Как наказывали падших женщин в нашей стране за последние 100 лет? Этим informburo.kz задалось, просмотрев кучу материалов в Сети и на телевидении на тему истории возникновения, становления и современного развития отечественной проституции. Вал информации - нередко противоречивый.

Вот наша версия отечественной летописи грехопадения и её наказания. Авось, даст пищу для размышлений сторонникам и противникам легализации проституции в Казахстане.

Свобода нравов

Как указывают историки, после Февральской революции, "работницы коммерческого секса" вышли из подполья. Произошло это потому, что царское законодательство, которое преследовало в уголовном порядке незарегистрированных "жриц любви", было официально провозглашено антинародным. Советская власть взяла курс на свободу нравов, запретив помолвки и церковное венчание. И вот тогда-то Сонечки Мармеладовы попытались создать свои профсоюзы, чтобы отстаивать свои права наряду с другими профессиями. Однако сексуальная революция длилась всего два года. Во времена "военного коммунизма" советское правительство, наоборот, стало преследовать проституток. Пишут, что даже Ленин в числе экстренных мер по предотвращению восстания в Нижнем Новгороде, требовал "вывезти и расстрелять сотни проституток, спаивающих солдат".

 В 1919 году в Петрограде был создан концлагерь принудительных работ для женщин. 60% его заключённых составляли девицы, подозревавшиеся в торговле телом.

В конце 1919 года была создана Комиссия по борьбе с проституцией при Наркомате здравоохранения, а затем Межведомственная комиссия по борьбе с проституцией при Наркомате соцобеспечения. Члены комиссии даже выработали "Тезисы по борьбе с проституцией", которые и стали руководством к действию сотрудников рабоче-крестьянской милиции. (Кстати, этот карательный орган был создан постановлением НКВД от 10 ноября 1917 года "О рабочей милиции").

Небольшой теневой всплеск проституция пережила во времена НЭПа (новой экономической политики). Тогда один за другим открывались коммерческие рестораны, гостиницы и сауны. Вот там пышно и расцвела "клубничка". Но как только власти свернули НЭП - всё вернулось на круги своя.


Фото с сайта votrube.ru
Куртизанки времён НЭПа

 В принятом 11 июня 1922 года Уголовном Кодексе РСФСР были включены статьи, вводившие уголовную ответственность за принуждение к занятию проституцией, «за сводничество и содержание притонов разврата». В 1924 году к уголовной ответственности было привлечено 618 человек, в 1925 году - 813.

Преследование проституции в СССР

Проституток начали жёстко преследовать с 1929 года, отправляя в контролируемую НКВД систему "специальных учреждений принудительного трудового перевоспитания". Это были артели, мастерские открытого типа, полузакрытые трудовые профилактории и загородные колонии специального режима. В те времена отправка туда считалась административной высылкой. То есть самым строгим видом существующего наказания за административное правонарушение. В случае рецидива - после освобождения из колонии - женщин порой отправляли в лагеря НКВД. Крупнейшая колония для проституток помещалась в бывшем Троице-Сергиевом монастыре.

Со временем режим в профилакториях стал ужесточаться. И уже в 1937 году профилактории для бывших проституток были переведены в систему ГУЛАГа. Девиц лёгкого поведения стали относить к "классовым врагам", а саму проституцию рассматривали, как форму паразитического существования. В довоенное время журналисты ещё могли освещать "клубничную" тему в виде сатирических памфлетов и разгромных статей о продажных подружках "политических проституток-антисталинистов". Однако в начале 40-х годов эта тема стала запретной, буквально табуированной в официальной прессе.

Партийные идеологи считали, что проституция "как распространённое социальное явление" не может существовать в социалистическом обществе, ввиду того, что для неё исчезли социальные условия. Поэтому имеющиеся отдельные нетипичные случаи расценивались как результат пережиточных личностных отклонений.

Тем не менее, проституция была. Просто она ушла в подполье и приняла завуалированные формы (помните неподражаемую Маньку Облигацию из "Места встречи изменить нельзя"? А ведь действие фильма происходит в послевоенном 1946 году, когда, казалось бы, все граждане должны были восстанавливать страну из руин). Ан нет! Как только в стране вновь открылись коммерческие рестораны типа знаменитой московской "Астории", полку путан прибыло.

Простые люди осуждали проституцию и нередко устраивали самосуд над падшими женщинами, брея их наголо и таская по сельским улицам в полуголом виде на всеобщее обозрение, плюя по ходу в лица. Девушек, заподозренных в сексуальных контактах с фашистами и их приспешниками, вообще убивали на месте, считая их предательницами Родины.

Самый яркий эпизод расправы над красавицей-проституткой времён Второй Мировой войны отображён в фильме "Малена" с божественной Моникой Белуччи в главной роли.

