На шумной премьере фильма "Эверест" исландца  Бальтасара Кормакура в Алматы, который организовала сеть кинотеатров "Kinopark",  собрались не только обычные завсегдатаи красных дорожек: кинозвёзды и олигархи, но и весь цвет альпинистского движения в Казахстане во главе  со знаменитым Максутом Жумаевым. Это, кстати, первый  казах, покоривший все 14 существующих восьмитысячников мира. В том числе, и Эверест, на который он поднялся в  2007 году вместе со своим постоянным напарником - Василием Пивцовым. Придя дружно на премьеру, наши альпинисты хотели увидеть на экране человека, которого многие из них хорошо знали и уважали.


Фото filminebandim.com
Кадр из фильма "Эверест"

По сюжету фильма, несколько групп альпинистов, каждый из которых заплатил по $65 000 за подъём, приезжают покорять Эверест. Прежде чем начать штурм высочайшей вершины мира, они долгое время готовятся в лагере у подножья. Однако при восхождении становится понятно, что подготовка всё же была недостаточной. Без спойлеров не обойтись, но ограничимся лишь одной подробностью: из-за того что альпинисты задержались, они не успели до темноты вернуться в лагерь и попали в метель. Часть экспедиции погибла. Часть выжила, в том числе, благодаря героизму одного из гидов этого коммерческого восхождения - нашего альпиниста Анатолия Букреева. Он спас троих, рискуя своей жизнью. За что позже сенат США даже предлагал ему принять американское гражданство. Но Анатолий отказался.


Фото lenta.ru
Актёр Ингвар Эггерт Сигурдссон играет в фильме Анатолия Букреева

Подвиг Анатолия Букреева (его играет Ингвар Эггерт Сигурдссон), конечно, вошёл в историю картины, но фоном. Увы, как персонажа в  фильме Букреева до конца не раскрыли. Он хоть и поступает как герой и выходит из схватки со стихией победителем, но оказывается как бы в тени тех, кто победить её не сумел. Если бы Букреев был американцем, то мы бы наверняка получили героический блокбастер. И, глядя на экран, я думала: жаль, что этот фильм не сняли казахстанцы – ведь это реальный герой, наш соотечественник и знаменитый спортсмен, о котором нужно и важно знать больше.

С другой стороны, есть и плюс: Анатолий Букреев показан здесь в позитивном свете. А то ведь после выхода скандальной книги американского журналиста Джона Кракауэра "В разрежённый воздух" ("В небытие") ( анг. Into Thin Air, 1996) Анатолия как гида косвенно пытались обвинить в трагедиях этой экспедиции. И лишь после того как он сам написал книгу-опровержение и доказал свою невиновность, нападки прекратились.


Фото hellomagazine.com
Актёр Ингвар Эггерт Сигурдссон в роли Анатолия Букреева

И хотя из той экспедиции на Эверест в 1996 году Анатолий Букреев пришёл живым, однако через год он погиб – во время зимнего восхождения на свой 12-й восьмитысячник - Аннапурну.  Случайная снежная лавина унесла его вместе с кинооператором, с которым они снимали фильм.

Самое главное достоинство "Эвереста" в том, что это фильм-аттракцион, который имеет смысл смотреть именно в формате IMAX. Красоты Гималаев потрясают, от пролётов над пропастью и хрупким мостом над бездной бегут мурашки, кажется, чувствуешь даже снег в лицо.


Официальный трейлер фильма "Эверест"


Основные съёмки картины проходили на натуре в Непале у подножья Эвереста и в итальянских Альпах. По словам альпиниста Максута Жумаева авторам удалось сделать невозможное – очень близко передать атмосферу, в которую попадает альпинист, пытаясь покорить эту вершину.

"Меня поразило, насколько точно в фильме показана стихия и схватка героев с ней, - поделился он впечатлениями с informburo.kz. – Там нет никакого преувеличения ради одного лишь эффекта - совершая восхождения, альпинисты действительно попадают в такие природные условия. Эмоции, которые переживают герои, мне очень близки".

Интересно, что Эверест в фильме воспроизведён во всех деталях – ощущение, что ты сам совершил на него восхождение. "Тысячи фотографий, трёхмерные модели, месяцы кропотливой работы - мы сделали максимум для того, чтобы наш Эверест не отличался от настоящего", - рассказывал на премьере в Венеции режиссёр.


Фото kanobu.ru
Кадр из фильма "Эверест"

"Я знаю на Эвересте каждый камень, и поэтому, глядя на экран, пережил довольно сильные эмоции, - делится с нами альпинист Максут Жумаев. - Вот вы представьте себе человека, который не был 20 лет в доме, в котором он вырос, где прошло его детство, и когда он видит эту картинку из детства, у него в горле встаёт ком. То же самое было и у меня.  Ведь у меня на Эвересте тоже были свои экстремальные ситуации. И для меня это как рубец, который начал вдруг кровоточить. Есть такой медицинский термин – "повторная рана", так вот для меня этот фильм был повторной раной".

Основная претензия к фильму в том, что "Эверест" получился не фильмом о победе человека над самим собой, и над стихией, а картиной о том, что всё-таки есть вещи, которые человек не способен контролировать и не всегда всё зависит от него, его амбиций и желаний. Несмотря на то, что сценарий писали оскароносный Саймон Бофой ("Миллионер из трущоб", "127 часов") и сценарист "Гладиатора" Уильям Николсон, фильм "Эверест" будто создан по другим лекалам – здесь герои борются, но  не побеждают, отчего после фильма у некоторых зрителей остался тяжёлый осадок.


Фото http://kino-mixi.ru/
Кадр из фильма "Эверест"

А всё потому, что главный герой ленты весьма необычен. Это не альпинисты, ни даже персонаж Джейсона Кларка, на котором акцентируют внимание зрителей большую часть фильма (режиссёр даже углубился в его семейную историю), а сам Эверест. Великая неприступная гора, которая в итоге всех победит, подчинит и заставит играть на своих условиях. Даже кинематограф оказался перед ней бессилен. Только суровая, беспощадная реальность.

Но иначе быть не могло, поэтому в завершение приведём одно из правил жизни Анатолия Букреева, упомянутое в журнале Esquire:  "Покорение – это насилие. Поэтому я стараюсь использовать слово "достичь". Достичь результата, вершины. А покорить горы невозможно. Можно только на какое-то время сравняться с этой высотой горы и потом быстренько спуститься вниз".

Фильм уже в прокате.