Схему развития Алматинской агломерации опубликовали на сайте "Открытые НПА". Документ на обсуждении до 13 декабря, но уже проходит государственную экспертизу. Проект содержит план социально-экономического развития расположенных вокруг Алматы городов и населённых пунктов.

Рассказываем, что предлагают построить по новой схеме развития Алматинской агломерации.

Где построят новые транспортные развязки в Алматы

Главная проблема автомобильного движения в Алматы – высокая загруженность дорожно-транспортной системы. На почти двухмиллионное население зарегистрировано 550 тысяч легковых машин, а общее количество курсирующих в городе авто оценивается в 900 тысяч в сутки. Для снижения нагрузки и пробок в проекте планируют строительство новых развязок, ремонт дорог и строительство новых улиц.

Новые транспортные развязки, которые появятся в Алматы:

  • на пересечении улицы Бокейханова и Северного кольца;
  • на пересечении проспекта Сейфуллина с улицей Жансугурова;
  • на пересечении Аль-Фараби – Ремизовка;
  • на пересечении проспекта Рыскулова с Кульджинским трактом.

Реконструкции подлежат:

  • улица Северное кольцо от проспекта Рыскулова до улицы Бокейханова;
  • улица Ворошилова от проспекта Рыскулова до улицы Акын Сара с транспортной развязкой на проспекте Рыскулова;
  • шестиполосная дорога Алматы – Кокпек – Чунджа – Коктал до БАКАД;
  • четырёхполосные дороги Алматы – Талгар – Евгеньевка и Алматы – Шамалган – Узунагаш до БАКАД;
  • улица Жандосова от улицы Саина до посёлка Таусамалы;
  • улица Ауэзова в сторону микрорайона Калкаман (проект реализуют после строительства линии метро);
  • шестиполосная дорога Алматы – Бишкек до БАКАД.

Будут построены новые дороги:

  • тоннель с проспекта Назарбаева под проспект Суюнбая;
  • по проспекту Абая и улицы Северное кольцо (от границы Алматы до БАКАД);
  • по проспекту Рыскулова и улицы Акын Сара (от границы города до БАКАД);
  • продолжение улицы Тлендиева (от границы Алматы до БАКАД).

Пробивка улиц коснётся:

  • Назарбаева до улицы Жансугурова с эстакадой через железнодорожные пути;
  • Тлендиева с транспортной развязкой на проспекте Рыскулова;
  • Саина от проспекта Рыскулова до улицы Акын Сара;
  • Муканова от улицы Гоголя до проспекта Райымбека с реконструкцией транспортной развязки на Райымбека;
  • Абая от улицы Момышулы до улицы Ауэзова в микрорайон Калкаман (проект реализуют после строительства линии метро).

Эти проекты планируют завершить к 2025 году.

Где пройдут линии BRT

В 2018 году в Алматы запустили два участка первой линии BRT (скоростной автобусный маршрут) протяжённостью 8,7 км. Маршрут тянется по улицам Мустафина – Сулейменова – Жандосова – Тимирязева до Желтоксан.

К 2035 году планируют построить новые линии BRT и LRT. Они пройдут по направлению:

  • линия BRT (с переводом в LRT) от автовокзала "Западный" вдоль дороги Алматы – Шамалган – Узунагаш – Аккайнар – Сураншы батыр – граница Кыргызстана;
  • линия BRT (с переводом в LRT) от автовокзала "Северный" вдоль дороги Алматы – Жетыген – Капшагайское водохранилище;
  • линия BRT (с переводом в LRT) от автовокзала "Восточный" вдоль дороги Алматы – Талгар – Евгеньевка.

Линии BRT и LRT свяжут Алматы с населёнными пунктами агломерации: Каскелен, Узынагаш, Талгар, Капшагай, Есик, Тургень, Отеген батыр. Третий участок линии BRT пройдёт по улицам: Желтоксан, Толе би и Кульджинскому тракту до рынка "Жетысу".

