Недавно в Сан-Диего закончился Comic-Con – один из самых крупных в мире фестивалей, посвящённых популярной культуре, и уж точно самый значимый. За почти пятьдесят лет существования этот фестиваль превратился из небольшого собрания фанатов комиксов в важное международное культурное событие, на котором влиятельные игроки сферы развлечений ежегодно продвигают свои будущие блокбастеры.

Читайте также:
Вселенная Marvel – как за 10 лет выпустить 19 фильмов и заработать 17 миллиардов

История создания

Фанатские фестивали (или, как их называют, конвенции) в США появились еще в 30-х, но по-настоящему развиваться начали в 60-е. Одну из таких, Детройтскую Тройную Фанатскую ярмарку (тройная – потому что объединяла фанатов фэнтези литературы, фэнтези фильмов и комиксов), с 1965 года развивал коммерческий дизайнер и большой любитель комиксов Шел Дорф. Летом 1969 года он помогал вышедшим на пенсию родителям переехать в калифорнийский Сан-Диего, находящийся на берегу Тихого океана, между Лос-Анджелесом и мексиканской границей. Пленённый солнечной атмосферой города, 36-летний Шел решил тоже там обосноваться.


Шел Дорф / Фото с сайта comic-con.org

Вскоре после переезда Дорф увидел в местном журнале объявление о скупке комиксов. Нуждаясь в деньгах и имея много редких выпусков, Шел позвонил по номеру в объявлении и с удивлением обнаружил, что рекламу в журнале дал 12-летний мальчишка по имени Барри Альфонсо. Узнав о богатой коллекции Дорфа, Барри сообщил о ней своим друзьям постарше. Среди них были промышлявшие перепродажей комиксов Майк Таури, Боб Сурк и Ричард Альф (возрастом в 14, 16 и 17 лет, соответственно). Познакомившись с юными любителями рисованных историй, Шел Дорф озвучил им идею о создании фанатской конвенции в Сан-Диего.

Ребята, конечно, слышали о крупных фестивалях в Нью-Йорке и Детройте, но поначалу не очень доверяли "старику" Дорфу. Они резонно опасались, что тот может оказаться каким-нибудь аферистом. Шел наконец завоевал их доверие и уважение, когда повёз мальчишек встретиться со своим знакомым, художником комиксов Джеком Кёрби. Кёрби был легендарной фигурой в индустрии, потому что участвовал в создании таких знаменитых персонажей, как Капитан Америка, Халк, Тор и Железный человек. Естественно, ребята были впечатлены такой встречей.


В гостях у Кёрби / Фото с сайта comic-con.org

В затее Дорфу решил помочь Кен Крюгер – 44-летний литературный издатель и владелец книжного магазина. Крюгер привёл с собой небольшую группу юных любителей научной фантастики, которые собирались в его магазине и называли себя "Сурками". В эту группу, в числе других, входил будущий писатель-фантаст Грег Бир и Скотт Шоу, который позже станет мультипликатором и художником комиксов.

Так команда была полностью укомплектована. Шел Дорф в первую очередь выступал как вдохновитель, наставник и консультант. Умудрённый прошлым опытом, он подробно описал соратникам все шаги, которые нужно пройти для создания успешной конвенции. Но практические и организационные вопросы он делегировал подопечным.

Было решено, что будущая конвенция будет некоммерческим предприятием. Конечно, вход будет платным, но вырученные деньги пойдут только на покрытие расходов и бюджет на следующий год. Тем не менее, прежде чем получить выручку с билетов, нужны были финансовые вливания, а у Шела денег не было.


Скупка комиксов

К счастью, несмотря на то, что он только собирался заканчивать школу, Ричард Альф уже был успешным предпринимателем и хорошо зарабатывал на перепродаже комиксов. На "складе" – в родительском гараже – у него было около двадцати тысяч номеров, которые он реализовывал не только друзьям и знакомым, но и людям по всей стране, отправляя по почте. Альф вложил в организацию конвенции три с половиной тысячи долларов, что по нынешним меркам равняется более чем двадцати двум тысячам. У Ричарда, кроме того, был свой автомобиль, и он взял на себя почти все вопросы, связанные с транспортом. С перевозкой иногда помогала мать школьника Барри Альфонсо. Позже Шел Дорф будет считать именно Ричарда истинным сооснователем наравне с собой.

Пусть с самого начала конвенция задумывалась как посвящённая комиксам, организаторы решили не ограничиваться на этом и приглашать разных увлечённых поп-культурой людей, перенимая опыт у Детройтской Тройной Ярмарки. К примеру, команда сотрудничала с Обществом Друзей Хоббитов, а также с местной ячейкой Общества Творческого Анахронизма, занимавшейся воссозданием средневековой культуры.

