Бизнесмены Астаны пожаловались в антикоррупционную службу и НПП "Атамекен" на работу оператора программы "1000 мест – уличная торговля". По их мнению, АО "СПК Astana" не исполняет свои обязательства перед участниками проекта, из-за чего они терпят убытки. Но в ответ возмущённые предприниматели услышали рекомендации от руководства акционерного общества внимательнее читать условия договора.

Корреспондент informburo.kz ознакомился с позициями обеих сторон, и выяснил, правда ли, что социальный проект акимата по развитию цивилизованной уличной торговли не помогает малому и среднему бизнесу, а наоборот – разоряет его.

На чём оператор программы зарабатывает

Программа "1000 мест – уличная торговля" была разработана и запущена в 2016 году. Её цель – выдача на выгодных условиях небольших земельных участков в аренду для ведения бизнеса. Стоимость квадратного метра на семь лет – всего 20 тысяч тенге за год аренды. По условиям программы, земли для торговли выдаются только малому и среднему бизнесу. Для того чтобы принять участие, предприниматель должен иметь два документа: справку об отсутствии налоговой задолженности и как минимум свидетельство о регистрации ИП.

Распределением и согласованием с госорганами коммерческих площадей занимается АО "Социально-предпринимательская корпорация Astana". В его обязанности входит на первом этапе: сбор заявок от предпринимателей с адресами участков, где бы он хотел поставить киоск. Далее СПК передаёт заявки в городское управление архитектуры, где они согласовываются со всеми госорганами, в том числе районными акиматами.

Получив таким образом разрешения от служб города на установку 50-70 торговых ларьков, в СПК "Astana" переходят ко второму этапу: вывешивают списки вакантных участков, а самые привлекательные торговые точки распределяются через аукцион, где их выигрывает тот, кто предложил за него наибольшую сумму.

В среднем на один участок претендует от двух до семи участников. При этом цена на торгах может вырасти от 150 тысяч тенге до нескольких миллионов. Максимальная стоимость, по которой на данный момент был продан один участок, равняется восьми миллионам тенге.

Деньги победитель выплачивает в СПК, а взамен получает право арендовать участок. Далее предприниматель за свой счёт обязан построить павильон, подключить его к коммуникациям и начать торговлю.

По информации СПК, на данный момент уже заключено 579 договоров на аренду участков, на них работает 505 павильонов, а 74 павильона не могут начать работу из-за претензий оператора к благоустройству участков либо из-за проблем подключения павильонов к коммуникациям.

Подводные камни программы

Несмотря на простой и понятный механизм распределения участков и выгодные на первый взгляд условия программы, у социального проекта есть ряд подводных камней.

10 августа по инициативе городской палаты предпринимателей состоялась встреча недовольных бизнесменов с главой акционерного общества Нурланом Жакуповым, который был назначен на эту должность в конце 2017 года.

О проблемах участников проекта от лица предпринимателей рассказал директор палаты Ален Тулькубаев. По его словам, участники программы получили места, но чтобы начать торговать, у них нет условий.

"Мы организовали общественный приём, где предприниматели обозначили проблемные вопросы, такие как отсутствие согласования участков со службами коммуникаций, жителями близлежащих домов и районными акиматами. Кроме того, на участках отсутствует инфраструктура – электричество, канализация, водопровод и так далее. Также не принимаются должные меры по искоренению стихийной торговли", – сказал Ален Тулькубаев.

Сами участники программы высказали претензии по поводу некачественной работы оператора, непрозрачности аукционов и отсутствия в договоре аренды пунктов на случай форс-мажора.

Предприниматель Ернар Рахимжанов пожаловался, что некоторые участки, за согласование с городскими службами которых отвечает оператор, были выданы в тех местах, где запрещено строительство – под землёй пролегают высоковольтные провода или теплотрассы. Помимо этого, по словам бизнесмена, есть участки, проведение коммуникаций к которым требует крупных вложений.

"Это как в "Поле чудес" получается. Человек выигрывает аукцион за пять миллионов тенге, не зная, сколько нужно будет потратить на коммуникации. А ведь он должен понимать, откуда ему тянуть линии, сколько там – 20 метров или километр. Это же элементарно. Вы же операторы, которые должны были предусмотреть все эти моменты", – сказал возмущённый предприниматель.

