Повседневность и высокое искусство: в Алматы открылась выставка художников Воробьёвых
Виктор Мизиано - теоретик искусства, знаменитый российский куратор, открывший 10 лет назад первый среднеазиатский павильон на Венецианской биеннале выступил для журналистов экскурсоводом. Утром обозреватель informburo.kz прошлась по выставке вместе с ним, вечером - с остальными гостями. Организатором мероприятия стала модная нынче галерея Aspan.
В планах - цикл из шести таких ретроспектив и выставок современного искусства. "В каждой из них, мы хотим максимально раскрыть поэтику художника", - говорит Виктор Мизиано. Выставка Воробьёвых - вторая. Первой - была ретроспектива одного из самых ярких и смелых представителей казахстанского контемпорари-арт Ербосына Мельдибекова "Вечное возвращение". "Само название его выставки отсылало нас к философии Ницше и приглашало к глубоким размышлениям не только о казахстанском искусстве, но и мировой культуре, судьбах мира", - рассказал журналистам г-н Мизиано.
Выставка "Художник спит" от Воробьёвых имеет кардинально другое настроение. "Это не шокирующее, как у Ербосына, искусство, напротив, оно никого не стремится эпатировать, а выбирает путь аналитики и неспешный, методический и почти научный подход, - говорит куратор. – Условия складываются, как в лаборатории, когда тщательно изучаются все детали, и выясняется, что именно в них и скрываются большие смыслы – к примеру, история и судьба постсоветского культурного пространства". Постсоветскую реальность Мизиано считает главной темой творчества Воробьёвых. "Мы знаем несколько поколений людей, родившихся в советской реальности, а расставшись с той идеологией и оторвавшись от неё, они вдруг оказались травмированы. Это историческая травма, которая заживает до сих пор", - говорит он.
Мизиано причисляет искусство Воробьёвых к концептуализму. Одним из свойств которого является использование простого, но очень ёмкого художественного приёма, который одновременно и легко читается, и даёт сотни интерпретаций. Используя предмет или фрагмент повседневного быта, они в итоге акцентируют внимание на целом социальном явлении. Свою экскурсию г-н Мизиано начал с центральной инсталляции – кровати с якобы спящим в ней художником. Смыслов много: для одних - беспомощное, "спящее" состояние современного искусства, для других - напротив, сознательный отказ от бодрствования. "Наш спящий художник отстраняется от повседневной суеты и борьбы за конъюнктуру, он живёт вечными ценностями и существует будто не в реальности, а во сне, и напрочь отказывается сводить искусство с коммерцией и рыночными отношениями в одной плоскости", - философствует куратор.
К слову, о рынке и конъюнктуре. Перед началом выставки вход в музей был усеян самым конъюнктурным фруктом на любой подобной выставке – клубникой. Её разложили в шахматном порядке прямо на асфальте, и те, кто не видел, шагали прямо по ней. Целые ягоды, видимо, символизировали богемную жизнь, к которой стремятся некоторые художники, а те клубнички, что были нещадно раздавлены, видимо, говорили о том, что искусство это не только фуршеты и приятные знакомства, но также тяжкий и самоотверженный труд.
Интересно, что ещё несколько лет назад на выставках современного искусства в Алматы собирались только "свои" - небольшой круг людей из числа художников, журналистов и искусствоведов. Все эти мероприятия, сопровождающиеся перфомансами и суфийскими танцами, были тогда не в моде. Сегодняшняя арт-богема окончательно социализировалась, а публика, собравшаяся на показе, заметно огламурилась – на открытии можно было встретить всех: от популярных актрис и начинающих поэтов до жён олигархов и модных блогеров, писавших раньше только про одежду.
Торжественное открытие было традиционным: чиновники, гости, спонсоры и сами художники. Воробьёвы поблагодарили собравшихся и пожелали приятного просмотра. "Мы старались, - сказала Елена, - а вы, как выразился на своей выставке Ербосын, если что, не обижайтесь".
