Подходит ли Кок-Жайляу для строительства курорта мирового уровня?
В 2001 году группа BONITA приступила к созданию в окрестностях г. Алматы всесезонной горнолыжной курортной зоны "Заилийский Алатау". Масштабный проект широко освещали казахстанские СМИ и разработчики даже представили его Президенту РК Нурсултану Назарбаеву. Корпоративный сайт компании уверяет, что "Заилийский Алатау" "был одобрен на самом высшем уровне". Проект должен был охватить Бутаковку, долину реки Катырбулак, плато Ак-Каин и Кок-Жайляу, а также территории, прилегающие к спорткомплексам "Медеу", "Шымбулак" и "Алматау". Предполагалось строительство 84 горнолыжных трасс (протяжённость – 278 км) и 43 подъёмников (протяженность – более 20 км). Самая длинная трасса должна была протянуться на 8 км.
Зона должна была состоять из пяти горнолыжных курортов, соединённых между собой и с Алматы гондольной магистральной канатной дорогой. Концепция проекта предусматривала урбанизацию более 3000 га северных отрогов Тянь-Шаня. Предполагалось, что группа Bonita будет выступать в качестве управляющего проекта, а реализация будет осуществлена при поддержке государства. Одновременно на курорт предполагали принять до 50 тыс человек.
В привязке к проекту стали упоминать про Capital Partners Сержана Жумашова, одного из богатейших и самых влиятельных бизнесменов Казахстана по версии казахстанской франшизы журнала Forbes. Bonita Group сообщала, что проект реализуется усилиями компании ГЛК "Кок-Жайляу", входящей в группу Capital Partners. Однако сегодня в списке проектов Capital Partners этот курорт не значится, хотя курорты Шымбулак и Капланкая (близ Бодрума, Турция) здесь уже перечислены.
Под слоганом "созидать совершенное, используя возможное" казахстанцам и гостям Заилийского Алатау Bonita Group обещала возведение лыжной станции и гостинично-развлекательного комплекса в районе пересечения реки Есентай и проспекта Аль-Фараби (здесь в итоге была построена башня Есентай). Общая площадь комплекса – более 21 тыс га.
Тогдашний мэр города Виктор Храпунов сообщил, что акимат Алматы достиг соглашения о переводе необходимых земель из Алматинской области в Алматы, передал их разработчику проекта для последующего исследования, строительства гостиничного комплекса, лыжных трасс, дорог, стоянок.
Реализованный проект
Если верить корпоративному сайту, Bonita group уже возвела и реконструировала более 30 объектов. И "Заилийский Алатау" на полтора миллиарда долларов США уже отмечен в списке реализованных проектов.
Чтобы посмотреть хотя бы одну трассу или увидеть подъёмник, журналист Informburo.kz попытался выйти на связь с Bonita Engineering. Однако мы не смогли отыскать офис компании. Номер телефона, предоставленный службой 188, оказался незарегистрированным. Электронное послание прокомментировал лишь робот-автоответчик: "Оошибка при отправке сообщения". Один телефонный номер в разделе "Контакты" корпоративного сайта не отвечает, по другому про "Bonita Group" ещё помнят, но офис, говорят, съехал ещё лет 15 назад.
Виктор Храпунов, как известно, эмигрировал из Казахстана. Новая горадминистрация Алматы ему предъявила обвинения в нарушении обязательства действовать в наилучших интересах жителей (а также незаконном присвоении чужого имущества и преступном сговоре с этой целью, нарушении закона о борьбе с организованной преступностью и коррупцией). Обвинения рассматривал суд 9-ого округа США (Калифорния). В публикациях казахстанских СМИ Виктора Вячеславовича также обвиняли в незаконном выделении земельных участков на водоохранных территориях, вокруг его имени разразился скандал с незаконной застройкой предгорий Алматы.
Позже составили уже совсем другое технико-экономическое обоснование: теперь ограничились только Кок-Жайляу. Аргументы про "интересы города и горожан" звучат постоянно и настойчиво: их понимают оппоненты и сторонники проекта по-разному. Авторы проекта ГЛК "Кок-Жайляу"-2011 вновь планируют нарезание земельных участков под частные коттеджи в предгорьях. Один из противников строительства на Кок-Жайляу, общественный деятель Абай Ерекенов сообщает, что это ТЭО предусматривает строительство 300 усадеб с земельными участками по 1000 квадратных метров на каждую.
Он напоминает: в ТЭО-2011 года чёрным по белому написано, что Кок-Жайляу не годится для строительства горнолыжного курорта мирового уровня. Это обоснование было составлено известными в мире иностранными компаниями. Он называет одного из авторов – канадскую компанию EcoSign, которая отвечала за ту часть ТЭО, которая касается оценки горнолыжной части проекта. Анализируя возможности потенциального курорта, канадцы предложили использовать пятибалльную шкалу. "Даже если всё там разнести вдребезги пополам, он, в лучшем случае, потянет на "троечку" листает их выкладки г-н Ерекенов. "Тройка" – это значит, что сложность спуска будет такая, что кардинально видоизменённый Кок-Жайляу вызовет интерес лишь у новичков и катающихся средней квалификации.