"Мы открыли двери и сказали, что будем рады всем. Любой, у кого есть хоть какой-то интерес к чему-либо как-то связанному с комиксами, в ком бьётся пульс, и кто желает с нами работать – дверь открыта, проходите", – вспоминает Ричард Альф.



В качестве пробного запуска команда решила сначала провести небольшое однодневное мероприятие. Этот minicon (мини-конвенция) прошёл 21 марта 1970 года в подвале отеля U.S. Grant. Гостями мероприятия стали: основатель субкультуры фанатов научной фантастики Форест Джеймс Аккерман и комикс-художник Майк Ройер. Мини-кон посетило около ста человек, что позволило собрать дополнительные деньги и сделать себе имя.



Первая полноценная конвенция, организованная Дорфом и его командой, прошла в том же отеле с 1 по 3 августа 1970 года и называлась San Diego’s Golden State Comic-Con. Звёздными гостями стали уже упомянутый Джек Кёрби и писатели-фантасты Альфред Ван Вогт и Рэй Брэдбери. Последний был настоящей звездой и обычно брал за публичное выступление несколько тысяч долларов, но на этот раз согласился приехать бесплатно, узнав о некоммерческом характере конвенции. На конвенции была отдельная комната для продажи продукции, несколько различных тематических программ и групповых обсуждений, показ фильмов и многое другое. По сути, там была заложена модель для большинства будущих мероприятий такого рода.



Фестиваль посетило более трёхсот человек, и это считалось успехом, из-за чего было решено проводить его ежегодно. Поступивший в университет Ричард Альф даже бросил свой комикс-бизнес, чтобы выделить больше времени на организацию следующей конвенции, на которой он был председателем. В 72-м году мероприятие было переименовано в San Diego’s West Coast Comic Convention, и только годом спустя организаторы выбрали лаконичное название San Diego Comic-Con, которое приживётся надолго.



Развитие

К концу 70-х посещаемость достигла 6 тысяч человек, а ещё десятилетие спустя составила 42 тысячи. В 1991 году из-за увеличения размаха мероприятие стало проводится в конференц-центре San Diego Convention Center, где площадь главного выставочного зала составляет более сорока тысяч квадратных метров. Чтобы передать международный масштаб события, в 95-м конвенция была переименована в Comic-Con International: San Diego, но большинству людей она известна просто как Comic-Con. В том же году был создан новый логотип организации.



В 2000 году произошло важное событие. В прокат вышел фильм "Люди-Икс" – крупнобюджетная супергеройская лента с серьёзным и реалистичным тоном, которая начала современный бум комикс-экранизаций. Кассовые сборы в почти триста миллионов доказали, что подобные фильмы способны приносить большие деньги. Студии начали искать способы продвигать свои проекты напрямую своей основной аудитории. Естественно, Comic-Con был отличной возможностью для рекламы.

По прошествии лет можно сказать, что сотрудничество киноиндустрии и Comic-Con оказалось взаимовыгодным. С одной стороны, киностудии получили полезную маркетинговую платформу. Но с другой, Голливуд через свою продукцию популяризировал любовь к комиксам, превратив их из несколько постыдного "детского" хобби в нечто "крутое", модное и популярное по всему миру. Плюс, рекламируя свои проекты, студии стали привозить на конвенцию звёзд, устраивать семинары с создателями, проводить эксклюзивные показы самих трейлеров и прочих материалов.

Скорее всего, это не случайность, что бум кинокомиксов совпал с увеличением посещаемости Comic-Con с 48 тысяч в 2000 году до максимально возможной в рамках San Diego Convention Center цифры в 130 тысяч всего 8 лет спустя. В 2010 году Книга рекордов Гинесса назвала Comic-Con крупнейшим ежегодным поп-культурным фестивалем в мире. В 2011-м все доступные билеты на конвенцию были распроданы уже в первый день начала продажи. А в 2016-м билеты раскупили за час.

Мероприятия

Сейчас на Comic-Con ежегодно проводится около семи сотен различных мероприятий, связанных с комиксами, фильмами, сериалами, анимацией, литературой, игрушками, мангой, а также различными компьютерными, карточными и ролевыми играми. На конвенции можно приобрести целый спектр тематической продукции, пообщаться с создателями любимых работ, посетить обучающие семинары, получить автограф какой-либо знаменитости, увидеть творчество начинающих авторов или выставить своё и завести полезные знакомства. В многочисленных просмотровых залах ежегодно показывается около 350 часов контента, связанного с поп-культурой.

