Темнокожая русалочка, лесбийская пара в анимационном фильме и правдивая история Элтона Джона, – образы, транслируемые в массовой кинокультуре, не могут не отражать ценностей современного мира. Для таких постсоветских стран как Россия и Казахстан демонстрация в кино человеческого разнообразия в плане сексуальности, расы и других признаков пока не является задачей, чаще скорее наоборот. В РФ это проявляется в виде вырезания сцен из кассовых картин, порой не без ущерба для передачи смысла фильмов. При помощи идеологически верного перевода геи превращаются в приятелей, которые просто вместе поужинали, а Сталин – в Адольфа Гитлера.

Читайте также: О чём фильм "Матильда", и что в нём оскорбительного?

Ситуация с кино в РФ напрямую влияет на казахстанцев. Отечественные кинопрокатчики закупают продукцию у российских, ведь собственноручно осуществлять перевод и дубляж было бы экономически нецелесообразно. Поэтому казахстанцам автоматом достаются изменённые версии фильмов.

Что казахстанцы не увидели в кино, как это повлияло на смысл картин и почему мнение о том, что Голливуд умышленно насаждает идеи толерантности, не совсем верно, разбирался Informburo.kz.

"Рокетмен" без секса и наркотиков

В июне в России и в Казахстане в прокат вышел киномюзикл "Рокетмен", рассказывающий о жизни певца Элтона Джона, в том числе о его гомосексуальности. В России фильм попал на экраны в неполном виде. Российский прокатчик "Централ Партнёршип" вырезал из картины сцены с поцелуями между мужчинами, гомосексуальным сексом и приёмом наркотиков.


Кадр из фильма "Рокетмен"

Кинокритик Егор Москвитин комментируя пропажу сцены секса из "Рокетмена", заявил, что она несёт большой урон художественной ценности ленты:

"Постельная сцена, в которой двое мужчин занимались любовью в миссионерской позиции должна была подчеркнуть, что разницы между их чувством и гетеросексуальными отношениями нет – любовь одинакова для всех".

Читайте также: "Чернобыль" завершился, но его до сих пор обсуждают. В чём уникальность сериала?

Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что оригинальная версия фильма не получила бы прокатное удостоверение.

Официально в России цензура запрещена, но существует закон против "пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений". Однако он актуален только для несовершеннолетней аудитории. "Рокетмен" же попал в прокат с возрастным рейтингом 18+. Следовательно, прокатчик вырезал гей-сцены, скорее исходя из негласных этических запретов.

Цензура защищает лидера государства

Как говорит антрополог, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС Александра Архипова, в авторитарных странах, цензура зачастую защищает образ вождя, лидера и регулирует поведение граждан в соответствии с местными представлениями о том, что этично, а что нет.

"Акт запрета (изображать или показывать что-либо) создаёт в нашем сознании символические границы, которые нельзя пересекать. Как правило, авторитарное государство будет всячески бороться за сохранение таких символических границ, поэтому цензура прежде всего запрещает изображать лидера государства в неподобающем контексте, а также старается оградить граждан от неподобающего поведения", – говорит Александра Архипова.

Сатирическая комедия 2017 года "Смерть Сталина" о реакции верхушки советской власти на смерть генсека изначально получила прокатное удостоверение. Тем не менее, после организованного минкультом общественного просмотра ленты, оно было отозвано. Дело в том, что картина вызвала негодование со стороны творческой и политической элиты. Владимир Мединский заявил, что "многие люди старшего поколения, да и не только, воспримут фильм как оскорбительную насмешку над всем советским прошлым".


Кадр из фильма "Смерть Сталина"

Ещё один пример – боевик по комиксам "Хеллбой" 2019 года. Согласно оригиналу, главный герой встречает Бабу-Ягу, которая говорит, что когда-то пыталась возродить Иосифа Сталина. В российском прокате же в реплике упоминается не Сталин, а Адольф Гитлер. Эта изменённая деталь пусть и не повлияла на сюжет, но смотрелась нелогично – исконно славянский персонаж желает оживить не советского лидера, а немецкого, да ещё и воевавшего против СССР.


Кадр из фильма "Хэллбой"

В фильме 2017 года "Телохранитель киллера" главным злодеем является кровожадный белорусский диктатор Владислав Духович. Но в российской версии Духович стал главой Боснии и Герцеговины. Это изменение несколько вредит реалистичности – ведь автор хотел показать именно авторитарную, на его взгляд, Беларусь.


Гэри Олдман в роли Владислава Духовича

На официальном уровне цензура в перечисленных случаях не признаётся, но зачастую идёт отсылка на этические табу, принятые в обществе.

"Люди транслируют эти запреты (этические запреты, принятые в обществе. – Авт.). Так возникает то, что мы назвали бы "самоцензурой", однако границы между цензурой и самоцензурой очень проницаемые, – считает Александра Архипова. – Как правило, люди запрещают делать что-то из разных соображений ("я боюсь", "как бы чего не было", "а вдруг это увидят" или мое любимое "вы же всё понимаете").

Цензура и гомофобия

Цензура и самоцензура, основанная на гомофобии, – явление, существующее по всему миру в той или иной форме.

В этом смысле стоит сравнить "Рокетмена" со схожим проектом – прошлогодним фильмом о Фредди Меркьюри "Богемская рапсодия". Лента вышла в российский прокат нетронутой цензорами. Но подверглась критике со стороны многих западных СМИ за то, что не уделила достаточно внимания гомосексуальным отношениям артиста.


Сцена поцелуя Фредди Меркьюри и Джима Хаттона

"Это фильм, который постоянно пытается поместить в свой центр гея, но при этом стратегически отстраняется от его гей-составляющей настолько далеко, насколько возможно", – написало по этому поводу издание Vox.

То есть вышло так, что самоцензуры создателей оказалось достаточно, чтобы картина беспрепятственно попала на российские и казахстанские экраны.

Интересен случай с вышедшим этой весной фильмом "Мстители: Финал" из кинематографической вселенной Marvel. Многие СМИ жаловались на отсутствие должной репрезентации в этой франшизе: за 11 лет и 21 фильм в ней нашлось место инопланетным богам и зелёным гигантам, но не было ни одного упоминания об ЛГБТ-сообществе. Ситуация изменилась в 22-й серии киновселенной – в "Финале" на пару минут появляется мужчина, рассказывающий о своём свидании с другим мужчиной.


Режиссёр Джо Руссо сыграл гея в финальном эпизоде "Мстителей"

Однако некоторые обозреватели сочли такой шаг действием для галочки, заявив, что одного незначительного персонажа недостаточно. Журнал Esquire назвал сцену лишь "полусырой попыткой добиться репрезентации". Но в российской версии этот небольшой момент подвергся редактуре. Указывающее на гомосексуальность слово "свидание" при локализации было заменено на нейтральное "ужин". Получилось, что попытка репрезентации создателями усугубилась цензурой.

Цензура в Голливуде

Впрочем, киноцензура существует не только в России, но и в Голливуде. Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA) присваивает фильмам возрастной рейтинг. И некоторые представители киноиндустрии считают, что эта организация пользуется своим влиянием, чтобы цензурировать фильмы.

Например, актриса Эван Рейчел Вуд жаловалась, что ассоциация угрожала авторам фильма с её участием "Опасная иллюзия" ужесточить возрастной рейтинг ленты, если в ней останется сцена с кунилингусом. При этом артистка отметила, что сцены с кровавыми убийствами вырезать или редактировать никто не требовал. "Я разочарована MPAA, которые посчитали нужным в очередной раз подвергнуть цензуре женскую сексуальность", – заявила Вуд.


Кадр из фильма "Жизнь Адель"

Схожая ситуация произошла с картиной "Жизнь Адель", победителем Каннского кинофестиваля. Фильм получил в США самый жёсткий возрастной рейтинг "NC-17" за постельные сцены между двумя девушками. Такое решение подверглось критике за лицемерие и сексизм, ведь такие фильмы как "Пила" со сценой отрезания конечностей или как "Девушка с татуировкой дракона" со сценой сексуального насилия, получали более мягкий рейтинг "R".

Но в первую очередь в Голливуде речь идёт о самоцензуре, осуществляемой продюсерами. К примеру, некоторым авторам приходится вносить изменения в свои фильмы, чтобы добиться возможности проката на огромном китайском кинорынке.

