Правительство предлагает устанавливать предельные торговые наценки на социально значимые продовольственные товары.

С начала 2016 года антимонопольный орган по стране возбудил почти полсотни административных дел, связанных с необоснованным завышением стоимости на товары первой необходимости. Нарушения были выявлены почти во всех регионах Казахстана:

  • гречневая крупа (Западно-Казахстанская и Павлодарская области);
  • куриные окорочка (Костанайская область);
  • сахар-песок (Астана, Карагандинская, Кызылординская, Жамбылская, Павлодарская, Актюбинская области);
  • хлеб (Астана, Актюбинская, Жамбылская области);
  • мука (Западно-Казахстанская область);
  • питьевая вода (Акмолинская область);
  • молочная продукция (Жамбылская, Южно-Казахстанская области).

"Антимонопольным органом с начала текущего года начато 40 расследований по социально значимым продовольственным товарам, из них 26 расследований в целях пресечения необоснованного, спекулятивного роста цен, 10 расследований по фактам недобросовестной конкуренции, 4 расследования по злоупотреблению доминирующим положением", – проинформировал министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.

33 расследования, по его словам, на сегодняшний день уже завершено. Нарушителям выписаны штрафы.

"Общая сумма выставленных материальных санкций по итогам завершенных расследований с учётом монопольного дохода составила порядка 277 миллионов тенге, из них в бюджет государства поступило около 14,5 миллиона", – уточнил он.

Однако, несмотря на все усилия, которые прилагаются, как местными исполнительными органами, так и непосредственно представителями Министерства нацэкономики, предотвратить завышение цен на продукты первой необходимости не удаётся. В этой связи профильным ведомством предлагается ряд мер, направленных на совершенствование регулирования и недопущение необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары:

Во-первых, предлагается законодательно закрепить размеры предельных торговых наценок в розничной и оптовой торговле социально значимыми продовольственными товарами, дифференцированно, в зависимости от категории торгового объекта. Принципиальным отличием от существующей схемы регулирования будет являться создание механизма контроля и мониторинга торговых наценок в розничной и оптовой торговле.

Во-вторых, на основе предельных торговых наценок ежемесячно производить расчёт "рекомендуемых цен". Рассчитанные рекомендуемые цены открыто публиковать в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах государственных органов, а также обязать субъекты торговли размещать информационные стенды о текущих рекомендуемых ценах в торговых объектах.

"Данные нововведения позволят обеспечить понятное ценообразование как для продавцов, так и для потребителей. Кроме того, доступность информации о рекомендуемых ценах позволит вовлечь широкие слои населения к мониторингу и выявлению несоответствия фактических розничных цен рекомендуемым ценам, тем самым кардинально повысит эффективность регулирования цен на социально значимые продовольственные товары. Вовлечение населения в мониторинг ценообразования обеспечит механизм общественного контроля, а также снижение уровня коррупциогенности в отрасли розничной торговли", - отметил глава Миннацэкономики.

В третьих, для обеспечения актуальности и точности расчёта рекомендуемых цен предлагается на базе статистики создать информационную систему, которая позволяла бы собирать информацию об отпускных ценах без дополнительных затрат для производителей.

В-четвертых, законодательно наделить местные исполнительные органы полномочиями по мониторингу рекомендуемых цен, и в случае выявления превышения фактических цен над рекомендуемыми ценами или в случае поступления жалобы от населения проводить государственный контроль в виде проверки торговых субъектов на предмет соблюдения предельных торговых наценок.

"Местные исполнительные органы по результатам проверки смогут принимать административные меры в отношении субъектов торговли, нарушивших установленные предельные торговые наценки. При этом, в случае отсутствия нарушения со стороны субъекта розничной торговли, местный исполнительный орган вправе передать материал в антимонопольный орган для проведения расследования на предмет нарушения антимонопольного законодательства оптовым поставщиком либо производителем", – также уточнил Куандык Бишимбаев.

Кроме того, для повышения эффективности мониторинга, а также основываясь на имеющемся зарубежном опыте предлагается оптимизировать перечень социально значимых продовольственных товаров, исключив однородные и товары широкого ассортимента. Так, например, в Израиле устанавливаются максимальные цены на 9 групп товаров, в Белоруссии на 5 товаров регулируется предельная торговая надбавка на постоянной основе, в Малайзии фиксируется размер прибыли для различных объектов торговли, помимо этого устанавливаются предельные цены на 3 вида продовольственных товаров.

