Про рыбу и удочку. Как выстроить правильные социальные отношения между государством и населением
В последнее время с самых высоких трибун звучат слова о недопущении в обществе патерналистских и иждивенческих настроений. Так ли сильны эти настроения в Казахстане и что сделать, чтобы их снизить, не уменьшив при этом социальную составляющую государственной политики? Попробуем разобраться в этом.
Рыба или удочка?
Термин "патернализм" происходит от латинского paternus, что означает "отцовский". Он используется для описания системы взаимоотношений между людьми, где одни занимают позицию старших, опекунов, а вторые – опекаемых. Применительно к государственной политике в роли опекуна выступает государство, которое удовлетворяет базовые потребности граждан. А граждане воспринимают государство как старшего, который лучше знает, как надо поступать, и от которого требуют всевозможной помощи.
Однозначно в обществе есть группы людей, которые нуждаются в поддержке – либо в разовой (те, кто неожиданно оказался в сложной жизненной ситуации), либо в системной (люди с ограниченными возможностями, пожилые, семьи за чертой бедности). Для них разрабатываются программы поддержки: речь идёт не только о материальном обеспечении, но и об интеграции в общество, возможности учиться, зарабатывать самостоятельно, полноценно участвовать в общественной жизни.
Есть меры, направленные на поддержку многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, людей с низкими доходами. При этом эксперты отмечают необходимость точечной направленности социальной поддержки именно тем категориям населения, которые наиболее нуждаются в государственной помощи. Одна из таких точечных мер – адресная социальная помощь (АСП).
"Идеология добросовестного труда, справедливого вознаграждения должна прийти на смену мировоззрению компрадоров, временщиков, иждивенцев. Это общая задача власти и общества, которая затрагивает социально-экономические аспекты, вопросы государственной политики, национальной идентичности и воспитания молодёжи", – сказал глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства 8 февраля 2022 года.
Недавно правительство Казахстана представило Программу повышения доходов населения – в ней предусмотрены 22 меры: такие как повышение зарплат некоторым категориям работников, развитие производственных навыков, реализация проекта опережающей подготовки кадров "Өмір жолдамасы" на региональном уровне, механизм трудоустройства отдельных уязвимых лиц и молодёжи, программы поддержки предпринимателей, внедрение льготного микрокредитования и прочие. И опять прозвучали слова о недопустимости иждивенчества.
"Реализация программы будет сопровождаться информационно-разъяснительной работой по популяризации идей достойного труда и непринятия иждивенчества", – подчеркнул министр национальной экономики Алибек Куантыров.
Значит ли это, что государство решило отойти от патерналистской модели взаимоотношений с гражданами и всё больше предоставлять не столько "рыбу" в виде льгот и пособий, сколько "удочку" в виде помощи при трудоустройстве и открытии своего бизнеса? Насколько готовы к этому граждане? И где та тонкая грань, что проходит между реальной поддержкой и излишней опекой?
"Говорить об иждивенчестве и патерналистских отношениях в казахстанском обществе в целом очень сложно. Особенно в текущей ситуации, когда совершенно непонятно, что будет с нашей экономикой в свете последних геополитических событий, – говорит директор Центрального института стратегических исследований Анна Гусарова. – По данным исследований, в последние годы патерналистские отношения выросли".
Вместе с тем январские события, продолжает директор Центрального института стратегических исследований, показали – претензии к государству и рост запросов на решение острых социальных вопросов возрастают. Сейчас это всё будет усугубляться антироссийскими санкциями. Один из пессимистических сценариев предполагает, что социально-экономическое состояние Казахстана тоже значительно ухудшится. И, естественно, в первую очередь все будут обращаться к государству для решения конкретных вопросов. При этом разные группы населения преследуют разные цели: кому-то важно решить базовые вопросы – списание кредита, увеличение пособий, бесплатное жильё. А кому-то важны реальные трансформации, политические и экономические.
Иждивенчество или потребительство?
Зульфия Байсакова, возглавляющая "Союз кризисных центров в Казахстане" и являющаяся руководителем кризисного центра для жертв бытового насилия в Алматы, как никто знает проблему изнутри. Ведь она работает именно с теми, кто попал в сложные жизненные обстоятельства и нуждается в реальной поддержке государства. Но вместе с тем, порой видит иждивенческие настроения своих подопечных.
"Я уже три года курирую проект "Бақытты отбасы" и, конечно, сталкиваюсь с тем, что люди часто считают, будто кто-то им обязан. Это даже, наверное, не иждивенческий, а некий потребительский подход. Почему-то считается, что обычные налогоплательщики, которые работают изо дня в день, регулярно выплачивают налоги, не получая каких-то льготных условий, должны взять на себя обязательства по их содержанию. Ведь, давайте говорить откровенно, – вся государственная социальная помощь осуществляется за счёт наших налогов".
Далее эксперт дополняет: "Анализ работы с разными категориями граждан, которым оказывается тот или иной вид услуг, показывает, что процентов 10 населения пользуются теми инструментами, которые позволяют им выйти из сложной жизненной ситуации. Это, например, всевозможные грантовые программы по открытию бизнеса, когда можно получить безвозмездно от 500 тысяч до 5 млн тенге на открытие бизнеса. Да, при этом нужно отчитываться, пройти обучение, написать бизнес-план – не все это могут, но есть специалисты, которые, опять же на безвозмездной основе, помогают таким людям. Остальные по-прежнему требуют всяческой поддержки от государства. Конечно, это очень плохая тенденция".