Читайте также: 410 млрд тенге выделят на новую программу развития регионов. На что потратят эти деньги?

Запуск легкорельсового транспорта по дорогам Алматы откладывали несколько раз. Планировалось, что проект будет реализован с 2019 по 2042 год.

В новой схеме развития указывается, что протяжённость линии LRT составит 22,72 км. Она будет запущена по двум маршрутам:

  1. От депо по улицам Момышулы, Толе би, Панфилова, Макатаева Жетысуская до разворотного кольца.
  2. От депо по улицам Момышулы, Толе би, Яссауи, Райымбека до пересечения с улицей Ашимова в сторону микрорайона Калкаман, где построят мультимодальный хаб для автобусов, BRT, LRT, метро и автовокзал "Западный".

Конкретные сроки открытия LRT в документе не указаны.

Реконструкция аэропорта перенесена с 2020 года на 2035-й, а к 2050-му рассмотрят возможность строительства нового аэропорта на территории агломерации, а не Алматы.

Увеличат и количество станций автоматизированного велопроката "Almaty Bike". Если сейчас в городе их 200, то будет 300. Таким образом, система охватит почти все оживлённые районы Алматы.

Парк Первого Президента отнесут к особо охраняемым землям

Земли сельхозназначения в Алматинской агломерации занимают 475,8 тысячи га. Их планируют расширять за счёт земель запаса. Некоторые участки под пастбища отдадут в Жамбылском, Илийском, Талгарском и Енбекшиказахском районах.

В предгорной и горной частях агломерации планируют возрождать садоводство, в частности алматинский апорт.

Для популяризации культурного наследия рекомендуют:

  • сохранить древнее городище Талгар;
  • создать музей-заповедник на территории Боралдайских сакских курганов;
  • отремонтировать 32 памятника истории и культуры;
  • Парк Первого Президента отнести к землям природно-заповедного фонда республиканского значения;
  • роще Баума и Центральному парку культуры и отдыха придать статус государственного мемориального парка;
  • создать генетические резерваты яблони Сиверса в ущелье Правый Талгар.

Какие населённые пункты вошли в Алматинскую агломерацию

В агломерацию вошли 5 городов и 183 населённых пункта районов Алматинской области. Капшагай, Каскелен, Талгар, Есик, Узынагаш будут спутниками Алматы. Как города-контрмагниты они должны привлекать потоки внутренней миграции.


Карта Алматинской агломерации / Фото с сайта legalacts.egov.kz

Население Алматы сегодня насчитывает 1,9 млн человек, а вместе с пригородами – 2,9 млн. При этом немалое количество жителей пригорода ездят каждый день на работу в Алматы или снимают в аренду квартиры. Ситуация создаёт нагрузку на автомобильное движение по пригородным трассам и, главное, не развивает города агломерации. Поэтому проект по строительству городов-спутников будет продолжен.

На юге агломерации – в горах ограничат все виды строительства за исключением рекреационных назначений. А города-спутники будут развивать в трёх направлениях:

  • на севере создадут город-контрмагнит в Капшагае, где будет проживать значительная часть населения, работающего в Алматы;
  • на западе в селе Узынагаш будут развивать транспортно-логистические сообщение и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • на востоке село Шелек станет центром переработки сельскохозяйственной продукции.

В городах-спутниках Каскелен, Талгар, Тургень, Есик, сёлах Отеген батыр и Жетыген тоже будут развивать транспортно-логистическое сообщение, переработку сельскохозяйственной продукции, центры рекреации и туризма. При этом все земли агломерации останутся на балансе акимата Алматинской области.

Читайте также: Проект стратегии развития Алматы до 2050 года представил Сагинтаев. Что в ней нового?

В новом документе также говорится о строительстве четырёх городов-спутников G-4 City. На первом этапе рекомендуется строительство города GateCity с учётом уже вложенных в инфраструктуру средств. При условии реализации проекта численность населения GateCity к 2035 году составит 60 тысяч человек. К 2050 году будет рассмотрена целесообразность строительства остальных городов-спутников и города Жана-Иле.

