Полёты Fokker-100 приостановили после авиакатастрофы под Алматы. Что известно об этих самолётах
После крушения самолёта под Алматы деятельность авиакомпании Bek Air приостановили, как и полёты Fokker-100. Производитель воздушного судна – голландская авиастроительная компания с одноимённым названием. В 1997 году прекратили выпускать самолёты этой марки из-за банкротства производителя.
Fokker-100 не раз попадали в катастрофу по разным причинам: отказывали двигатели, не выпускались шасси. До крушения под Алматы в ЧП с этими самолётами погибли 183 человека.
Informburo.kz рассказывает историю Fokker-100 и о случившихся с самолётами этого типа авариях.
Где и какие аварии произошли с Fokker–100
По состоянию на 20 июля 2019 года в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 16 Fokker-100. В этих происшествиях погибли 183 человека, не считая жертв крушения самолёта под Алматы.
Из них самые крупные:
- 5 марта 1993 года в Скопье (столица Македонии) при наборе высоты F-100 упал и разбился из-за обледенения крыла, погибли 83 человека;
- 31 октября 1996 года в Бразилии F-100 рухнул через 24 секунды после взлёта в густонаселённый район Сан-Паулу. Погибли все находившиеся на его борту 95 человек (89 пассажиров и 6 членов экипажа), а также 4 человека на земле.
В 6 из 16 инцидентов с самолётами F-100 ЧП произошло из-за отказа гидравлики и проблем со стойками шасси. Первый такой случай зафиксирован в 2001 году в аэропорту Далласа (Техас). При посадке из-за заводского брака подломилась стойка шасси, никто не пострадал.
Случаи с похожими поломками происходили и потом.
Читайте также: Директор авиакомпании Bek Air назвал враньём официальный отчёт о крушении CRJ-200 под Алматы
В Казахстане ЧП с самолётом Fokker–100 произошло 27 ноября 2016 года. Тогда в аэропорту Нур-Султана аварийную посадку совершил самолёт компании Bek Air. На его борту находились 116 пассажиров и 5 членов экипажа.
Согласно заключению комиссии, причиной стали не эксплуатационные недостатки, а конструктивно-производственный дефект, впервые обнаруженный у самолётов Fokker. После происшествия Комитет гражданской авиации поручил "Казааэронавигации" не выпускать в полёт суда Fokker-100 без технического акта.
Какие компании эксплуатируют Fokker–100 в Казахстане
В Казахстане самолёты Fokker-100 эксплуатирует только авиакомпания Bek Air. Парк воздушных судов состоит из девяти самолётов этого типа, шесть из которых летают по Казахстану.
Упавший под Алматы самолёт под регистрационным номером: UP-F1007 был произведён 8 апреля 1996 года. В Казахстан самолёт прибыл в 2013 году и был зарегистрирован в реестре гражданских судов 3 июля 2013 года. Срок действия сертификата лётной годности самолётом был получен 22 мая 2019 года и заканчивался 21 мая 2020 года.
По данным российского издания Bombus, самолёт авиакомпании Bek Air Fokker 100 имел регистрационный номер UP-F1007. На момент крушения возраст воздушного судна составлял 23 года. После выпуска с завода в 1996 году самолёт занимался авиаперевозками в Тайване, а с 2009 по 2012 годы работал в Германии в авиакомпаниях Contact Air и OLT Express Germany. В 2013 году был продан казахстанской компании Bek Air.
По данным специализированного сайта planespotters, три раза борт отдавали в лизинг авиакомпаниям из Афганистана в 2016 и 2017 годах. С декабря 2018 и до июля 2019 года борт у Bek Air арендовала компания Air Djibouti из Республики Джибути (государство в Восточной Африке).
Каковы характеристики Fokker-100
Fokker-100 – среднемагистральный реактивный самолёт, вмещающий более 100 пассажиров (этим и объясняется цифра в названии). Самолёт создали для выполнения коротких и средних рейсов от 500 до 2200 км (от 0,5 до 3,5 часов полёта). Производитель – одноимённая голландская авиастроительная компания, основанная в 1912 году.