 Женщины свободных нравов работали за приличный гонорар и в эпоху хрущёвской оттепели, и во времена брежневского застоя, и в период частой смены партийной верхушки страны в начале 80-х. Просто кто-то из них специализировался на подработках в санаториях-профилакториях и на курортах, а кто-то на валютных гостиницах, дискотеках и барах.

Желающие всегда могли найти "товар" на любой вкус, цвет, размер, возраст и ориентацию. Просто надо было знать: где и как искать, и заодно соблюдать определённую конспирацию. О походе "налево" любвеобильного мужчины всегда могли настучать по месту его работы и домочадцам доброхоты -  члены профкома и общественные дружинники.

Наблюдался и парадокс. Особые статьи, наказывающие за проституцию, в советских кодексах до 1987 года отсутствовали. Но проститутки могли подвергаться преследованиями по другим статьям уголовного и административного кодексов. Непосредственно уголовному преследованию подвергалось вовлечение несовершеннолетних в проституцию, сводничество и содержание притонов.

 29 мая 1987 года в Административный кодекс была внесена статья 164, часть 2, карающая за занятие проституцией. Наказание - штраф в 100 рублей (в то время месячная зарплата низкоквалифицированного рабочего).

Перестройка и проституция

Официальным первооткрывателем темы советской проституции в отечественной прессе был московский журналист Евгений Додолев. В 1986 году он написал серию очерков о девицах лёгкого поведения в газете "Московский комсомолец", подняв её тиражи на рекордный уровень. Додолев популяризовал не только запоминающееся словосочетание ночные бабочки, но и стоя́щее за ним явление. При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 году валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий. Это отмечалось почти во всех телевизионных передачах той поры, посвящённых проституции. Тогда же проституция находит отражение в культуре, например, в фильме «Интердевочка» или в хите Олега Газманова "Путана".

Подобная массированная популяризация "клубнички" не могла не отразиться и на казахстанской культуре и ментальности. В конце 80-х годов в СМИ тема проституции с национальным колоритом стала 100%-й гарантией повышенных тиражей. Врачи-венерологи и психиатры-суицидологи написали массу научно-медицинской литературы о печальных последствиях свободной любви. Служители культа чаще стали проповедовать в храмах семейные ценности и девичье целомудрие.

Сотрудники полицейских управлений по борьбе с организованной преступностью рьяно проводили рейды по злачным местам, выискивая подпольные бордели с мамками-сутенёршами и их подопечными-кончитами. Сводников привлекали к уголовной ответственности. А вот проституток ограничивали постановкой на оперативный учёт и приговаривали к нравоучительными лекциями о вреде занятий постыдным промыслом.

 В Казахской ССР проституция была запрещена 13 июля 1987 года. За первоначальное правонарушение полагался штраф 100 рублей, за повторное в течение года – 200.

После распада СССР

В 90-е, с расцветом организованных преступных группировок, произошёл значительный рост уровня проституции. Только в Москве, по данным российских журналистов, проституцией тогда занимались около 80 тысяч женщин. В 90-х годах на 1/6 части планеты появились и стали развиваться детская, мужская и нетрадиционная проституция, во времена СССР практически неизвестные.

Алма-Ата стала негласной столицей отечественных девиц лёгкого поведения. "Ночные бабочки" стекались сюда со всех уголков страны. Со временем их заметно потеснили конкурентки из государств Центральной Азии. Поэтому у алматинских стражей правопорядка появилась очередная головная боль: серьёзной управы на понаехавших девиц лёгкого поведения у них не было. Как нет, впрочем, и сейчас из-за правовых коллизий.

Увы, и ах. Но все попытки властей, органов правопорядка и священнослужителей обуздать проблему роста проституции в Казахстане не увенчались успехом. Ряды храмов служительниц Венеры постоянно пополняются новыми адептами. Своим телом у нас торгуют и девушки 18 лет, и дамы после 50. До 2015 года они не несли никакой ответственности за своё сомнительное ремесло. Лишь сейчас жриц любви наказывают штрафом в 5 МРП в административном порядке "за приставание к гражданам в общественном месте".

В исламских странах

Ислам сурово карает прелюбодеяние. Однако проституция выжила даже в мусульманских странах. Проституция может оформляться и как временный брак на одну ночь (мут’а), который формально даёт право на секс и махр ("свадебный подарок"). Такой "временный брак" считают разрешённым шииты. У суннитов он запрещён, поскольку не отвечает основному назначению брака, каковым считается рождение и воспитание потомства. Ещё не состоящие в браке за прелюбодеяние наказываются поркой. Состоящие в браке за это (уже супружеская измена) караются смертной казнью через побивание камнями (согласно шариату, такое наказание возможно только при наличии признания или четырёх свидетелей. Однако в большинстве мусульманских стран эти требования шариата на практике не выполняются).