Из-за некачественной работы оператора, по словам владельца овощных павильонов Данияра Оспанова, участникам программы приходится самим получать разрешения от жильцов соседних домов и чиновников, чтобы проложить коммуникации и начать работать. Пока предприниматели решают эти проблемы, их бизнес терпит убытки.

"Как быть, если выиграл аукцион за 3-5 млн тенге на право пользования этим участком, и срок начинается с момента подписания договора аренды, но чтобы подключиться к коммуникациям, предприниматель сталкивается с тем, что ему надо обойти все квартиры жилого дома и получить согласие минимум 80% жильцов? Скажите, как это от него зависит? Вы красиво сказали, что низкая аренда и предоставляете хорошие условия. Но в результате этот продукт не работает", – поделился бизнесмен.

Он отметил, что у компании есть 12 павильонов, из которых начали работу только шесть, а в правилах программы отсутствует норма о компенсации потерянного времени на выполнение всех требуемых оператором условий.

Претензии поддержали представители КСК. В интервью Informburo.kz председатель ОЮЛ "Ассоциация жителей самоуправляемых кондоминиумов "Мой дом" Талгат Татиков рассказал о фактах, когда вблизи домов по программе устанавливались павильоны, но потом ликвидировались по требованию жильцов.

"Жители ЖК знают свои права. К примеру на приграничной с их придомовой территории было поставлено несколько ларьков без согласования с жильцами. Инициативная группа начала писать в соцсети и акимат. Ларьки находились под окнами и мешали жильцам, потому что там шумно стало. К ним в акимате прислушались как к собственникам жилья и отменили это решение, хотя павильоны были на общегородской территории", – сказал Талгат Татиков.

При этом он подчеркнул, что чаще всего торговые павильоны остаются в тех местах, где не мешают жителям либо владельцы домов не организованы в инициативные группы и не требуют убрать ларьки. Подобная практика расстановки торговых точек, по его словам, достаточно распространена. И ею активно пользуются в акимате, выдавая торговые места без согласования с КСК, что приводит к конфликтам, инициаторами которых становятся как жильцы, так и предприниматели.

Позиция оператора: бизнес хочет делать деньги на пустом месте

Глава АО "СПК Astana" Нурлан Жакупов на встрече с бизнесменами пообещал разобраться в проблемах. Но порекомендовал недовольным предпринимателям внимательнее читать условия договора, где прописаны все требования. И с учётом низкой цены за аренду, по его словам, у предпринимателей "нет морального права" ожидать большего от социальной программы.

В качестве примера он привёл опыт Москвы, где мэрия за свой счёт строит все павильоны и подключает их к коммуникациям, а после выставляет их на аукционы. И там их стоимость в несколько десятков раз выше той, которую предлагают в Астане.

"Средняя цена (аренды торговой точки. – Авт.), с которой стартуют в Москве: от 75 до 100 долларов за квадрат, в зависимости от того, где находится этот участок. Но аукцион идёт на ежемесячную арендную плату. Таким образом, если несколько предпринимателей претендует, то на аукционах дело доходит до того, что люди платят по 300-400 долларов за квадратный метр киоска в месяц. Если это 10 м2, то это 3000 долларов в месяц, то есть более миллиона тенге. У нас за такой же киоск человек платит 18 тысяч тенге. Есть разница? Понятно, что оплачивая 18 тысяч тенге в месяц, я думаю, предприниматель не имеет морального права ожидать, что будут подключены необходимые коммуникации и построен павильон", – заявил глава СПК Нурлан Жакупов.

При этом он пообещал рассматривать все жалобы и предложения, но напомнил предпринимателям, что они добровольно приняли ту оферту, которую предложил оператор. И попросил участников программы не нарушать правила договора.

"Я хотел бы заострить внимание, поскольку от нас управление архитектуры очень сильно требует проводить регулярный мониторинг соблюдения всех правил предпринимателями. Большой поток претензий (к участникам. – Авт.) к нам идёт как к оператору. Иногда они объективные, иногда не совсем, в части экстерьера и внешнего вида павильонов, благоустройства и других обязанностей, которые прописаны в договоре", – сказал председатель правления АО.

Отвечая на вопросы корреспондента Informburo.kz о причинах убыточности участия в программе, Нурлан Жакупов посоветовал бизнесменам выяснять все нюансы аренды участка до проведения аукциона, чтобы избежать ситуаций с крупными затратами на прокладку коммуникаций.

