Самая последняя песня "Битлз". Ливерпульская четверка выпускает новый сингл Now and Then
Более чем через 50 лет после распада "Битлз" Пол Маккартни и Ринго Старр анонсировали выход своей самой последней песни. В работе над композицией под названием Now And Then участвовали все четверо легендарных музыкантов – несмотря на то что Джон Леннон и Джордж Харрисон ушли из жизни много лет назад. Как же это стало возможным?
Название новой песни буквально переводится с английского языка как "тогда и сейчас", хотя это выражение может означать "время от времени" или "порой".
В основе композиции – демо-запись, которую ещё в 1970-х сделал Джон Леннон, и она в течение многих лет расходилась на бутлегах – неофициальных, пиратских пластинках.
В середине 1990-х годов трое оставшихся членов "Битлз" пытались работать над ней в рамках проекта Anthology ("Антология"). Они так и не довели её до ума (подробнее об этом – немного ниже), но Джордж Харрисон успел записать для песни гитарные партии.
А в прошлом году два сэра – Пол Маккартни и Ринго Старр – завершили работу над Now And Then при помощи самых современных технологий.
Сэр Пол в интервью BBC прошлым летом признался, что при помощи искусственного интеллекта (ИИ) им удалось "почистить" голос Джона Леннона, записанный на старой кассете.
Новая песня выйдет в свет в четверг, 2 ноября.
Она также будет включена в обновлённые версии "Красного" и "Голубого" альбомов "Битлз", которые будут выпущены 10 ноября. По мнению журнала Rolling Stone, эти две компиляции, впервые выпущенные в 1973 году и охватывающие практически все годы творчества группы, можно назвать самыми важными сборниками хитов в истории.
Альбомы включают основные хиты "Битлз" – от самого первого Love Me Do до одного из последних The Long And Winding Road – и по сути разделяют творчество группы на два периода.
"Красный альбом" охватывает время, когда "ливерпульскую четвёрку" называли mop-tops – по названию модной в середине 1960-х причёски, когда длинная чёлка касалась бровей, а сзади пряди достигали воротничка рубашки.
"Голубой альбом" относится ко второму периоду творчества, когда "Битлз" много экспериментировали, увлекались психоделией, а затем снова вернулись к более простым музыкальным формам.
"Джон снова был с нами"
В пресс-релизе по случаю выхода в свет новой композиции двое оставшихся участника группы признаются, что работа над этой песней отдавала сюрреализмом.
"Там голос Джона кристальной чистоты, это очень трогательно, и мы все там играем, так что это полноценная запись "Битлз", – считает сэр Пол. – В 2023 году работать над музыкой "Битлз" и выпустить новую песню, которую публика ещё не слышала, – на мой взгляд, это фантастика".
"Это было почти как оказаться рядом с ним в комнате, так что мы были очень тронуты, – добавил к этому сэр Ринго. – Знаете, словно Джон снова был с нами".
"Паршивая запись"
Композицию Now And Then можно трактовать как некое извинение, которое адресовано старой подруге (или любовнице). Джон как бы говорит ей: "Порой я скучаю по тебе / Порой хочу, чтобы ты вернулась ко мне".
После того как Джон в декабре 1980 года был застрелен у подъезда своего дома в Нью-Йорке, его вдова Йоко Оно отдала кассету с записью этой песни Полу Маккартни.
На кассете было написано "для Пола", и кроме этой композиции там были ещё две записи: Free As A Bird и Real Love. Их оставшиеся участники группы дописали и выпустили отдельными синглами в 1995 и 1996 году в рамках проекта Anthology ("Антология").
Тогда же они попытались записать и Now And Then, но оставили эти попытки, поскольку Джордж Харрисон назвал качество записи на кассете Леннона "паршивым".
Однако сэр Пол с тех самых пор не оставлял мысли завершить работу над этой песней, и вот наконец современные аудиотехнологии позволили это сделать.
Эта история началась в период работы над документальным фильмом The Beatles: Get Back, который вышел в свет в 2021 году.
Команда специалистов под руководством режиссёра Питера Джексона разработала новое программное обеспечение, позволившее "демикшировать" записи, то есть разобрать их на части, чтобы изолировать отдельные инструменты и вокал.
Эта технология была использована в прошлом году при создании новой версии седьмого студийного альбома группы Revolver ("Револьвер"). Продюсер Джайлс Мартин рассказал в интервью BBC, что при работе над этим альбомом использовались элементы ИИ – компьютер сумел научиться раскладывать на составляющие наложенные друг на друга звуки.
"Это устройство, к примеру, должно было научиться узнавать звук гитары Леннона, и чем больше информации оно получало, тем лучше ему это удавалось", – пояснил Мартин.
Теперь тот же самый процесс был применён к кассете с оригиналом записи Now And Then, при этом было устранено шипение пленки и шум наводки электроприборов, но оставлено всё, что присутствовало в исполнении Леннона.
Сэр Пол и сэр Ринго начали работать над композицией ещё в прошлом году, добавив в неё вокал, гитару и бас-гитару, ударные и пианино, а также записи акустической и электрогитары, сделанные Харрисоном ещё в 1995 году.
В свою очередь Джайлс Мартин, сын легендарного продюсера "Битлз" Джорджа Мартина, включил в композицию бэк-вокал из оригинальных песен Here, There And Everywhere, Eleanor Rigby и Because, создав дополнительный оттенок ностальгии.
Выходу в свет Now And Then будет предшествовать документальный фильм о создании этой композиции, премьера которого состоится в среду 1 ноября.
Читайте также: Неизвестная пленка "Битлз". Как британский школьник сделал уникальную запись, пролежавшую на полке 60 лет