Реабилитация Джонни Деппу почти удалась
По пресс-показу в кинотеатре Chaplin Cinemas всегда понятно, каковы ожидания от фильма. На "Чёрную мессу" Скотта Купера пришли все завсегдатаи таких мероприятий – картину ждали.
Байопик, посвящённый жизни настоящего гангстера, грозы Бостона и главаря ирландской мафии Джеймса Джозефа "Уайти" Балджера начинается с момента, когда он уже отсидел в Алькатрасе за одно из своих преступлений. Теперь страшный во всех смыслах человек пытается жить как обычный житель Бостона – играет с мамой в карты, ведёт воспитательные беседы с сыном и ходит в гости к брату-сенатору. Единственный, кто мешает ему жить – это итальянские мафиози, ради уничтожения которых он идёт на сделку с ФБР и становится их информатором. Он осведомляет их о преступлениях своих конкурентов, а агенты закрывают глаза на его тёмные дела. Сделку помогает устроить его друг детства, ставший агентом ФБР, – Джон Коннолли (Джоэл Эджертон). Это его инициатива.
Казалось бы, в фильм заложены все элементы будущего успеха: гангстерская история, двойные стандарты правоохранительных органов, роскошный кастинг, лучшие актёры (нуждающийся в реабилитации Джонни Депп и модный Бенедикт Камбербэтч в роли брата главного героя), но в итоге формула не работает. И в "Чёрной мессе" нас удивляют всего две вещи – это все ещё неплохая, несмотря на наметившуюся полноту, фигура Джонни Деппа (ну, во всяком случае вид сзади в одной из сцен в баре) и то, с чем в конце концов остался друг детства Балджера – сотрудник ФБР Джон Конноли (не будем здесь спойлерить, вы это увидите в финале фильма).
А всё потому, что выбор истории неоправдан: зачем такие силы, ресурсы и таланты тратить на то, чтобы познакомить зрителей с жизнью очередного гангстера, на которого нет никакой управы долгие годы, непонятно. С другой стороны, то, что в фильме нет модной в современном кино романтизации преступников, – это, конечно, плюс. Картина снята по реальным событиям, и в жизни часто преступники безнаказанно разгуливают до глубокой старости. Но ведь в кино люди идут совершенно за другим. А для того чтобы узнать о том, что с преступниками невозможно быть в союзниках, а за преступлением не сразу следует наказание, а иногда вообще не следует, достаточно включить криминальную сводку какого-нибудь местного канала.
Почему фильм называется "Чёрная месса", не совсем понятно. Конечно, можно провести какие-то параллели – мол, это тоже церемония служения только не богу, а его оппоненту, а главный герой и является тем самым дьяволом во плоти. Но это так притянуто за уши, что с таким же успехом фильм можно было назвать "Голубые линзы" – в них весь фильм пребывает герой Джонни Деппа или "Неприятная лысина" (тоже часть его грима).
Деппу, пожалуй, удалось реабилитироваться и вновь перейти в касту серьёзных актёров. Впрочем, несмотря на то что у него впервые за долгие годы появилась роль не из репертуара кукольного театра, он остаётся верен себе и даже преступника играет с налётом фрика. Гангстер-фрик – сочетание, конечно, интересное, но слишком театральное. В этом образе Джонни Депп напоминал скорее немолодого вампира из фильма Джармуша "Выживут только любовники", казалось, ещё немного – и он вопьётся в горло своей жертвы. Так или иначе, но преображение Джонни Деппа стоит увидеть самому, поэтому сходить на "Чёрную мессу" нужно обязательно. А то вдруг номинируют Деппа на "Оскар" – ведь они такое могут устроить! – а вы даже не узнаете, за что.
Фильм уже в прокате.