С 1991 года на Comic-Con происходит церемония вручений премии Айснера – эквивалента премии Оскар в индустрии американских комиксов. Ещё на фестивале проходит ежегодная Конференция искусства комиксов, где собираются представители индустрии, критики, историки и академики из сферы комиксов и проводят презентации новых научных трудов и академические обсуждения.

На конвенции проводится и международный фестиваль жанрового независимого кино, включающий более пятидесяти картин со всего мира. В рамках фестиваля, помимо кинопоказов, организовываются связанные с киноискусством семинары и лекции.

Интересно отметить, что с течением времени популярность на Comic-Con набирают сериалы. В 2011 году на фестивале студии рекламировали 80 телешоу, и только 35 фильмов. На конвенции за последние годы побывали создатели таких сериалов, как "Теория большого взрыва", "Доктор Кто", "Декстер" и "Игра престолов".


Актёры из "Игры престолов" на фестивале

Но самым значимым местом на Comic-Con считается легендарный зал Hall H, куда выстраиваются толпы и где проводятся презентации самых крупных проектов. В Hall H имеется 6 100 зрительских мест, что делает его первым по вместительности залом на Comic Con. Именно там в 2006 году глава Marvel Studios Кевин Файги объявил миру, ко всеобщему ликованию, что студия собирается собрать на экране команду супергероев-Мстителей. А четыре года спустя на той же сцене была впервые собрана и показана публике команда, которая этих Мстителей сыграет. В Hall H фанаты "Сумерек" в 2009 году начали выстраиваться за сутки до начала презентации новой части – "Новолуние". В том же году там Джеймс Кэмерон эксклюзивно показал 25 минут из своего самого крупного проекта "Аватар". В 2012-м на презентации фильма "Хоббит: Нежданное путешествие" фанаты с удивлением обнаружили, что окружены огромным экраном на 360 градусов.



Косплей

Начиная с 1974 года, на Comic Con проводится Маскарад – конкурс на самый лучший костюм. С тех пор конвенция стала привлекать тысячи косплееров со всего света. Косплей (от английского словосочетания costume play – костюмированная игра) – популярное хобби, в котором люди переодеваются в любимых персонажей. При этом, не обязательно добиваться точного сходства. Можно, наоборот, экспериментировать – например, смешивать элементы экипировки нескольких героев, или представлять, как знакомый персонаж выглядел бы в новом контексте.

Вот лишь несколько ярких косплеев с Comic-Con 2018:

Король Ночи из "Игры престолов", если бы он стал отцом.



Смесь баскетболиста и джедая: Коби-Ван.



Мистик из "Людей Икс" в момент изменения внешности.



Самурай Дарт Вейдер.



Дарт Вейдер и Дональд Трамп в одном лице.



Трансформер Бамблби.



Железная собака.



Скуби-Ду и его команда.



Танос-мексиканец.



Семья Повстанцев из "Звёздных войн".



А вот актёр Аарон Пол одел свою дочь в костюм варщика наркотиков из сериала "Во все тяжкие", где сам же и играл.



По этому поводу можно вспомнить один случай, как игравший в том же сериале Брайан Крэнстон в 2013 году тайно расхаживал по Comic-Con в маске собственного персонажа. Многие звёзды говорят, что им приходится надевать маски, чтобы спокойно насладиться конвенцией.





Свежие трейлеры 2018 года

Как уже сообщалось, Comic-Con ежегодно становится площадкой, на которой студии презентуют фанатам новые материалы, связанные с будущими проектами. Некоторые из них являются эксклюзивными, и показываются лишь единожды тем счастливчикам, кто успел попасть в зал. Но чаще всего новые ролики после показа на конвенции опубликовывают в интернете для широкой аудитории. Мы собрали самые яркие трейлеры, показанные на Comic-Con в этом году.

"Аквамен" – сольный фильм про супергероя, знакомого зрителям по ленте "Лига справедливости".



"Шазам!" – фильм с комедийным оттенком о новом супергерое из той же вселенной, что Аквамен, Супермен и Бэтмен.



"Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда" – возвращение в волшебный мир Гарри Поттера.



"Годзилла 2: Король монстров" – продолжение истории о гигантском чудовище.



"Стекло" – картина, сталкивающая героев фильмов "Неуязвимый" и "Сплит".



"Нация убийц" – чёрная комедия о внезапном хаосе в небольшом американском городке.




"Город головорезов" – криминальная драма о бедных районах Нового Орлеана.