Продавец цветов выиграл тендер на поставку медицинских масок. Что не так с открытостью бюджета?
Центр прикладных исследований Talap презентовал сайт OpenBudget.kz, где собраны данные о бюджете Казахстана. Так экономисты планируют повысить прозрачность распределения государственных денег.
Казахстан в рейтинге стран по открытости бюджета на уровне Монголии и Турции
В обзоре OpenBudgetSurvey за 2019 год Казахстан из 117 стран занял 37-ю строчку в рейтинге открытости бюджета. При составлении применялась 100-балльная шкала. На карте ниже изображены страны и их уровень открытости бюджета. Значения цветов:
- тёмно-зелёный – обширная открытость информации, 81-100 баллов;
- светло-зелёный – существенная открытость информации, 61-80 баллов;
- жёлтый – ограниченная открытость информации, 41-60 баллов;
- оранжевый – минимальная открытость информации, 21-40 баллов;
- коричневый – скудная открытость информации, 0-20 баллов.
У Казахстана 58 баллов, что относит страну к группе с ограниченной прозрачностью бюджета. Чтобы попасть в группу повыше, стране не хватает всего три балла. По соседству с Казахстаном находятся Монголия (56) и Турция (51). Выше расположены Кыргызстан (63), Россия (74) и Грузия (81).
За 20 лет Казахстан в рейтинге улучшил свои показатели на 20 баллов. В то время как Кыргызстан повысил свою позицию в рейтинге на 55, а Грузия – на 47 баллов.
В Казахстане легко планировать бюджет на одно, а списывать на другое
Директор Центра исследований Sange Жанар Джандосова назвала причины ограниченной открытости бюджета:
- данные не пригодны для электронного документооборота;
- данные из разных документов, не связанных между собой в единую электронную систему;
- информация только для служебного пользования;
- цифры без детализации;
- нет информации по бюджету за последние три года;
- нет экономической классификации, детализации по расходам бюджета;
- нет данных по госдолгу;
- нет связи политики и финансов, то есть отсутствует обоснование расходов;
- отсутствует пояснительная записка – документ, позволяющий получить общие сведения о бюджетной документации.
По её мнению, власти не дают обществу возможность участвовать в распределении бюджета. Для обсуждения не приглашаются общественные организации, не проводятся дебаты с участием гражданских активистов.
"Депутаты Парламента говорят, что они перед рассмотрением бюджета ездят по регионам и собирают информацию от местных жителей. Но это никак не проверяется, и невозможно доказать или опровергнуть, что выезды депутатов в регионы влияют на качество рассмотрения бюджета. Работа, может, и ведётся, но документального оформления этому нет, поэтому не видно системной работы", – считает Жанар Джандосова.
Мониторинг портала госзакупок сэкономил 221 млн тенге
Учредитель фонда Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова рассказывает, почему важна прозрачность бюджета.
"Учитель на уроке по "Познанию мира" спрашивает у моего сына-второклассника: "Почему аквариум должен быть прозрачным?" Сын отвечает: чтобы видеть, сколько живых рыбок осталось, сколько умерло, чтобы планировать, сколько надо корма. Я когда это услышала, поняла, что это самое простое и очень понятное объяснение целесообразности открытости бюджета", – говорит Шолпан Айтенова.
Открытость бюджета повышает доверие к власти со стороны населения.
"Когда люди видят, сколько было выделено средств, как они расходуются, у них формируется уверенность в том, что государство способно защитить своих граждан от коррупции. Как результат, меньше кривотолков о том, что хаос создаёт большое поле для коррупционных рисков", – говорит Шолпан Айтенова.
Она считает, что это системная проблема, в которой нельзя винить отдельно Минфин или Парламент.
"Для открытости нужно, чтобы каждое министерство при формировании бюджета разговаривало с людьми, спрашивало пациентов, потенциальных безработных, бедных, инвалидов об их запросах. Такие слушания нужно обязательно проводить до Парламента. Цифровизация бюджета же должна быть на службе у прозрачности. Должен быть хороший интернет во всех районах страны, чтобы люди имели доступ к информации", – полагает Шолпан Айтенова.
Читайте также: Розыгрыш мелких тендеров привёл к гибели деревьев. Как в Нур-Султане пытаются спасти положение
Возглавляемый ею фонд запустил в соцсетях флешмоб "корона-закупки". Сотрудники ищут и публикуют информацию о тендерах, объявленных для борьбы с коронавирусом. Так, в Туркестанской области выявлен конкурс госзакупок на поставку медицинских масок. Его выиграла компания, специализирующаяся на продаже цветов.
"Когда мы это опубликовали, к нам через два дня обратились из управления по борьбе с коррупцией по Туркестанской области. Они сказали: "Спасибо, что вы это заметили. Мы объявили эту сделку несостоявшейся по ряду причин, в том числе потому, что эта организация не специализируется на поставках медицинских товаров". А вообще благодаря мониторингу портала госзакупок они сэкономили бюджету 221 миллион тенге. То есть прозрачность может улучшать целесообразность бюджетных расходов", – рассуждает Шолпан Айтенова.
Сотрудники фонда ежедневно рассматривали несколько десятков объявлений на портале госзакупок. Обращали внимание на необычные конкурсы, привлекающие внимание нелогичностью или нестандартностью. Таких оказалось около 50.