Какие производства откроют в городах и сёлах

В схему, кроме развития агломерации как промышленного центра, включили развитие агропромышленной отрасли. Приоритетными направлениями до 2050 года будут:

  • в посёлке Отеген батыр Илийского района – производство пластмассовых изделий, строительных материалов, продуктов питания, кожаных изделий;
  • в селе Жетыген Карасайского района – производство строительных материалов и продуктов питания;
  • в Каскелене – производство строительных материалов, продуктов питания, рыбная отрасль, торговля;
  • на станции Шамалган – производство продуктов питания;
  • в селе Узынагаш Жамбылского района – производство строительных материалов, напитков, продуктов питания;
  • в селе Мынбаево – производство строительных материалов и продуктов питания;
  • в городе Есик Енбекшиказахского района – переработка сельскохозяйственной продукции, производство пластмассовых и резиновых изделий, строительных материалов, электрораспределительной и регулирующей аппаратуры, продуктов питания;
  • в селе Байтерек – производство строительных материалов;
  • в селе Каракемер – производство напитков;
  • в городе Талгар – производство строительных материалов, продуктов питания, лёгкая промышленность.

Совместно с транснациональными компаниями на территории агломерации запустят производство солнечных панелей и построят завод по сборке гибридных двигателей и общественного транспорта для проектов LRT/BRT.

Фармацевтическую продукцию планируют выпускать в Илийском районе. Основными выпускаемыми продуктами станут лекарства, диагностические тесты медицинского назначения, противоопухолевые препараты.

Какие железнодорожные пути и вокзалы построят в агломерации

В центре агломерации Алматы реконструируют здания железнодорожных вокзалов Алматы-1 и Алматы-2. Изменят как фасад, так и внутренние помещения. Новые железнодорожные вокзалы построят в Капшагае и Жана Иле. Строительство трёх новых автовокзалов в Алматы перенесено с 2030 на 2025 год.

Читайте также: Как будет выглядеть вокзал Алматы-1 после реконструкции

Из крупных проектов в агломерации к 2025 году завершат строительство:

  • Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) протяжённостью 66 км;
  • участка дороги Капшагай – Курты транспортного коридора "Центр – Юг".

К 2035 году – часть международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай (по агломерации пройдёт участок дороги в 151,4 км).


Проектный план перспективы развития Алматинской агломерации / legalacts.egov.kz

По Алматинской агломерации проходит железнодорожная ветка Жетыген – Хоргос. Длина участка Хоргос – Жетыген – Аксенгир, проходящего по агломерации, 135 км. Поэтому в проекте предусмотрено строительство:

  • обводной железнодорожной линии Жетыген – Казыбек би в обход железнодорожного вокзала Алматы-1 (завершат к 2025 году);
  • вторых железнодорожных путей на участке Алматы-1 – Жетыген – Хоргос (завершат к 2035 году);
  • железнодорожной линии Жетыген – Коскудук (завершат к 2050 году);
  • вторых железнодорожных путей протяжённостью 8,5 км на участке между станциями Алматы-1 и Алматы-2.

Насколько вырастет население агломерации

По прогнозным данным, к 2025 году в Алматинской агломерации будут проживать 3,2 млн человек. Из них 2,3 млн в городах, 894 тысячи – в сельской местности.


Cхема расселения Алматинской агломерации / legalacts.egov.kz

К 2035 году численность населения Алматинской агломерации увеличится до 3,7 млн человек: в городах 2,7 млн, в сёлах – больше 1 млн.

К 2050 году в агломерация будут жить 4,5 млн человек: в городах – 3,3 млн и 1,1 млн в сёлах.

Для населения построят новые дома. Правда, в каком количестве и где, в проекте не уточняется. Все цифры сведены к увеличению квадратных метров, которые не дают представления о полной картине. То же самое касается открытия новых детских садов, школ, больниц и поликлиник. В проекте указано увеличение мест без пояснения, где и когда построят новые объекты.