Новая традиция появилась в Правительстве. Раз в месяц Кабинет министров выделяет отдельное время для рассмотрения проблем регионов. Не в рамках обсуждения какого-то конкретного вопроса, как это делается еженедельно - акимам областей, в данном случае, предоставляется возможность заявить о самых животрепещущих проблемах. К примеру, для Актюбинской области такой проблемой является дефицит топлива. Глава этого региона посетовал на то, что ежегодно приходится докупать в России до 80 тысяч тонн ГСМ. В связи с этим, он попросил увеличить лимит отечественных бензина и солярки, предусматривающийся для Актюбинской области.

"Общая мощность казахстанских нефтеперерабатывающих заводов составляет 675 тысяч тонн нефти. Однако, к сожалению, загруженность отечественных нефтеперерабатывающих заводов всего 4-19%. Мы просим, чтобы вы дали поручение Министерству энергетики совместно с нами и другими заинтересованными госорганами рассмотреть этот вопрос. Если эти заводы будут загружены, тогда мы сами себя будем обеспечивать ГСМ. Для нас ежегодная квота приобретения горюче-смазочных материалов устанавливается в 200 тысяч тонн, а наша реальная потребность - 280 тысяч тонн. Разницу мы покупаем у россиян", – рассказал аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев, обращаясь к премьер-министру страны.

Аким Атырауской области также попросил слово на заседании Правительства. Головная боль Нурлана Ногаева – две сотни аварийных скважин, которые никем не контролируются. По его словам, ранее с этим вопросом он уже обращался письменно, однако проблему так и не решили.

"В разработанных ранее нефтяных месторождениях, скважины находятся в аварийном состоянии. Таких скважин в Атырауской области 180. На них происходит протечка масла и они никем не контролируются. На ваше имя я написал письмо, просил вашей поддержки, поэтому я прошу дать соответствующим государственным органам поручения", - аким Атырауской области Нурлан Ногаев.

Всего с начала 2016 года,от местных исполнительных органов в Правительство поступило 64 проблемных вопроса, для решения 27 из них требуется финансирование из республиканского бюджета.

Как подсчитали в Министерстве национальной экономики, для финансирования всех этих запросов необходимо свыше 200 миллиардов тенге.

"Наибольшее количество проблемных вопросов касается сферы транспортной инфраструктуры – 78,2 млрд. тенге. Также регионы просят финансирования на инженерную инфраструктуру – 49,2 млрд. тенге, водоснабжение – 38,4 млрд. тенге, развитие промышленности – 34,2 млрд. тенге, охрану окружающей среды и противодействие ЧС – 11,7 млрд. тенге, образование – 9,6 млрд. тенге, здравоохранение – 1,2 млрд. тенге, ветеринарию – 0,2 млрд. тенге", – доложил министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев, выступая на заседании Правительства.

Самый крупный и соответственно самый дорогой проект, связанный с развитием транспортной инфраструктуры – это строительство в Алматы 6 улиц, которые планируется вывести на Большую алматинскую кольцевую автомобильную дорогу. Однако в Правительстве этот вопрос пока решили отложить – до тех пор, пока работы на самой БАКАД не будет окончательно завершены.

Другой масштабный проект – ремонт дороги "Индер-Карабау-Миялы-Сагыз" протяжённостью 123 километра в Атырауской области.

В Кызылординской области требуется модернизация местного аэропорта. По всем проектам имеется проектно-сметные документации.

В вопросах инженерной инфраструктуры в первых рядах стоит Астана - столица заявляет о необходимости строительства нового здания Департамента внутренних дел стоимостью порядка 22 миллиардов тенге. На республиканский бюджет претендует и новый, активно обсуждаемый город Нуркент, строящийся в Алматинской области. Этому населённому пункту требуется свыше 10 миллиардов тенге.

Кызылординская область подала заявки на три населённых пункта - там небходимо строительство газоводов-отводов, а также автоматизированных газораспределительных станций и внутриквартальных сетей.

В сфере здравоохранения заявлен только один проект, требующий финансирования. Это строительство районной поликлиники в Западно-Казахстанской области стоимостью 1,2 миллиарда тенге.

Один проект заявлен и в сфере промышленности - по циклично-поточной технологии угля в Павлодарской области на сумму 34,2 млрд. тенге.

В сфере ветеринарии заявки поступили от двух регионов: Атырауская и Северо-Казахстанская область просят финансирования из республиканского бюджета на сумму 0,2 миллиарда тенге на вакцинацию крупнорогатого скота , компенсационные выплаты за падеж животных от дерматита и финансирование услуг по идентификации сельскохозяйственных животных.

Проблемы регионов и просьбы их решить члены Правительства внимательно выслушали, однако, проанализировав ситуацию, министры пришли к выводу, что далеко не все акимы действительно нуждаются в дополнительных средствах из республиканского бюджета. Премьер-министр, например, пристыдил акима Северо-Казахстанской области Ерика Султанова за то, что тот мелочится и просит сумму, которой регион сам должен располагать.

"Хотел бы попросить, чтобы, когда уважаемый аким подписывает письма в Правительство по включению того или иного вопроса или по выделению, денег, чтобы до смешного не доходило, Северо-Казахстанская область уже просит 30 миллионов тенге. Ну даже смешно такое письмо подписывать, направлять в центр! 30 миллионов тенге – не солидно! 30 миллионов тенге на решение проблем местного значения можно всегда найти в местном бюджете", – заявил премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

На самом деле, найти можно и суммы побольше – в распоряжении региональных властей есть неосвоенные средства.

"На 1 октября текущего года имеются остатки средств местных бюджетов в размере 355 миллиардов тенге. К примеру, запрашиваемые средства Атырауской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областей и г. Астаны могут быть покрыты за счёт остатков средств местных бюджетов. По другим регионам большую часть запрашиваемых средств также можно покрыть за счет данных остатков", – уточнил глава Миннацэкономики.

Главам регионов порекомендовали не только надеяться на деньги из республиканского бюджета, но и самим привлекать средства, сотрудничая с инвесторами в рамках государственно-частного партнерства. По такой схеме, к примеру, можно строить детские сады и модернизировать аэропорты. По отдельным проектам, таким как строительство межрегиональной автодороги "Актобе-Атырау-Астрахань" и строительство оросительных систем, в Правительстве считают целесообразном привлекать средства в виде займов международных финансовых организаций.

Просить деньги, как показывает практика, региональные чиновники научились, а вот с их использование у многих проблемы. К примеру, из 20 с лишним миллиардов тенге, выделенных на поддержку аграриев, реализована только наполовину суммы. Есть целый ряд областей, где даже не созданы специальные комиссии по распределению средств.

"Если посмотреть, то из 24,6 миллиардов тенге, что мы выделили по программе финансового оздоровления субъектов агропромышленного комплекса, на сегодня освоены 13,3, то есть 54%. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Карагандинской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областей, города Астаны выплата субсидий ещё даже не началась. Кроме того, акиматами, Алматинской, Восточно-Казахстанской областей и города Алматы до сих пор не созданы комиссии по финансовому оздоровлению. Я думаю, на этой неделе всё будет исправлено", – высказал надежду-поручение Бакытжан Сагинтаев.

Что же касается действительно важных проектов, на которые у регионов денег нет, то их государство финансировать не отказывается. Средства на такие проекты перенаправят из областей, где чиновники не смогут освоить выделенный им бюджет в срок, до конца 2016 года. В Министерстве финансов уже сейчас прогнозируют, что эта цифра составит не менее 100 миллиардов тенге. В 2017 году бюджет развития регионов будет увеличен на 193,6 млрд. тенге по сравнению с 2016 годом.