан Есимов во время участия в Петербургском международном экономическом саммите заявил безапелляционно: АО "Казахтелеком" выйдет на первичное размещение акций до конца 2018-го. Времени на глобальную интеграцию и слияние у национального оператора фактически нет.

Интерес к государственным деньгам

Выход госкомпании на IPO, вероятно, могут из-за сделки перенести ещё как минимум на год. В первом квартале 2019 года "Казахстелекому" также необходимо будет найти примерно 190 млрд тенге на завершение ещё одного слияния, второго по счёту. Национальный оператор связи должен по опциону выкупить долю в совместном предприятии Altel/Теле2. Последние платежи по этой сделке будут означать, что с казахстанского рынка окончательно ушёл и шведский холдинг Tele2 AB.


Подробности возможной сделки обсуждали на площадке НПП "Атамекен" / Фото с сайта "Атамекена"

К 200 млрд на покупку акций Kcell и 190 млрд на завершение сделки с Tele 2, по оценкам аналитиков, необходимо прибавить ещё и примерно 100 млрд тенге ежегодных затрат на масштабное технологическое обновление в связи с цифровизацией, развитием рынка телекоммуникаций и планами государства в рамках госпрограммы "Цифровой Казахстан". Есть риски, что "Казахтелеком" в сложившихся обстоятельствах и при дефиците собственных средств ещё в статусе госхолдинга может попросить деньги из Национального фонда или ЕНПФ.

При таком сценарии событий, считает мажилисмен Майра Айсина, компания гарантированно получит негативный ответ:

"Я думаю, что никто не пойдёт на выделение средств из Нацфонда или ЕНПФ. Если есть у "Казахтелекома" какие-то собственные ресурсы, то пускай они их используют. Но не за счёт людей. Мы считаем, что давать компании деньги из этих источников категорически нельзя. Если не хватает собственных средств, то зачем зариться на что-то ещё, правильно? Лучше жить по средствам. У "Казахтелекома" вопросов много: цифровизация, широкополосный интернет надо делать достоянием всех жителей республики, оптоволоконную связь надо проводить. Компания должна этим сейчас заниматься, я так думаю. Она создавалась для этого и работает в качестве национального оператора для этих целей. Мы не готовы поддержать их в этом плане, потому что не видим такой необходимости в этой сделке сегодня".

Поддержала коллегу из Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК и Меруерт Казбекова. По её мнению, антимонопольный орган должен дать оценку сделке исключительно в рамках закона.

"У "Казахтелекома" всегда были хорошие позиции на рынке, но, видно, плохой менеджмент. По крайней мере, компании сейчас необходимо выполнить то, что ей было поручено в рамках государственных программ. И сделать это хотя бы на четыре по пятибалльной шкале. Посмотрим, чем закончится эта история. Закон о защите конкуренции у нас работает, в любом случае всё будет сделано в рамках действующего законодательства, по букве закона. Если турки, финны, шведы уходят с нашего рынка, конечно, нужно искать инвесторов в своей стране и за пределами. Это ведь проще простого – взять из бюджета деньги", – считает Меруерт Казбекова.

Европейская модель на рынке телекоммуникаций, по мнению мажилисмена Альберта Рау, в наших условиях ожидаемо не сработала, именно поэтому скандинавские инвесторы в итоге приняли решение уйти с казахстанского рынка.

"Я, конечно, в вопросах связи не настолько компетентен. Однако знаю, что чисто рыночная европейская модель, которая развивалась на другой основе, нам точно не подходит. Там сложилась совсем другая рыночная среда. И слепо сюда её переносить – невозможно. Поэтому, возможно, нам действительно нужен какой-то азиатский опыт, другая модель. Мы ничего не прогнозируем, просто рассуждаем: возможно, к нам придёт инвестор из Китая, если это будет частная телекоммуникационная компания, то почему бы и нет. Глобальная китайская инициатива "Один пояс – один путь" – это ведь не только железные дороги и автомобильные, это также и транзит между Западом и Востоком в части коммуникаций. Это может усилить наш транзитный потенциал и в этой сфере тоже", – считает Альберт Рау.

За потребителей замолвите слово

Все собеседники Informburo.kz особо отметили, что ключевым вопросом возможного слияния "Казахтелекома" и Kcell должна стать защита интересов потребителей. По мнению главы Национальной лиги потребителей Казахстана Светланы Романовской, сделка этим интересам явно противоречит.

"У нас нет единой политики в сфере защиты прав потребителей. Это очень разрозненная деятельность: в нашей стране 12 государственных органов, которые якобы должны отстаивать права потребителей, – говорит Светлана Романовская. – Естественно, ещё одна большая такая монополия не будет потребителю в радость. Чем больше монополист, тем больше он диктует условия, в которых заинтересован именно он. Я очень негативно отношусь к тому, что из уже большой компании будут делать ещё большего игрока рынка связи. Фактически у потребителя не будет права выбора. А его право даже закреплено конституционно. Поэтому ничего хорошего и лестного об этой возможной сделке я не могу сказать".

Правозащитница уверена, что антимонопольный орган даст в итоге положительный ответ, и общественный резонанс не станет этому помехой:

"Я не буду удивлена, если антимонопольный орган одобрит данную сделку. Почему? Потому что если они сказали "а", значит скажут и "б". Уверена, что общественное давление, несогласие не сыграют никакой роли. Это очень грустный факт. Голос народа слышен всё меньше и меньше. Возникает такое впечатление, что никто слушать нас не хочет. И этот грустный факт я вынуждена признать".

Майра Айсина обещает, что она и её коллеги пойдут в вопросе до конца. Представители "Казахтелекома" до сих пор внятно не обосновали свою позицию, и это народных избранников очень смущает.

"Не знаю, что именно сейчас мудрят в антимонопольном органе, но я думаю, что они должны быть против сделки. Если они будут "за", то мы будем дальше разговаривать с ними, разбираться, – заявила в интервью informburo.kz депутат. – В первую очередь надо защитить интересы наших граждан, ведь нельзя навредить потребителям, сделать хуже, чем сейчас есть. И сейчас-то люди действующими тарифами на связь недовольны, многие были возмущены недавним повышением ставок мобильных операторов. Мы будем своей позиции придерживаться. Я и мои коллеги будем в первую очередь стоять на защите прав казахстанцев".