После начала военных действий между Россией и Украиной Запад объявил санкции, и все зарубежные автопроизводители закрыли свои заводы в России. А так как большинство машин в Казахстан завозилось именно из РФ, наступил автомобильный кризис, проявившийся в виде небывалого взлёта цен и дефицита новых авто. Плюс россияне активно закупали авто в Казахстане, пока курс рубля к тенге был очень выгодным.

Для сравнения, если год назад можно было купить бюджетный немецкий автомобиль российской сборки класса "В" объёмом 1,6 литра примерно за 7 млн тенге (в минимальной комплектации), то сейчас стоимость этой модели у официального дилера начинается от 10 млн. Более того, вам в лучшем случае предложат один или два варианта комплектации, а не три-четыре версии, как было раньше.   

Мы решили начать с автосалонов корейских марок, ставших за последние годы столь популярными среди казахстанцев. Когда летом правительство запустило автокредитование под 4% годовых, люди буквально штурмовали салоны Kia и Hyundai. Но сейчас здесь тишина. Менеджеры по сравнению с осенью стали почтительнее в обслуживании, ибо их работа свелась к вежливому ответу: "Машин в наличии нет".

Очередь из желающих купить авто в одном из салонов в Астане / Архивное фото Informburo.kz 

В салоне Hyundai, например, есть только Accent в базовой комплектации и в одном цвете за 9 млн 890 тысяч тенге. "Пустая" Elantra начинается от 9 млн 690 тысяч, Bayon – от 11 млн, а Tucson – от 12 млн 390 тысяч, но их нет, и вам не скажут, когда они будут. В листах ожидания на каждую из моделей стоят по несколько тысяч желающих.

"Если машина придёт, мы вам позвоним", – пообещал менеджер, но это не прозвучало обнадёживающе, будто и он, и покупатель понимали, что машина вряд ли придёт в ближайшее время, а если и придёт, то уже не по нынешней цене.

Менеджер в салоне Kia сообщил, что желающих купить новое авто ставят в лист ожидания, но это не совсем очередь.  

"По очереди авто выдаются, а лист ожидания –  это предварительный список. Машины ожидаются через полгода. Когда мы вам позвоним и предложим автомобиль, вы должны как можно быстрее приехать к нам. Сейчас в наличии никаких машин нет. Даже китайские Jac закончились. Быстро расхватали. Это всё цены на сегодня, как они изменятся в следующем году, мы не знаем. Говорят, что вырастут", – пояснил менеджер.

Сейчас стоимость самой дешёвой машины, Ceed, начинается от 9 млн 990 тысяч, Seltos – от 11 млн 790 тысяч, Cerato – от 12 млн 490 тысяч, Sportage – от 12 млн 890 тысяч, а К5 – от 12 млн 990 тысяч тенге.  

В Chevrolet в наличии не оказались даже Cobalt. Эту модель предлагают по цене от 5 млн 890 тысяч по предзаказу и уверяют, что при покупке доставят в течение двух месяцев. Nexia, как сообщили в салоне, вообще сняли с производства, и её нельзя купить даже по предзаказу. 

"Если вдруг прибудут машины, то позвоним. Точное время не можем сказать. Nexia больше не будут выпускать. Вместо неё будет Onix, и они поступят, возможно, в марте-апреле и, по предварительной информации, их цена будет от 9 млн", – сказал менеджер.

Баннер об автокредитовании под 4% на одном из салонов в Астане / Архивное фото Informburo.kz 

В салоне Changan, где продают только кроссоверы, цены стартуют от 11 млн 290 тысяч на CS35 Plus. В Haval предлагают Jolion от 12 млн 190 тысяч. В обоих салонах в наличии ограниченное количество моделей и комплектаций. В Exeed самая дешёвая модель – Lx стоит от 16 млн 300 тысяч.

В салоне Mitsubishi цена на ASX стартует от 18 млн 850 тысяч. Похожая ситуация в Nissan, где в наличии есть только Qashqai от 17 млн тенге.

Цены шокируют даже в салоне Lada, где Vesta продаётся от 10 млн 84 тысяч, Largus – от 10 млн 770, Logan Stepway – от 8 млн 835 тысяч, Xray Cross – от 11 млн 932 тысяч, а простая Niva – от 9 млн 120 тысяч. В салоне заверили, что все модели есть в наличии.    

"Что вас останавливает купить у нас? Нигде же всё равно нет машин", – попытался удержать клиентов менеджер.


Читайте также: