Продуктовый шопинг в два клика. Как работает скоростная доставка от Wolt Market
Свободное время стало почти непозволительной роскошью в наши дни. Тем обиднее тратить выходные на продуктовый шопинг. Один из выходов – заказ продуктов в интернет-супермаркетах. Но тогда человек вынужден оставаться дома и ждать курьера, не имея возможности отлучиться. Чтобы освободить выходные в этом случае, нужно обязательное условие – скоростная доставка.
Такая возможность есть у покупателей в крупных городах во многих странах мира. В Казахстане же рынок доставки продуктов развивался в течение последних лет, однако немногие сервисы делали ставку на скоростную доставку, а люди всё ещё предпочитали традиционные магазины онлайн-сервисам.
Запуск в новых обстоятельствах
Ситуация резко изменилась в пандемию. Именно тогда появилась острая необходимость в доставке продуктов. Одной из тех, кто всерьёз задумался о новых перспективах, стала компания Wolt, работающая в Казахстане с 2019 года и доставлявшая на тот момент только готовую еду из кафе и ресторанов.
В 2020 году Wolt начал привлекать на свою платформу новых партнёров. А уже после пандемии идея получила дальнейшее развитие: компания запустила сеть собственных супермаркетов под брендом Wolt Market, сфокусированную на доставке продуктов и не только.
– Мы подумали: почему бы нам, имея успешную платформу по доставке еды, не использовать её и для доставки продуктов, – вспоминает генеральный директор Wolt Market Али Садыков. – Эта идея развилась дальше, и сейчас с помощью нашей платформы мы можем доставлять всё что угодно.
Первые супермаркеты Wolt Market в Казахстане запустили в Алматы. Так в южной столице появились dark store (дословно – "тёмный магазин") – супермаркеты нового для Казахстана формата, которые уже успешно зарекомендовали себя в других странах. На очереди, до конца этого года, – Астана. Если будет спрос в других городах, Wolt Market готов запуститься в любом регионе страны.
По магазину передвигаемся змейкой
Магазины формата dark store недоступны для офлайн-покупок. Этот формат разработан исключительно под доставку и заказов на вынос. Доступ в него есть только у курьеров или покупателей, которым удобнее забирать покупки самим. Во все остальные помещения могут зайти только сотрудники магазина.
Сам dark store распланирован по опыту аналогичных магазинов в Европе: самые популярные товары расположены ближе к зоне выдачи, наименее популярные – подальше. Молочная продукция находится в охлаждаемой зоне. В этой же зоне хранятся овощи и фрукты, которым нужен соответствующий температурный режим.
Ещё одна холодная камера предназначена для колбас и сосисок, готовой еды и яиц, отдельно от них находятся также охлаждённые мясо и рыба. Рядом с точкой выдачи хранятся замороженные продукты, чтобы их сборщик добавлял в заказ в последнюю очередь.
– За каждым товаром в магазине закреплена своя локация, – рассказывает управляющий магазином Wolt Market Станислав Никитенко. – Когда поступает заказ, специальное приложение для сотрудников составляет оптимальный маршрут для сбора заказа. Форма магазина – квадрат, все витрины стоят рядами и самый оптимальный маршрут получается змейкой. Соответственно, чтобы собрать самые популярные продукты и товары, сотруднику нужно совершать более короткий маршрут – так скорость сбора заказа увеличивается многократно. Самые популярные продукты – это свежие бананы и бутилированная вода.
– При выборе ассортимента мы всегда стараемся представить себя на месте покупателя, – дополняет своего коллегу категорийный менеджер Дана Кадырова. – Что может потребоваться срочно, прямо здесь и сейчас? Например, те же колготки: если они порвались, а впереди важная встреча, мы это понимаем и стараемся помочь. Или если вы готовите ужин, у вас закончились макароны и сосиски, а выходить на улицу совершенно не хочется, мы вам привезём всё быстро и прямо до двери.
Ни один товар в dark store не стоит на полу. Минимальное расстояние между нижними полками и полом – 15 см, как того требуют санитарные нормы. Приёмка товаров – в строгой очерёдности: сначала замороженное, потом охлаждённое, затем всё остальное.
Эксперименты с ассортиментом
На 550 квадратных метрах алматинского dark store разместилось более 4000 наименований различных товаров. На сегодня это один из крупнейших Wolt Market’ов в мире с самым богатым ассортиментом.
Помимо продуктов здесь бытовая химия, памперсы, лампочки, батарейки. Платформа позволяет продавать всё, на что есть спрос. Недавно в ассортименте появились конструкторы Lego, теперь аналитики ждут свежих данных по их продажам.
– В магазине доступен широкий ассортимент по всем категориям товаров – объясняет такой успех алматинского Wolt Market’а Станислав Никитенко. – Так, в приложении покупатель может найти как известные бренды, так и не очень раскрученные, но предлагающие более интересные локальные продукты.
Ассортимент супермаркета обновляется на постоянной основе и зависит от запросов и предпочтений покупателей. На сегодняшний день с Wolt Market сотрудничает более 70 поставщиков, и их список пополняется с каждым днём.
– Наша платформа может анализировать всё, что в ней представлено, – объясняет Али Садыков. – Она может показать нам, что из текущего ассортимента пользуется большим спросом среди пользователей, а что нет. Если какого-то продукта нет в наличии, нам открывается поле для экспериментов. Мы всегда готовы пробовать новое, пополняя ассортимент интересными, а главное, нужными для клиентов товарами.
Быстро, допоздна и почти без ограничений
Все товары покупатели получают в течение получаса. Доставка доступна до двух часов ночи, в перспективе – расширение рабочего времени до 24/7. На текущий момент доступны два супермаркета Wolt Market в Алматы – на пересечении улиц Шевченко – Муканова и в Mega Towers.
По статистике, пик заказов в Wolt Market начинается с вечера. И если в течение дня помимо сборки заказов происходит приём товаров, мерчендайзинг, проверка сроков годности продуктов и инвентаризация, то вечером практически все силы сотрудников уходят на сборку заказов.
Недельный пик – выходные. В течение года – перед праздниками. В декабре прошлого года сотрудники dark store собрали и доставили больше нескольких сотен заказов. Вместе с тем количество заказов стабильно увеличивается от недели к неделе – постоянный рост становится уже традиционным. Сегодня Wolt активно работает над возможностью постоянно предоставлять клиентам различные специальные предложения.
Это могут быть скидки, бесплатная доставка или любые другие предложения. Сейчас, например, действует бесплатная доставка для всех пользователей на первые три заказа в Wolt Market.
– Наша цель – иметь самый интересный выбор товаров для клиентов, а также быструю доставку. Мы называем это user experience, то есть человеку должно быть удобно и приятно заходить в приложение, находить нужные товары в Wolt Market, получать их в течение получаса, – добавляет Али Садыков. – Это и есть наша основная стратегия.