Вместе с тем, в Миннацэкономике считают необходимым законодательно исключить возможность взимания торговыми сетями вознаграждения, то есть ретро-бонусов, платы за маркетинговые услуги, за оказанные услуги с поставщиков и производителей по всем видам социально значимых продовольственных товаров.

"Для усовершенствования отдельных норм государственного регулирования торговой деятельности предлагается местные исполнительные органы наделить компетенцией по осуществлению мониторинга доступа товаров в торговые сети и торговые объекты, и в случае наличия признаков ограничения доступа товаров уведомлять антимонопольный орган. В свою очередь, антимонопольный орган будет осуществлять расследования по каждому факту ограничения доступа товара", – пояснил Куандык Бишимбаев.

Представленные на суд Правительства предложения, по словам главы Миннацэкономики, необходимо осуществлять поэтапно, последовательно и взвешенно, с учётом соблюдения баланса интересов субъектов предпринимательства, таких как производители, розничные и оптовые продавцы, а также и рядовых потребителей.

"Данные изменения в законодательстве положительно отразятся как на социальном самочувствии населения, состоянии рынка продовольственных товаров, так и на достижения основных макроэкономических показателей. Рекомендуемые цены и установление предельных торговых наценок на социально значимые продовольственные товары будут тем правовым механизмом и ориентиром, дающим право гражданам обращаться в уполномоченные органы, осуществляющим проверку по фактам необоснованного повышения цен", – заключил он.

Пока же основными методами для удержания цен в узде являются проведение ярмарок и формирование так называемых стабилизационных фондов за счёт государственных средств, чтобы избежать дефицита товаров и, соответственно, повышения их стоимости. Фактическое наличие запасов в стабфондах по состоянию на 5 декабря 2016 года составляет 22,9 тысяч тонн продовольственных товаров.

Каждый акимат самостоятельно распоряжается полученными деньгами, исходя из складывающейся ситуации на рынке продтоваров. Вместе с тем анализ показывает, что имеющиеся возможности по стабилизации цен используются не в полной мере. Так, зачастую часть средств, выделенных на стабфонды, лежит в банках. В некоторых регионах размер депозитов превышает половину выделенных средств. Наряду с этим обращает на себя внимание огромная дебиторская задолженность, которая в отдельных случаях достигает 90%. Указанные проблемы являются прежде всего следствием неэффективного менеджмента, считают в Минсельхозе.

"Так, акиматом Алматы в декабре прошлого года было выделено 14 миллиардов тенге на стабфонды. Из данной суммы 13,4 миллиарда по сей день находится на депозите. В то же время цены на продовольственные товары в Алматы с начала года выросли на 8,4%", – отметил первый вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов.

По его словам, акиматам необходимо чётко планировать работу стабфондов: определять, что именно закупать, когда, у кого, где хранить и как реализовывать. Однако в регионах не уделяется достаточное внимание механизму и не составляются такие планы. В итоге стабфонды работают от случая к случаю.

Стабилизационные фонды, по словам премьер-министра, полностью находятся в ведении акиматов, поэтому, в случае завышения цен спрашивать нужно непосредственно с местных властей.

"Пусть тогда перед обществом сами отвечают, почему при том, что цены растут на те или иные виды сельхозпродуктов, деньги лежат на депозитах банков второго уровня. Пусть тогда отвечают перед своими гражданами, обществом – каждый регион самостоятельно", – сказал премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

Что же касается предложений по сдерживанию цен на товары первой необходимости за счёт их регламентирования на законодательном уровне, глава кабмина эту идею поддержал.

"Это не говорит о том, что мы сразу берём и рыночные механизмы закрываем, нет. Мы говорим, что если есть условия попытки завышения цен монополистами, у нас должны быть инструменты, для того чтобы это пресекать", – заключил глава Правительства.

По данным официальной статистики, в ноябре 2016 года инфляция составила 7,5 % к началу года. Цены на социально значимые продовольственные товары увеличились на 11,2%.