Пропавший в Атлантике "Титан": как именно можно найти и спасти батискаф на такой глубине?
По оценкам специалистов, у пятерых членов экипажа батискафа "Титан", пропавшего в Северной Атлантике, кислорода осталось до утра четверга. Спасатели разыскивают субмарину всеми доступными им средствами.
Как именно они это делают, и как можно достать батискаф с почти четырёхкилометровой глубины?
Где ведутся поиски?
Экипаж батискафа "Титан" в воскресенье потерял связь со своим судном-маткой "Полар принс" через час и 45 минут после начала погружения к обломкам "Титаника". Вечером в понедельник эксперты подсчитали, что на борту достаточно кислорода примерно на три-четыре дня, в зависимости от того, насколько интенсивно его будут расходовать люди внутри.
Затонувший "Титаник" находится примерно в 650 км к югу от Сент-Джонса – самого восточного города на острове Ньюфаундленд, хотя спасательная операция координируется из Бостона в штате Массачусетс.
В спасательной операции принимают участие американские и канадские правительственные агентства, военно-морские силы и коммерческие глубоководные компании. В поисках задействованы военные самолеты, подводная лодка и гидролокационные буи.
К "Полар принс" присоединилось судно-кабелеукладчик "Дип энерджи", на подходе также буксир и судно снабжения "Атлантик мерлин".
Алистер Грейг, профессор морской инженерии Лондонского университета, считает, что одна из главных проблем операции в том, что спасатели не знают в точности, где искать – на поверхности или на морском дне. По его словам, маловероятно, что судно находится где-то посередине между дном и поверхностью. Поиск на каждом из этих участков сопряжён с определёнными трудностями.
Поиск на поверхности
Береговая охрана США сообщила, что научно-исследовательское судно "Полар принс", которое используется для доставки подводных аппаратов к месту крушения и с которого началась экспедиция "Титана", в понедельник вечером провело свой поиск пропавшего батискафа.
Три самолёта C-130 Hercules – два из США и один из Канады – также пытались обнаружить субмарину с воздуха. К утру самолёты проверили 10 тысяч квадратных миль океанской поверхности.
Бывший директор австралийского проекта по спасению подводных лодок Фрэнк Оуэн сказал "Би-би-си", что если "Титану" удастся подняться на поверхность своими силами, он сможет подать сигнал спасателям.
"У них есть радиопередатчики, GPS, проблесковые огни и радарные отражатели, которые помогут спасателям обнаружить субмарину", – говорит он.
Но если по какой-то причине "Титан" не сможет подать сигнал бедствия, обнаружить его на поверхности будет непросто, отмечает профессор Грейг, поскольку по размерам батискаф сопоставим с обычным автофургоном и окрашен в белый цвет.
Помешать могут плохая погода и, как следствие, плохая видимость.
Поиск в глубинах океана
Спасателям придётся прочёсывать океанское дно на глубине почти в четыре километра, куда почти не проникают радиосигналы. Поиск крохотной субмарины на такой глубине – очень непростая задача.
Во вторник береговая охрана США подтвердила, что начинает поиски на большей глубине. Канадский самолет P3 Aurora прибыл на место происшествия для проведения поисков с помощью гидролокаторов, также в этом районе развёрнуты гидроакустические буи.
Гидроакустические буи обнаруживают и идентифицируют объекты, движущиеся в воде, и часто используются в поисках подводных лодок.
Они либо регистрируют звуки, которые издают винты и механизмы подводного аппарата, а также звуки, издаваемые его экипажем (пассивный поиск), либо сканируют пространство сонаром, улавливая сигналы, отражённые от корпуса субмарины.
По словам Оуэна, найти "Титан" под водой будет трудно: во-первых, из-за его небольших размеров, а во-вторых, потому что он, вероятно, находится в центре целого поля обломков затонувшего "Титаника".
"Это напоминает поиск мины на минном поле", – сказал он "Би-би-си".
Чем оборудован "Титан" на случай аварии?
Батискаф отличается от подводной лодки тем, что лодка может самостоятельно выйти в океан из порта, в то время как подводный аппарат имеет очень ограниченный запас энергии и нуждается в материнском корабле, который опускает его в воду и поднимает обратно.
В прошлом году Дэвид Пог из американской телекомпании CBS присоединился к экспедиции компании OceanGate к месту крушения "Титаника". Ему рассказали, что батискаф оснащён семью системами безопасности, которые помогут ему вернуться на поверхность.
- Балласт – три свинцовые трубы, которые могут быть сброшены с помощью гидравлического устройства для повышения плавучести.
- Креновые грузы. Если гидравлические системы выйдут из строя, находящиеся в субмарине люди могут наклонить её, переместившись на один борт, освобождая балластные грузы, удерживаемые на месте с каждой стороны под действием силы тяжести.
- Балластные мешки, наполненные металлической дробью: их можно сбросить с помощью специальных моторов.
- Растворимые крепления: они разлагаются после 16 часов пребывания в морской воде, освобождая балластные мешки в случае отказа электрики и гидравлики.
- Трастеры – их можно использовать для выталкивания субмарины на поверхность.
- Нижние стойки – пилот может сбросить их как балласт.
- Воздушная подушка: экипаж может наполнить её воздухом для увеличения плавучести.
Что будут делать спасатели, если "Титан" найдётся на дне?
Контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер заявил, что для спасения судна, если оно окажется под водой, потребуются дополнительные специалисты. По его словам, он уже обратился за помощью, в том числе к ВМС США и частному сектору.
По данным владельца субмарины, компании OceanGate, "Титан" – один из пяти пилотируемых подводных аппаратов в мире, способных добраться до "Титаника", лежащего на глубине 3800 м.
По словам эксперта по подводным лодкам, профессора Алистера Грейга из Университетского колледжа Лондона, если "Титан" лежит на дне и не может подняться обратно собственными силами, то возможностей для его спасения будет немного.
"Хотя сам батискаф может оставаться целым, существует очень мало судов, способных погрузиться на глубину более 200 метров, и уж точно не водолазы, – говорит он. – Аппараты, предназначенные для спасения подводных лодок ВМС, конечно, не могут опуститься на глубину, на которой лежит "Титаник".
Любые поиски на дне океана в этом районе, скорее всего, будут вестись с помощью беспилотного, дистанционно управляемого аппарата.
По словам учёного Дэвида Мирнса, возможность запустить в воду беспилотный аппарат есть у судна-кабелеукладчика "Дип энерджи", прибывшего к месту аварии во вторник. Однако пока неясно, начат ли поиск и может ли беспилотник опуститься на нужную глубину.
У американских ВМС есть аппарат, способный работать на такой глубине, и в прошлом году его уже применяли для обнаружения и подъёма разбившегося истребителя с глубины 3780 м в Южно-Китайском море.
Для этого американские военные с помощью подводного дрона обвязали обломки тросами и присоединили их к крюку, спущенному с крана спасательного судна на поверхности.
Дэвид Мирнс говорит, что если подводный дрон сумеет обнаружить "Титан", то тогда есть шансы поднять его на поверхность.
"Управляемый аппарат такого класса с двумя манипуляторами может фактически обхватить "Титан" или прикрепить к нему трос и медленно поднять его на поверхность", – сказал Мирнс в интервью "Би-би-си".