Рэкетир: Начало. Рецензия на фильм Акана Сатаева "Районы"
Главный герой фильма "Районы" – десятиклассник Арсен, спортсмен и парень с характером (Эльтерес Нуржанов). Ещё совсем недавно он жил в военном городке недалеко от Алма-Аты, а теперь, после смерти отца-афганца, переезжает в центр столицы, в "золотой квадрат". Здесь его встречает не только новая школа, новые друзья и любовь по имени Дина (Марйам Сатаева), но и новая, городская субкультура. Главные здесь – хулиганы из "Театралки", банды этого района, который простирается от театра им. Лермонтова до ГАТОБ им. Абая.
Как многие из нас знают, в те годы вся молодёжная Алма-Ата была поделена на районы, каждый из которых имел свою банду с чёткой иерархией от юнцов до старшаков или "стариков", как их называют в фильме. Углубляться в эту дворовую субкультуру не будем, и кто был авторитетнее – парни из "Салема", "Доса", "Крепости", "Халифата" или ещё каких-то формирований, выяснять тоже не станем. Но тема мужской дружбы, битв за территорию и молодёжных группировок всегда находила отзыв в сердцах алматинцев (да что там алматинцев – всех казахстанцев), об этом и фильм советских времён "Балкон" Калыкбека Салыкова, и относительно новый, самодеятельный фильм музыканта Жантемира Баймухамедова "Шу-Чу".
Если "Балкон" рассказывает о послевоенных годах в Алма-Ате, то фильм Акана Сатаева рассказывает о 1980-х и является своего рода культурным преемником "Балкона". Однако по выбранной теме (криминальной молодёжной среде и иерархии в мужском обществе), интонации фильма, героям картины, собственно самой истории и назидательному месседжу фильм "Районы" напоминает первого "Рэкетира". В новом фильме Акана Сатаева то же: дружба, драки, разборки, только герои в большинстве своём не преступники, а школьники, хулиганы и обычные "районовские" пацаны. Одни зрители увидели там себя в юности, другие, что помладше, – поколение своих старших братьев и дядей, а те, кто из совсем юной аудитории, – даже и отцов.
Хотя сам Акан – уроженец Караганды, по словам алматинцев, живших в то время, ему удалось передать атмосферу Алма-Аты тех лет – с жестокими драками, "пацанским" юмором, лидерами того времени и модой, порождённой советским дефицитом. Более того, атмосфера 80-х в "Районах" так хороша, самобытна и достоверна, что можно даже считать её приквелом "Рэкетира". Тогда становится понятно, что 90-е с рэкетирами и молодёжным бандитизмом не возникли у нас в одночасье, а произросли на самом деле из 80-х. Интересно, что когда я смотрела "Районы", поймала себя на мысли, что оказывается, хоть и прошло всего 9 лет с выхода "Рэкетира", а уже есть ностальгия по нему (несмотря даже на вышедшую вторую часть картины). Помнится, тогда люди ходили на фильм по несколько раз, и именно с "Рэкетира", можно считать, и началось наше хорошее коммерческое кино, способное собрать феноменальную для локального проекта кассу.
С каждой новой картиной мы видим, как режиссура Акана Сатаева крепнет. И если первый "Рэкетир" был в первую очередь душевным и был ценен тем, что он о нас, то "Районы" ещё и очень профессиональный фильм. Техническая часть в картинах Сатаева всегда безупречна. Акан всё время пробует новые приёмы и экспериментирует с операторской работой. К примеру, в "Ликвидаторе" камера его бессменного оператора-постановщика Хасана Кыдыралиева такая же беспокойная, как в фильмах про Борна; в "Дороге к матери" мы видим сцены, похожие на эпизоды из великолепного фильма "Летят журавли".
В картине "Районы" операторская работа вдохновлена стилем знаменитого мексиканского оператора Эммануэля Любецки, который уже трижды получал "Оскар" за свою работу (картины "Бёрдман", "Выживший", "Гравитация"). О его любви к одноплановым сценам все знают. Большинство сцен в новом фильме Акана Сатаева также сняты одним планом – благо, тесные советские квартиры и маленькие школьные классы к тому располагают. Это смотрится не как желание просто опробовать новую технологию и поупражняться, это действительно оправданно.
Что касается актёрских работ, то в фильмах Акана Сатаева мы традиционно видим всё новые лица. Акана вообще можно считать кинематографическим отцом многих казахстанских актёров: именно он дал путёвку в кино Асель Сагатовой, Саяту Исембаеву, Мурату Бисембину, Асылхану Толепову, Аяну Утепбергену и другим. Надо сказать, что актёрские работы дебютантов неожиданно хороши, свежи и органичны.
Прекрасны и Эльтерес Нуржанов (главный герой Арсен), и Марйам Сатаева (девочку-отличницу, в которую влюблён Арсен, сыграла родная дочь Акана) и правильный Сануржан Сулейменов, и популярные вайнеры, попробовавшие силы в полнометражном кино: обаятельный Шарип Серик и колоритный Женис Омаров. Хороши и "старшаки", как выразились бы герои этого фильма: актёры Асель Сагатова, Данияр Алшинов, Жандос Айбасов. Герой Жандоса, наверное, должен был бы быть ещё старше, но отрицательную харизму своего персонажа ему удалось передать достойно. Известные казахстанские актёры – Азиз Бейшеналиев, Жанна Куанышева и Гульнара Дусматова – хоть и в привычных для нас ролях, но тоже сосуществуют с молодёжью гармонично.
Отдельно стоит упомянуть музыку к фильму, которую написали Алим Заиров и Роман Вишневский, и OST от казахстанского рэпера работающего под псевдонимом Кейс. Жаль, конечно, что Кейс уж слишком сильно вдохновлялся творчеством американского рэпера Desiigner .Забавно, что в в фильме "Районы" песня звучит даже драматичнее. Так или иначе, но фильм Акана Сатаева "Районы" из тех, что нужно, а главное, хочется поддержать, поэтому – всем в кино!
В прокате с 3 ноября.