"Например, Центр судебной экспертизы купил 639 флаконов дезинфицирующих средств на сумму 15,7 млн тенге. Стоимость 1-литрового флакона – 24 650 тенге. А теперь сравним, в Нур-Султане центр фтизиопульмонологии купил такой же товар за 6 222 тенге. То есть цена в 4 раза ниже, чем в конкурсе центра судебной экспертизы. Естественно, он привлёк наше внимание", – добавляет директор фонда "Зерттеу" Куаныш Оналбаев.
В Туркестанской области компания начала поставлять оборудование заказчику на четвёртый день своего существования.
"Представьте, компанию только зарегистрировали, а уже через четыре дня она участвует в госзакупках. А в Жамбылской области в больнице в Мерке, где был скандал с врачом Толкынай Ордабаевой, закупку масок и противочумных костюмах провели только после инцидента. Хотя руководство больницы заявляло, что все средства защиты есть для персонала", – подчёркивает Куаныш Оналбаев.
Такие проекты как строительство LRT нужно обсуждать с обществом
Для повышения прозрачности бюджета Казахстана Жанар Джандосова предлагает:
- Включить в проект бюджета информацию о структуре госдолга (процентных ставках, сроках погашения и о том, является ли долг внутренним или внешним); оценки, как принятая политика отразится на расходах и доходах бюджета; информацию о бюджете до его принятия.
- Обсуждать бюджет до внесения в Парламент и прогнозы Министерства экономики. Привлекать для этого независимые исследовательские институты.
- Смещать и назначать главу Счётного комитета не по указу президента, а с одобрения Парламента.
- Проводить публичные слушания по макроэкономическим и финансовым показателям бюджета.
- Разрешить общественности участвовать в аудиторских проверках и рассмотрении отчётов об этом.
"Нужно вовлекать общественность в обсуждение, особенно на этапе планирования бюджета. Это нужно, чтобы такие проекты как LRT или больницы за несколько миллиардов тенге обсуждались с обществом. Также нужно привести бюджетные документы в соответствие с международными требованиями, повысить детализацию, отражать связь финансовых и нефинансовых показателей, а также ожидаемых результатов. Необходимо проводить обоснования планируемым расходам, предоставлять информацию об активах госорганов и нацкомпаний", – перечисляет Жанар Джандосова.
Читайте также: Государство потратило на LRT в Нур-Султане 156 млрд тенге, но Счётный комитет рекомендует свернуть проект
Министерству финансов предлагают сделать прозрачными расходы и доходы Национального фонда.
"Отчёты об использовании средств Нацфонда публикуются на сайтах Минфина или Нацбанка. Думаю, что у фонда должен появиться свой сайт, где будет более подробная информация. Зачем это надо? Потому что на сайте Минфина только отчёт за 2018 год, и то там лишь указано, сколько налогов поступило и какой был инвестиционный доход. Этого недостаточно. Наш фонд создавался по модели норвежского, который показывает инвестиционные потоки в реальном режиме. А мы этого не видим", – добавляет Шолпан Айтенова.
Аналогичная ситуация с компаниями квазигоссектора. На сайте Комитета госимущества размещено 24 000 юридических лиц, 7 000 из которых публикуют финансовые отчёты в pdf-файле. Это неудобный для анализа формат.
"Если бы все отчёты были в машиночитаемом виде, их было бы легко обрабатывать и видеть результаты как ревизионным комиссиям, так и Счётному комитету", – считает Шолпан Айтенова.
Госзакупки переведены в электронный формат, бюджетное планирование – нет
Вице-министр финансов Казахстана Руслан Енсебаев во время онлайн-обсуждения прозрачности бюджета рассказал, что делают госорганы для повышения открытости казны.
"Существует сквозной процесс, состоящих из разных этапов. Это стратегическое планирование, формирование бюджета, процедуры госзакупок, исполнение бюджета, отчётность, аудит. Эти этапы имеют разный уровень автоматизации, то есть не все оцифрованы и переведены в машиночитаемый вид. Для улучшения прозрачности бюджета мы сейчас работаем над автоматизацией всего процесса", – рассказывает Руслан Енсебаев.
Например, госзакупки уже переведены в электронный формат, а бюджетное планирование – пока нет. В Минфине уверяют, что переход на цифру завершится в 2021 году.
Центр прикладных исследований Talap разработал сайт OpenВudget.kz, где будут публиковать все открытые данные по бюджету. Замдиректора центра Аскар Кисыков уверен, что проект повысит прозрачность и эффективность системы государственных финансов.
"Сайт уже работает. Мы два года собирали данные для него. Там есть информация о поступлениях, расходах, дефиците и профиците бюджета в разрезе областей. Для аналитиков сделали более подробный консолидированный, а также республиканский и местные бюджеты. Есть данные о госдолге, Нацфонде", – сообщил Аскар Кисыков.
Читайте также: Минфин: Чиновники ухитряются покупать кожаные диваны через госзакупки по частям
Однако директор департамента госполитики в области доступа к информации Министерства информации и общественного развития Бекзат Рахимов считает, что переход на цифру не решит всех проблем.
"Цифровизация – не панацея, но она поможет решить часть проблем. Сейчас все бюджетные процессы ориентированы на согласование внутри госорганов, между органами, и это съедает 99% времени сотрудников. И лишь 1% остаётся на обсуждение с общественностью. Это не так заметно на республиканском уровне, но на местном уровне это сильно заметно", – считает Бекзат Рахимов.
Автоматизация разгрузит работу госорганов с бумажным документооборотом. Может, тогда у них появится больше времени на обсуждение проекта бюджета с общественностью.