Так, по сюжету боевика 2012 года "Неуловимые" на США нападала армия Китая. Но уже после съёмок создателям пришлось сделать злодеев северокорейцами. С помощью дорогостоящих компьютерных эффектов были изменены флаги и прочая национальная символика, попавшая в кадр.

Также голливудские продюсеры могут заниматься самоцензурой, когда речь идёт о защите собственной репутации от людей, у которых она оказалась испорчена.

Читайте также: Что такое гомофобия и как она проявляется в Казахстане

Широко известен случай с фильмом 2017 года "Все деньги мира", в котором все сцены с актёром Кевином Спейси были пересняты с участием другого артиста, после того как Спейси был публично обвинён в сексуальных домогательствах.

В случае со схожими обвинениями в сторону комика Луи Си Кея с ним разорвали договорённости четыре телесети, с которыми Си Кей разрабатывал различные проекты. Помимо этого кинопрокатчики отказались выпускать на экран срежиссированный им фильм.

Именитый режиссёр Вуди Аллен также не смог показать в США свою новейшую работу. В прошлом году в обществе вновь стали бурно обсуждать историю о том, что в начале 90-х Аллен домогался своей семилетней падчерицы. Поэтому продюсировавшая его картину студия Amazon решила не связывать своё имя со скандальным режиссёром и отказалась выпускать ленту в прокат.


Розанна Барр / Фото с сайта parade.com

В американской индустрии развлечений убрать произведение с экранов может даже одно неосторожное высказывание. К примеру, в прошлом году актриса Розанна Барр подверглась шквалу критики за расистский твит, вследствие чего телеканал ABC закрыл комедийный сериал "Розанна" с Барр в главной роли в тот же день.

Существует ли в США цензура политкорректности?

Некоторые зрители обвиняют Голливуд в некоей цензуре политкорректности: насильном насаждении этнического, сексуального и прочего многообразия на экране. Взять хотя бы реакцию русскоязычного сегмента соцсетей на киноадаптацию диснеевской "Русалочки", в которой главную роль сыграет темнокожая актриса Холли Бэйли.


Русалочку сыграет Холли Бэйли

Ещё один яркий пример – серия фильмов "Звёздные войны". Седьмой эпизод франшизы вызвал гнев части интернет-сообщества уже на уровне трейлера. Некоторым не понравилось, что во главе истории оказался сильный женский персонаж. Других возмутило, что на роль имперского штурмовика взяли темнокожего актёра.

Схожая критика продолжилась и после выхода восьмой части серии – на этот раз зрителей не устроила героиня азиатского происхождения. В связи с обилием комментариев с расистской и сексистской подоплёкой актриса с вьетнамскими корнями Келли Мэри Трэн даже была вынуждена удалить свою страницу в Instagram.


Кадр из "Звёздных войн"

Кинообозреватель Антон Долин на примере "Звёздных войн" рассказывает, почему не придаёт подобным нападкам большого значения:

"Это не стоящие выеденного яйца претензии. Джей Джей Абрамс, автор новых "Звёздных войн", писал сценарий и придумал такого персонажа – чернокожего штурмовика. В чём претензии зрителей? В том, что они хотели видеть его белокожим? У всех могут быть свои желания, но вообще-то это автор решает, каким сделать персонажа, которого он придумал".

Социолог Гульмира Илеуова считает, что если брать отдельно казахстанское общество, то тот факт, что многих могут шокировать темнокожие персонажи или замена традиционно мужских героев женскими, связано с сильными стереотипными установками и высоким уровнем ксенофобии.

"Получая голливудский продукт, мы привыкли к определённым типажам, которые на протяжении десятилетий формировались. Изменения в образах героев в Голливуде происходят по внутренним причинам. Мы же видим только результат, – прокомментировала Гульмира Илеуова. – Чтобы снизить градус нетерпимости, нам нужно пройти тот же аргументационный ряд, что и тамошним жителям. В нашем обществе сильны стереотипы, в том числе, ксенофобные. Мы ("Центр социальных и политических исследований "Стратегия". – Авт.) проводили исследование, которое показало, что у нас присутствует негативное отношение к внутренним и внешним мигрантам, экспатам".