Атмосферу поддерживало и музыкальное сопровождение: у одного экспоната в динамиках звучала песня "Гудбай, Америка" Бутусова, у другого - отбивка к советской программе "Время". В одной из самых своих знаменитых серий работ под названием "Базар" художники выложили фотографии, сделанные на блошиных рынках постсоветского пространства. Воробьёвы делали снимки прилавков с нехитрым скарбом, выглядевших уже как готовый натюрморт, а затем для придания своей инсталляции живости, покупали одну из продаваемых вещей – это могла быть замученная не одним поколением детей советская кукла, сигареты "Прима", ржавая пила, асыки и другие занятные объекты. "Здесь мы видим любопытный процесс, как старое и, казалось бы, ненужное оказалось залогом новой жизни, источником для выстраивания новых отношений в новой реальности", - комментирует Мизиано.
Серия работ Воробьёвых "Казахстан. Голубой период" хорошо известна среди либерально настроенных казахстанцев. На многочисленных фото авторы запечатлели, как в постсоветском Казахстане начинает хозяйничать голубой цвет - цвет государственной идентичности. Он стал обычном элементом повседневной жизни - голубыми стали муниципальные здания и заборы частных домов, купола и детские качели, вывески магазинов, скамейки и мусорные контейнеры.
"Естественно, интеллектуал с оппозиционными взглядами склонен видеть здесь одну картину - как власть навязывает своё, и как она через вменение своего цвета подчиняет и порабощает, - рассуждает Мизиано. – Вполне уместная интерпретация. Но моя, кажется, точнее. Мне кажется, художники зафиксировали живой социальный процесс - процесс опознавания друг друга и поиска себе подобных через цвет, это коллективный поиск людьми некой новой общности. Это желание граждан новой страны обрести единство. И в пользу моей версии говорит то, что сами авторы тоже маркировали себя этим цветом – они сфотографировали сами себя на фоне гигантского голубого полотна".
Рекордсменом по количеству селфи и репортажей в "Инстаграме" вполне ожидаемо стала серия работ "Фото на память". Выехав в брошенный в степи город, художники предложили местным жителям сфотографироваться на фоне задников с видами Нью-Йорка, Парижа и Москвы. Поскольку Воробьёвы выбрали самые колоритные лица аборигенов, серия, конечно же, удалась и стала чем-то вроде той дикой экзотики, которую обычно стремятся увидеть иностранцы. Миланский дизайнер, работавший когда-то с Энди Уорхолом, а теперь над каталогом для супругов Воробьёвых, влюбился в этот стенд и "собирал его с любовью и нежностью". "По-моему, работа очень трогательна, ведь стремление людей быть частью глобального мира и не имеющих, в силу социальных причин, такой возможности в реальности - интересная тема", - говорит Мизиано.
Любопытна и относительно новая работа - "Смайлик": в серии фотопортретов исследуются символы советской идеологии в новых обстоятельствах. К примеру, на одном фото художникам пришлось взобраться на гору, где была установлена металлическая конструкция, посвящённая Ленину. Они привязали к ней шарик со смайликом.
Для одних зрителей работа "Смайлик" - диалог культур, для других - война идеологий: советской (Ленин) и западной (смайлик). Вроде безобидный знак, но тоже идеология - позитива, эффективности, всепоглощающего Интернета и глобализации.
Впечатление произвела одна из свежих работ – одинокие силуэты людей на фоне пустынных казахских пейзажей. С виду - обычные человеческие фигуры, а на самом деле это картонные муляжи случайных прохожих, сделанные на улицах города, а потом перенесенные в заснеженные пейзажи, в момент "стерильного состояния природы". Одиночество маленького человека в большом городе и посреди сурового зимнего поля трогает.
Завершается выставка залом, где транслируется видео ночного города. Повседневность с одной стороны и сюрреалистичные картинки - с другой приглашают к новым размышлениям. С сегодняшнего дня выставка работает в открытом режиме, её можно посетить бесплатно, заплатив лишь за билет в сам музей. Ознакомительную лекцию от Мизиано можно послушать в эту субботу.