С тюремных нар - на сцену
Необычный спектакль в алматинский "АРТиШОК" привёз московский "Театр.doc" . Его главная героиня - актриса Марина Клещёва по прозвищу Клещ, освободившаяся из мест не столь отдалённых одиннадцать лет назад. Талантливая, харизматичная и в то же время несколько инфантильная дама с преступным прошлым рассказала алматинским зрителям о себе и своей судьбе.
Судя по всему, жизнь Марины всегда "била ключом, причём иногда и по голове". Училась, бросила, попала в интернат для сложных подростков, связалась с плохой компанией, пошла на дело, "потому что отказать друзьям не могла", и попала в тюрьму. Затем был второй срок. И всё это могло продолжаться ещё не раз, если бы однажды к ним не пришла работать психолог – 25-летняя девушка Галина. Именно она смогла вовлечь Марину в настоящую творческую жизнь. Для заключённых были организованы мастер-классы от "Театр.doc", и они все вместе поставили "Короля Лира". Примерное поведение, условно досрочное освобождение - и теперь "Клещ" уже и не "Клещ", а настоящая артистка - Марина Клещёва, которая разъезжает по стране с гастролями.
По сути "Лир-Клещ" - это и не спектакль вовсе, это скорее творческий вечер талантливой женщины, которая дважды отсидела за разбой. Во время выступления зрители смогли ознакомиться со всей палитрой её таланта: она рассказывала истории из тюремной жизни, читала стихи и пела блатные песни, цитировала Шекспира. Публике, которая и драки-то видела, наверняка, только по телевизору, были интересны и подробности её разборок с бригадиршами, и тюремные любовные драмы. Марина влюбилась в красивую девушку, а та ей изменила с другой заключённой по прозвищу Принц. Когда она рассказывала о своих страданиях, дрогнуло, наверное, не одно сердце.
Кажется, мы уже привыкли к тому, что современный театр давно стал чем-то большим, чем просто выход актёров на сцену и разыгрывание ими каких-то историй, в финале которых зрители дарят цветы и аплодируют по 5 минут. Но "Лир-Клещ" пошёл ещё дальше – драматургическим материалом здесь является реальная жизнь здесь же присутствующего человека. Для таких экспериментальных спектаклей "Театр.doc" даже придумал специальный термин "Свидетельский театр" - когда на сцене работает реальный свидетель. Конечно, с такой постановкой вопроса можно далеко уехать - свидетели бывают разные, и отнюдь не всем им показана сцена... Марина Клещёва, конечно, нуждается в аудитории, и судя по реакции зрителей, активно подпевавших ей, публика в ней нуждается тоже.
"Я сам воспитывался на том, что я называю "театром с колоннами", - говорит художественный руководитель "Театра.doc" Михаил Угаров, - и понимаю, что многие зрители до сих пор не могут смириться с тем, что театр – это не только большие залы и бархатные стулья. Мы же считаем, что театр – это вообще всё, что окружает нас. И мне очень интересно, как нашу позицию воспримет алматинская публика".
Реакция театральной публики Алматы была разной: одна часть аплодировала и кричала "Браво!", другая так и не сумевшая побороть внутреннего судью пребывала в смешанных чувствах. По сути спектакль "Лир-Клещ" - это ещё одно доказательство того, что казённая исправительная система ничему не учит и никого не способна изменить. А вот социализация оступившихся людей через творческую самореализацию может это сделать вполне.
Впрочем, выбор материала для спектакля понятен - тюрьма всегда была в числе тем, интересующих драматургов и писателей. В одном из своих произведений "Зона: Записки надзирателя" Сергей Довлатов писал об увиденном за колючей проволокой: "Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решёткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость…".
"...Я дружил с человеком, засолившим когда-то в бочке жену и детей. Мир был ужасен. Но жизнь продолжалась. Более того, здесь сохранялись обычные жизненные пропорции. Соотношение добра и зла, горя и радости – оставалось неизменным. В этой жизни было что угодно. Труд, достоинство, любовь, разврат, патриотизм, богатство, нищета. В ней были люмпены и мироеды, карьеристы и прожигатели жизни, соглашатели и бунтари, функционеры и диссиденты. Но вот содержание этих понятий решительным образом изменилось. Иерархия ценностей была полностью нарушена. То, что казалось важным, отошло на задний план. Мелочи заслонили горизонт. Возникла совершенно новая шкала предпочтительных жизненных благ. По этой шкале чрезвычайно ценились – еда, тепло, возможность избежать работы. Обыденное становилось драгоценным. Драгоценное – нереальным. Открытка из дома вызывала потрясение. Шмель, залетевший в барак, производил сенсацию. Перебранка с надзирателем воспринималась как интеллектуальный триумф...".
В завершение остаётся добавить, что для "Театра.doc" гастроли в Алматы стали первым визитом в Казахстан за 13 лет существования театра. На открытии показали откровенный спектакль "24 плюс" с возрастным ограничением. Закроет гастроли театра "Акын-опера" - спектакль, рассказывающий о социализации гастарбайтеров в Москве.