"Всем движет рынок"

Фильм 2016 года "Охотники за привидениями" вызвал нападки, потому что это ремейк, позволивший себе сделать основных героев женщинами. Ещё на стадии производства ленты интернет заполонили обвинения в том, что продюсеры новых "Охотников" хотят лишь продвигать феминистские идеи, из-за чего хорошее кино у них точно не получится.

Скандал произошёл и вокруг четвёртой "Истории игрушек". Организация "Миллион матерей" была недовольна тем, что в мультфильме есть эпизод с лесбийской семейной парой.

Российский критик Антон Долин уверен, что в целом в Голливуде речь идёт не о намеренном насаждении идей, а скорее о работе на аудиторию: общество меняется и массовая культура реагирует на это.

"Там нет никакой пропаганды, там всем движет рынок. На этом рынке сейчас в моде феминистические движения, идеи расового равенства. За счёт этого продюсеры пытаются привлечь дополнительную аудиторию. И правильно делают, любые продюсеры бы так поступали. Это совершенно прагматический жест", – считает Антон Долин.

Как показывает опыт, многообразие на экране действительно приносит прибыль. К примеру, согласно исследованию Калифорнийского университета, взглянувшему на американское кино и телевидение 2016 года, этническая репрезентация позитивно связана с финансовыми показателями.

Так, среди лент, где как минимум 21% артистов были не белыми, медиана мировых кассовых сборов составила 179,2 миллиона долларов. А у фильмов с более высоким процентом белых актёров кассовая медиана оказалась в несколько раз меньше – 40 миллионов долларов. К тому же 6 из 10 самых успешных американских сериалов с наиболее выгодной зрительской демографией имели в актёрском составе как минимум 21% представителей этнических меньшинств.

Схожая ситуация и с гендерной репрезентацией. Издание BBC взглянуло на фильмы, номинированные на "Оскар" с 2013 по 2018 год и выяснило, что ленты с женщинами в главной роли оказались на 33% более прибыльны. Выгоду от гендерной репрезентации подтверждает и то, что в 2017 году у трёх самых кассовых картин американского рынка – "Звёздные войны: Последние джедаи", "Красавица и чудовище", "Чудо-женщина" – во главе сюжета стояли женщины.

На самом деле Голливуд до сих пор ограничивает некоторые группы

Даже при таких финансовых мотиваторах статистика показывает, что Голливуд далёк от истинной репрезентации на экране. Об этом говорит исследование Университета Южной Калифорнии, которое проанализировало 100 самых успешных американских фильмов каждого года с 2007 по 2017 год.

Согласно собранным данным, в 2017 году из всех персонажей с репликами лишь 31,8% были женщинами. 29,3% персонажей были представителями этнических меньшинств, тогда как в реальности они составляют 38,7% населения США. 3,5% американцев являются частью ЛГБТ-сообщества, хотя на экране их оказалось значительно меньше – 0,7%. Людей с ограниченными возможностями в американском кино 2017 года – 2,5%, при этом в самой Америке – 18,7%. К тому же среди 400 самых кассовых фильмов с 2014 по 2017 год лишь единожды на экране появился трансгендерный персонаж.

Отчасти такое положение дел можно объяснить неравенством среди создателей кино. Так, например, в исследование вошли работы 1 223 режиссёров. Но среди них женщин – 53, темнокожих авторов – 64, а постановщиков азиатского происхождения – 38. В сфере музыки для кино из 1 218 учтённых в исследовании композиторов женщин оказалось лишь 16.

Позитивной динамики в плане демонстрации представителей различных групп в кино в последние годы не наблюдается. Эксперты из Университета Южной Калифорнии не нашли в период с 2007 по 2017 год значительных статистических изменений в репрезентации женщин, этнических меньшинств, представителей ЛГБТ-сообщества и людей с ограниченными возможностями.

То есть заявления о том, что современное американское кино целенаправленно продвигает меньшинства, сильно преувеличены. Так как если исходить из статистики, можно утверждать, что Голливуд продолжает систематически ограничивать некоторые социальные группы.