Рецензия на фильм "Токал". Страна непуганых многожёнцев
Казахстанские журналисты знают, что для привлечения внимания к тексту есть несколько волшебных слов, и одно из них – "токал". Интерес к содержанкам повышенный, о токалках говорят все, но наконец-то этому явлению посвятили целый фильм. То, что картина "Токал" была хорошим полем для реализации продюсерского потенциала, это точно. Отличная жарко обсуждаемая тема, казахстанский материал с множеством драматичных примеров, американский продюсер казахского происхождения Гаухар Нуртас – казалось бы, есть всё, для того чтобы реализовать проект на высоком уровне. Но, увы, фильм получился не таким хорошим, как сама идея. А жаль. Для детального анализа, почему и что не так, мы впервые допустим в нашей рецензии несколько спойлеров.
Картина начинается с пафосной, но неслучайной фразы о том, что за грехи родителей расплачиваются дети. В центре внимания – семья бизнесмена Кайрата (Ерик Жолжаксынов) и его красавицы-жены Боты (Гаухар Нуртас). Они много лет в браке, и любви уже никакой нет, равно как и уюта – жена занята съёмками для гламурных журналов и деловыми встречами, дети предоставлены сами себе, и муж, разумеется, загулял с молодой Камилой (Жанель Макажан), которая ждёт от него сына.
Уйти к любовнице он не может, так как зависит от отца своей супруги (Тунгышбай Жаманкулов). А когда об измене становится известно всем, Кайрат оказывается выкинутым из семьи и бизнеса. И только тогда выясняется, что причина горя кармическая: отец Боты тоже изменял своей жене, и они всю жизнь прожили во лжи. Что интересно, в фильме все казахские мужчины без исключений имеют токалок и выглядят в этом смысле отвратительно. Это отталкивает, но, наверное, только так можно достучаться до многожёнцев: если будете изменять вы, будут изменять и вашим детям, говорится в фильме.
Вообще-то, конечно, фильм должен был называться не "Токал", а "Байбише", потому что главная героиня здесь законная жена, именно с её семьей зритель знакомится в деталях, мы знаем о ней всё: чем занимается, как растит детей, какие отношения с мужем, детьми, отцом и матерью, в то время как токал предстаёт пред нами аморфной девушкой, захотевшей лёгкой жизни. Кроме того, что она хочет увести мужа из семьи и мечтает от него родить ребёнка, а также того факта, что у неё есть подруга с такими же принципами, больше нам ничего неизвестно.
Авторы намеренно делают её одноклеточным организмом. Зато байбише здесь – и любящая жена, и успешная бизнес-вумен, и светская львица, и вообще дама хоть куда. А потому и финал здесь за ней, а не за серенькой токал. Хотя и в жизни тоже бывает, что зрелая, самодостаточная и реализовавшаяся женщина проигрывает девчонке, у которой один единственный козырь – молодость, но в кино всегда хочется конфликта поострее и посложнее.
Сценарий картины, написанный россиянином Евгением Чельцовым, по началу радует – режущих слух фраз вроде знаменитой "ты больше не будешь спать в моей постели", как из первого тизера, там нет. Зато у каждого героя есть своя чёткая линия и своя мотивация на тот или иной поступок: супруг не может бросить законную жену в пользу молодой любовницы, потому что полностью зависит от влиятельного отца супруги; у брата жены есть основание подставить его – ведь он сам хочет управлять семейным бизнесом; муж изменяет, потому что жена всегда занята собой. Увы, но на этом, хорошее в сценарии заканчивается. По ходу фильма обнаруживаются несостыковки и факты, в которые трудно поверить.
К примеру, к финалу (извините, опять будут спойлеры) видный бизнесмен, потерявший доверие отца супруги становится… водителем самосвала. С человеком, который возглавлял крупнейшую компанию, такое вряд ли когда случится. Если, конечно, он отличный бизнесмен, как говорилось это в фильме ранее, а не недалёкий альфонс, живущий за счёт жены всю жизнь. Или для того чтобы понять, что в семейном бизнесе проблемы и кто-то давит на крупнейшую сделку, административным ресурсом нанимают американскую аудиторскую компанию. Американцы, сидя за океаном, раскрывают заговор в казахском бизнесе. Вопрос ведь даже не в том, что они не могут этого сделать, а в том, что узнать эти вещи в Казахстане за неделю-другую было бы намного проще. Зачем эта линия? Наверное, для того, чтобы вписать сюда американского актёра Джексона Рэтбоуна, известного по роли одного из вампиров клана Калленов из знаменитого фильма "Сумерки".
Некоторые сцены и диалоги и вовсе превращают фильм то ли в турецкий, то ли в мексиканский сериал, к тому же впечатление портит неубедительная актёрская игра. Исполнительница главной роли – токал, профессиональная, кстати, актриса Жанель Макажан, конечно, намного лучше Айжан Иргалиевой из нашумевшего тизера, который сняли до начала съёмок, но, увы, и она не выдаёт ничего особенного. Жаль, ведь девушка рискнула и даже снялась в постельной сцене, что для казахстанского кино с нашим "уят болады" – верх смелости.
Продюсер картины, сыгравшая в фильме законную жену, – Гаухар Нуртас, увы, фальшивит в самых драматичных сценах. Актёр Тунгышбай Жаманкулов порой играет, как в театре, а вот исполнитель главной роли Ерик Жолжаксынов (заменивший американского актёра Марка Дакаскоса, сыгравшего в нашумевшем тизере) справился со своей задачей хорошо. Впрочем, мужчинам было проще, ведь женские роли были намного богаче и сложнее. Но в итоге самым лучшим актёром фильма "Токал" стал малыш – сын, родившийся в незаконном браке: он так плакал в драматичных моментах, как будто понимал, что происходит на самом деле. Идеально сыгранная роль.
Если относиться к "Токал" как к фильму, то это, увы, слабый продукт. Если как к исследованию социального явления, которое произошло в вашей жизни или с которым столкнулись вы или ваши родственники, то, возможно, он вызовет какие-то чувства за счёт самой темы. Интересное дело, что мужчинам из целевой, так сказать, аудитории – обеспеченным людям около 50-60 лет – фильм понравился. Некоторые из них, видимо, расценили картину как гимн байбише и фильм-извинение перед своими настоящими вторыми половинками, ведь именно эти женщины сделали из них таких успешных мужчин, а не эти токал.
Фильм в казахстанском прокате. Также планируется прокат в Кыргызстане, Азербайджане и Монголии.
Плюсы картины: отличная продюсерская задумка, актуальная и горячо обсуждаемая тема и основной месседж картины: не изменяйте – и вашим детям тоже не будут; принципиальная позиция продюсера, относящейся к многожёнству как факту измены.
Минусы картины: неубедительный сценарий, превращающий действо в турецкий сериал, не впечатляющая актёрская игра.
Кому рекомендовано смотреть: потенциальным и настоящим многожёнцам, потенциальным и настоящим токалкам, женщинам, чьи мужья обзавелись незаконными жёнами, и всем, кому интересно современное казахстанское кино.