Пётр Буслов – один из тех российских режиссёров, кто, кажется, нашёл ключ к сердцу зрителей. Как минимум три его картины – обе части фильма "Бумер" с Владимиром Вдовиченковым и Андреем Мерзликиным в главных ролях, а также байопик "Высоцкий. Спасибо, что живой" с Сергеем Безруковым – стали настоящим событием в российском кино. Впрочем, сам режиссёр считает самой удавшейся свою "крайнюю", как говорят кинематографисты, картину "Родина". И хотя Пётр приехал в Алматы с частным визитом, но нашёл время встретиться с поклонниками и ответить на их вопросы. Мы выбрали самые интересные, на наш взгляд, фрагменты этой беседы.

О связях с Казахстаном

Я впервые в Алматы и приехал по приглашению моих друзей, с которыми занимаюсь карате. Мой друг Вадим открыл спортивный зал для детей и подростков, и я приехал его поддержать. Что касается творчества и совместных с казахстанцами проектов, то мы это даже не обсуждали. Натура здесь, конечно, невероятная – мне безумно у вас нравится. Может, что и получится с кино, но ничего пока не загадываю. Из казахстанских режиссёров интересно творчество автора фильма "Рэкетир". Это… Акан Сатаев? Да, Акан снял классный фильм, увидев его, я признаюсь, был впечатлён. У него потом, насколько я знаю, снялся Андрей (Мерзликин в фильме "Заблудившийся". – Авт.).


Трейлер фильма "Бумер"


Откат в 90-е

Чувствую ли я откат в 90-е? (Смеётся.) У меня есть ответ. 90-е никогда не заканчивались, они просто мимикрировали.

О моде на криминальную драму

Криминальная драма – один из самых продаваемых и востребованных жанров в мире, не только у нас, но и в Голливуде. Преступная среда позволяет проявить качества людей быстрее всего, ведь герои этих передряг не просто существуют, они живут: проливают кровь друг за друга, защищают честь или, наоборот, предают, страдают, теряют. Именно в бандитском кино легче раскрыть персонажей, их отношения между собой, характер, наверное, поэтому такие фильмы не перестают снимать, поэтому я бы не спешил говорить, что эпоха такого кино ушла. Одно дело, что не во всех отечественных фильмах есть грань между художественной правдой и окружающей нас действительностью. Для последнего у нас есть специальные телеканалы, где это всё показывают. Но это уже совсем другая история.


Трейлер фильма "Бумер2"


О работе с актёрами

Всегда прислушиваюсь к своим актёрам, обсуждать со мной можно всё, вплоть до костюма. Импровизировать и креативить разрешаю, особенно во время репетиций, но не во время съёмочного периода, а то в процессе можно такое придумать, что смены не хватит снять всё это. Помню, когда готовились к "Бумеру", арендовали маленький павильон на студии Горького, репетировали. Ставили там четыре стула – это был у нас типа "бумер", в котором всё и происходило. Недавно посмотрел это видео, приятно было вспомнить.

О том, как важен актёрский ансамбль

Актёров на "Бумера" я долго не утверждал и мучил пробами – и Володю Вдовиченкова, и Андрея Мерзликина – до последнего. И только когда убедился, что у меня есть не просто исполнители ролей, а складывается отличный актёрский ансамбль, я дал добро. И такие сомнения – это нормальная ситуация, ведь режиссёр должен не просто выбрать какие-то актёрские краски, а сложить их в общую палитру, только тогда фильм получится.

О том, выгодно ли быть режиссёром

Если я скажу, сколько я заработал на "Бумере", вы упадёте. Сказать вам честно? Тогда слушайте: пять тысяч долларов! (Аудитория ахает.) (картина собрала в прокате 1,67 млн долларов при бюджете 700 000 долларов. Авт.) Слушайте, столько вопросов о "Бумере", что, думаю, над снять "Бумер. Начало". Шучу. Или снять?..


Отрывок из фильма "Бумер", где в одной из ролей снялся сам режиссёр Петр Буслов


О Высоцком

Когда меня пригласили поработать на картину "Высоцкий. Спасибо, что живой", тогда она, кстати, имела другое название, я активно включился в работу. Во время подготовки у меня сложилось такое ощущение, что Владимир Семёнович всегда существовал в моём личном пространстве: я знал его песни лет с 6-7, какие-то факты биографии, причём не всем известные. Откуда у меня появилась эта информация, я даже не знаю – получается, Высоцкий всегда жил в моём мире. И эту картину я сделал с невероятным уважением к нему и любовью к его песням.


Трейлер фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"


О своём фильме "Родина"

Считаю, что это мой лучший и самый любимый на данный момент фильм, он забрал у меня столько сил и энергии, что меня только сейчас начинает отпускать. Когда я впервые приехал в Индию и познакомился там с людьми, с их историями, мне захотелось привезти оттуда картину, и я её привёз. Хотя ушло на это 9 лет. Конечно, я не всё это время работал над картиной, но перерыв между работами получился большой. О чём фильм и каково его главное послание зрителю, я не скажу – ведь лента живая, для меня самого она меняется от просмотра к просмотру.


Трейлер фильма "Родина"


Про мечту снять фильм о молодых годах Сталина

Да, идея была, сценарий тоже, но никакой конкретной работы по этому направлению сейчас не ведётся, всё пока в далёкой перспективе, поэтому и говорить об этом рано. В биографии Сталина меня всегда интересовали его молодые годы, когда Иосиф Виссарионович ещё не был Сталиным, а был Кобой. Об этом периоде и хотелось бы снять фильм.

О том, как вернуть зрителям веру в российский кинематограф

На момент выхода "Бумера" был всплеск интереса к отечественному кино. Зритель поверил, что у нас умеют снимать. Потом все принялись за режиссуру, на экран вышло какое-то количество фильмов, после которых эта вера в наше кино была подорвана. Кто были эти люди, кто их пустил в профессию и разрешил снимать, непонятно. Но я верю, что зритель к нам вернётся, во всяком случае, я буду делать всё, чтобы это произошло. И я думаю, это время уже близко. Недавно ходил на "Дуэлянта", и перед ним показали 9-8 трейлеров, из них 6-7 отечественных. Наверное, это первый признак приближения.

Про новый проект на ТНТ

Как вернусь в Москву, начну работать над большим и очень интересным телевизионным проектом: это комедийный сериал, состоящий из 12 серий, который выйдет на канале ТНТ. Подробности пока не могу сообщить, но думаю, он станет событием.