"Никто их силком не тащит. Рыночные и бизнес-риски никто не отменял, поэтому, прежде чем участвовать, необходимо всё изучать, а не просто покупать, не глядя, а потом в НПП ходить жаловаться и так далее. Получается, что плохие все, кроме них. Есть же хорошие примеры, где мать одиночка с пятью детьми по этой программе установила один киоск, потом второй и сейчас это является источником её дохода", – сказал он.

При этом он подчеркнул, что АО "СПК Astana" является оператором, а не государственным органом, из тех, которые отвечают за согласование земельных участков.

"Задача СПК, чтобы ни у кого не было вопросов, исключить коррупцию при распределении мест. Сейчас мы конкурс проводим, правила для всех ясны, а госорганы и архитектура согласуют. Нам что дали, то мы и распределяем, то есть работаем с тем материалом, который нам дают. КСК – это понятно, государство в государстве. Это отдельная тема. У них есть право высказываться. Мы здесь являемся регулятором, мы сдаём заявки акимату для согласования с госорганами. С КСК мы не согласовываем, потому что мы не на территории дома ставим павильон, а на территории города. К электросетям предприниматель подключается, согласно законодательству и техническим условиям, которые он получает", – добавил глава СПК.

Для борьбы с нелегальной торговлей, на которую тоже жалуются участники программы, он сообщил, что были разработаны QR-коды. Они будут выдаваться предпринимателям, которые работают законно. Это пока единственный механизм защиты, которую может предложить оператор. А что касается непрозрачности проведения аукционов, Нурлан Жакупов рассказал, что следующий аукцион, который состоится в сентябре, будет проведён уже в онлайн-режиме.

Полученные на аукционах от предпринимателей деньги оператор тратит на зарплаты сотрудникам СПК Astana, аренду офисов, а также на разработку таких проектов как изготовление QR-кодов и содержание электронного аукциона.

Позиция НПП: Услуги оператора дороги и неэффективны

Деятельность АО "СПК Astana" как оператора проекта "1000 мест – уличная торговля" обходится слишком дорого для бизнеса, считает начальник отдела защиты прав предпринимателей и снижения административных барьеров городской палаты предпринимателей Даурен Сатканбаев.

Изначально это программа разрабатывалась как механизм для развития МСБ и её основной задачей была минимальная аренда участка сроком на семь лет без каких-либо дополнительных затрат.

"Перед запуском программы был опыт распределения этих земельных участков через государственный аукцион, который проводил акимат города. И была проблема, что стоимость права аренды участков достигала значительных сумм. Тогда было принято волевое решение о том, чтобы распределять участки через "СПК Astana", и предложен механизм конкурсного отбора. Это всё работало, но был момент, что критерии отбора были не до конца проработаны. Появились жалобы, на основании которых вновь решили проводить аукционы", – рассказал Даурен Сатканбаев.

Он подчеркнул, что палата предпринимателей была против возвращения к аукционам, так как при этом терялся смысл в работе оператора программы.

"Для чего тогда необходимо участие СПК, как посредника-оператора, когда это всё опять можно делать через акимат и аукцион, и это будет дешевле для бизнеса, потому что стоимость аренды будет на порядок ниже. Тем не менее сейчас внедрили аукционы, и именно на этом СПК "Astana" зарабатывает. Сейчас они говорят, что это проект не социальный, а коммерческий, и оператор тоже должен зарабатывать, чтобы на что-то существовать. Соответственно, они зарабатывают на аукционах, продавая право аренды на участки", – добавил он.

По его мнению, получая прибыль с аукционов, оператор должен сам решать все вопросы с правильным месторасположением и подключением участков, и только потом выставлять их на торги.

"Хотелось бы, чтобы за эти деньги СПК решала эти вопросы до того момента, когда они предоставляют эти земельные участки, чтобы потом предприниматель не терял от полугода до года на подключение к инженерным сетям и так далее. Нужно понимать, что бизнесмен терпит дополнительные затраты, решая все эти вопросы", – сказал он.

Этот порядок, считает Даурен Сатканбаев, позволит значительно сократить количество жалоб в адрес СПК, а предпринимателям больше не нужно будет терпеть убытки и тратить время на решение всех нюансов с торговыми точками.