Патернализм – проблема мировая
Надо сказать, что отношение к государству как к "отцу", который должен заботиться о своих "детях", проблема не только казахстанского общества. Даже страны с развитой рыночной экономикой сталкиваются с этим, особенно в посткризисные периоды, которые периодически случаются в каждом государстве. Об этом говорит экс-представитель США в МВФ экономист Дуглас Редикер, который считает, что растущая роль государства в экономике приводит к тому, что государство всё чаще вмешивается в рыночные отношения в большинстве сфер жизни, а это усиливает патерналистские настроения у граждан.
Чем это опасно? Тем, что ведёт к застою во всех сферах, поскольку лояльность, а не эффективность, становится критерием распределения благ. Аргентинский экономист Мариано Грондона рассматривает отношения патерналистского типа как часть культуры, ориентированной на сохранение стабильности, а не на развитие.
Как расслышать запросы общества
"Патернализм – это своеобразная система отношений. Не то чтобы покровительство и даже не опека, но вроде того, что старший взрослый знает лучше, чем младший. И эта система отношений – государство знает лучше, что нужно людям – сейчас тоже не работает, потому что очень долгое время государство не слышало голос общества, и сейчас государственная машина вынуждена очень оперативно реагировать на разного рода запросы. Поэтому принципы взаимодействия с гражданами должны меняться, чтобы снизить градус напряжённости", – считает Анна Гусарова.
Известный казахстанский социолог Гульмира Илеуова, выступая на VII Конгрессе социологов Казахстана "Независимый Казахстан: социальные изменения и перспективы будущего" в октябре 2021 года, затронула важную тему о роли социологических исследований в реализации концепции "Слышащего государства".
"В сложившихся обстоятельствах очень важным является переход социологии от состояния "науки об обществе" к реализации функций её как "науки для общества". В связи с этим вызывает особый интерес реализация концепции слышащего государства. Главный принцип слышащего государства – госаппарат должен работать в интересах граждан. Это в первую очередь касается местных властей", – сказала она.
Концентрация на реформах
Естественно, одними призывами патерналистские настроения не преодолеть.
"У нас общество настолько фрагментировано, что определённые группы людей в определённый момент, увидев, что государство не справляется со своими функциями, начинают сами действовать и решать какие-то проблемы на местах. И это здорово. Это пример политических трансформаций, через которые прошли все демократические страны мира. Но это очень маленький срез населения. Большинство всё-таки продолжит настаивать на том, что государство должно всё решать и вмешиваться в социальную и экономическую политику", – считает Анна Гусарова.
По её мнению, сейчас ситуация настолько неопределённая, что сложно сказать – произойдет ли снижение этих патерналистских настроений или, наоборот, появится ещё больший запрос на социальные блага. Поэтому сейчас важно сконцентрироваться не столько на снижении патерналистских настроений, сколько на реформах.
При этом нужно заметить: выборочный подход к определённым уязвимым группам больше не работает, потому что уязвимых групп становится больше. В этих условиях важны базовые принципы социальной справедливости, верховенство права и закона, когда перед законом все равны. Решение этих вопросов позволит снизить градус напряжённости. И, возможно, сократит количество запросов на социально-экономическую поддержку со стороны каких-то групп.
Справедливые правила для всех
"На мой взгляд, сейчас мы должны делать какие то системные изменения и не позволять населению ждать манны небесной. Нужно научить людей самостоятельно зарабатывать деньги, – считает Зульфия Байсакова, – На сегодняшний день есть государственная поддержка, те же гранты на развитие бизнеса, помощь в получении жилья, льготы. Но слишком часто люди к тебе подходят и требуют: почему я не получил ту или иную помощь, почему центр нам не выдал то или это. Посмотрите, есть жилищные программы, где выдается 1 млн на первоначальный взнос для получения жилья – это не от акима выплата идёт, а от налогоплательщиков. Разве это плохая поддержка? Почему нет осознания всего этого?"
Но Зульфия Байсакова признаёт, что сейчас мы говорим не о системных изменениях социальной государственной поддержки, а о каких-то временных мерах поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. "То есть опять даём временную передышку от сложностей, с которыми они столкнулись. На мой взгляд, сегодня нужны кардинальные перемены именно в социальной сфере. Должны быть разработаны программы, в первую очередь содействия в трудоустройстве, и слово "трудоустройство" должно быть ключевым. К нему должно присоединиться профессиональное обучение, какие то образовательные тренинги, выработка умений и навыков. И, конечно, какие-то льготы по открытию бизнеса. Моя многолетняя практика показывает – нужно менять сам подход к решению социальных вопросов населения, которое находится за чертой бедности. Показывать успешный опыт, мотивировать людей, а не просто содержать их".
Если же говорить о грани, которая проходит между поддержкой и иждивенческим отношением в обществе, то эксперт считает, что определение этой грани должно основываться на чётких сроках.
"Если семье помогают в течение года-двух и люди не могут воспользоваться этой поддержкой, не начинают решать свои проблемы самостоятельно, то, наверное, нужно прекращать эту помощь. Например, в кризисном центре для жертв бытового насилия очень строгие правила – женщина может жить там шесть месяцев. За это время она с помощью специалистов должна сама научиться искать выход из сложной ситуации, а мы работаем над тем, чтобы у неё появились какие-то возможности для этого. Если мы говорим о каких то льготах, то давать эти льготы тоже нужно на определённый срок. При этом не просто дать какую-то поддержку, но и социально сопровождать эту категорию наших граждан. Мы же понимаем, что не всегда хватает знаний и опыта, потому социальное, а не финансовое сопровождение должно присутствовать в жизни уязвимых категорий граждан. Тогда это будет действенная поддержка", – убеждена Зульфия Байсакова.