Читайте также: Транспортная прокуратура решила не допускать самолёт Bek Air к полёту
Впервые Fokker-100 поднялся в воздух 30 ноября 1986 года, через год самолёт прошёл сертификацию. В 1988 году компания поставила первую партию в Швейцарию.
Основой Fokker-100 стал фюзеляж от ранее летавшего самолёта той же компании F-28. Его удлинили на 5,51 метра и он стал максимально вмещать 107 пассажиров вместо 85 – в F-28. Длину крыльев F-100 увеличили до 28,8 метров. Также было изменено внутреннее оборудование, в том числе поменяли остекление кабины и дизайн.
Самолёты F-100 оснастили мощными двигателями, которые компания Rolls-Royce специально разработала для средне- и дальнемагистральных коммерческих пассажирских лайнеров. Вначале установили двигатели Тау 650-15 мощностью 61,60 кН, но позже их заменили на ещё более мощные двигатели Тау 650-15 мощностью 67,19 кН.
Технические характеристики Fokker-100:
- экипаж: два человека,
- пассажировместимость: 100 человек,
- грузоподъёмность: 11 563 кг,
- длина: 35,53 м,
- размах крыла: 28,08 м,
- высота: 8,5 м.
Как строили Fokker–100
В конце 1970-х годов компания Fokker планировала заменить авиалайнер серии F28 Fellowship на более современную модель. Тогда на западноевропейских авиалиниях ещё не было малых реактивных самолётов. В компании решили вывести на рынок большие машины. Планировалось создать к 1984 году современный самолёт Super F28, вместимость которого увеличилась бы до 130 человек.
В результате последовавших неудачных экспериментов и объединений с компанией McDonnell Douglas проект был закрыт в конце 1980-х годов. Казалось, производителю остаётся удовольствоваться своим проектом F28.
Однако в ноябре 1983 года Fokker сообщила, что разрабатывает 100-местную версию F28. Поставки Fokker-100 стоимостью 14,9 млн долларов могли начаться в 1987 году. По прогнозам производителя, потребность рынка в F-100 составляла 750 самолётов. Для изготовления составляющих Fokker стала сотрудничать с другими европейскими авиастроителями.
Первым покупателем нового лайнера в 1984 года стала авиакомпания Swissair, заказавшая восемь самолётов. Через год авиакомпания KLM заказала 10 самолётов. После крупного заказа от American Airlines компания приступила к разработке версии с более мощными двигателями. Американцы первоначально заказали всего 10 машин, но позже увеличили заказ до 75 судов.
По требованию заказчиков F-100 оборудовали кабинами Collins EFIS с шестью панелями остекления и системой управления полётом фирмы Honeywell, а эксплуатационную массу машины увеличили.
Низкие эксплуатационные расходы и отсутствие конкуренции сделали его одним из самых востребованных самолётов в конце 1980-х годов. Однако компания не смогла воспользоваться успехом и из-за неэффективного менеджмента несла убытки и окончательно обанкротилась в 1996 году. Тогда уже появились более усовершенствованные машины семейств Bombardier CRJ200 и Embraer ERJ 145.
Производство самолётов Fokker-100 завершилось в 1997 году, всего было произведено 283 воздушных суда. По состоянию на август 2006 года, 229 самолётов Fokker-100 оставались в эксплуатации у 47 авиакомпаний мира.
Читайте также: Bek Air оказался единственной авиакомпанией, не желающей подтверждать безопасность на международном уровне
Неполадки и сбои в работе Fokker–100 происходили часто. При этом владелец таких самолётов Bek Air в 2016 году оказалась единственной авиакомпанией, не желающей подтверждать безопасность на международном уровне. Тогда Bek Air публично объявила, что, несмотря на требования Комитета гражданской авиации, не намерена проводить производственный аудит безопасности представителями Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (IOSA – IATA Operational Safety Audit).
Руководители Bek Air обратились в Генеральную прокуратуру Казахстана с требованием признать незаконными существующие в стране Правила допуска авиакомпаний к выполнению воздушных перевозок.
Опрошенные тогда собеседники Informburo.kz предполагали, что отказ руководства Bek Air проводить аудит IOSA связан с проблемами устаревшего авиапарка из Fokker-100 компании Bek Air.