Для получения этой удовлетворительной оценки авторами ТЭО было выдвинуто немало условий. Этим множеством оговорок авторы ТЭО подчеркивают объективность своих оценок: за недостоверные выводы их можно привлечь к ответственности в международных судах.
Склон, например, должен быть полностью перепрофилирован: поверхность горы должна быть изменена, она должна стать искусственной. Также придётся регулярно осуществлять ещё и искусственное оснежение склона: такое покрытие значительно снижает привлекательность курорта в глазах горнолыжников.
Эволюция взамен революции
Уголовные дела, инициированные нынешней горадминистрацией против экс-мэра Алматы, Наиль Нуров не комментирует. Но аргументы противников строительства на Кок-Жайляу парирует по пунктам. Его компания выиграла конкурс по разработке ТЭО для строительства горного курорта "Кок-Жайляу". Документ ожидают летом-2018.
Наиль Фаридович руководил проведением Азиады, также он сидел в кресле первого руководителя дирекции по подготовке и проведению 28-й Всемирной зимней Универсиады, работал на посту главы управления физической культуры и спорта Алматы. Нынешнее его предприятие получило название "Almaty Mountain Resorts". Казахстанская компания победила совместно с французской ассоциацией PEAK' ING Group (We design your mountain). Иностранцы обещают проекту техническую и налоговую гарантию: все члены Группы приложат весь свой разнообразный опыт.
Продемонстрированная журналисту Informburo.kz собеседником распечатка из 25 цветных слайдов носит название "Концепция строительства горного курорта "Кок-Жайляу". Рабочая версия/презентация концепта акиму Б. К. Байбеку/6 марта 2018 года". Документ украшает логотип компании Almaty Mountain Resorts, возглавляемой г-ном Нуровым, плюс логотип проектировщиков из PEAK' ING Group.
Избегая упоминания имени Виктора Храпунова, директор Almaty Mountain Resorts ведёт летоисчисление проекта не с 2001, а с 2006 года, когда некая, опять же, французская компания в партнёрстве с казахстанцами из "МегаИнвестСервис" составила свой мастер-план по Кок-Жайляу, наиболее интересному месту с точки зрения курорт – город.
Абсолютно безупречных склонов вообще в мире не так-то много или они очень высоко, подчёркивает он. Тот проект ценой $1,5 млрд директор Almaty Mountain Resorts называет мегапроектом международного уровня с развитой инфраструктурой, интересным с точки зрения архитектуры и технических решений. Идея мегапроекта была революционной и по своему содержанию, и по духу, но компания Almaty Mountain Resorts сегодня однозначно от неё отказывается – эта модель не прошла.
Переформатирование произошло весьма радикально: в аббревиатуре проекта "ГЛК "Кок-Жайляу" даже исчезла целая буква: теперь речь идёт уже не о горнолыжном, а просто о горном курорте "Кок-Жайляу". Впрочем, этот отказ не увязывают с кризисом в экономике страны. Свою скромность новые проектировщики теперь объясняют тем, что ни один премиальный курорт мира не строился как премиальный. Куршавель, Доломиты Ски, курорты в Зёльдене начинались 30-50 лет назад как маленькие, социальные курорты. Только потом, в результате эволюции, небольшой курорт для парижской богемы Куршавель превратился в имя нарицательное – то есть в деревушку с двумя десятками 5-звёздочных отелей.
Вид на окрестности: ничего особенного
Международный уровень горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" – это большая ложь, подчёркивает альпинист, архитектор и художник Андрей Старков. Его заключения стали частью общественной экологической экспертизы проекта "ГЛК "Кок-Жайляу". Он тоже ссылается на заключение канадцев и акцентирует внимание на поставленной псевдокурорту "троечке" в графе "вид на окрестности, достопримечательности пейзажные".
Никаких шикарных видов на Кок-Жайляу не открывается: вдали наверху – горы, внизу – грязная шапка смога над городом. Если повернуться в сторону Кумбеля, мы видим не панораму гор, напоминает Андрей Старков, а лишь закрывающий перспективу склон горы. Впрочем, его тоже проектировщики предлагают покрыть сетью технологических дорог. Эти горизонтальные полосы будет видно даже из самого мегаполиса: исторический ландшафт будет уничтожен. Обращая взгляд на горы, алматинцы и гости южной столицы увидят вместо нетронутой декорации следы деятельности человека.
Для потенциальной аудитории Кок-Жайляу, то есть зарубежных гостей, кто уже бывал в австрийских Альпах, в индийских Гималаях, кто видел другие горы планеты и мировые курорты, очевидно, что наши горы – скромные. Но сами казахстанцы любят свои горы именно потому, что они наши, родные, подчёркивает г-н Старков.
"Когда во всей этой полемике употребляют словосочетание "горнолыжный курорт", оно вводит людей в заблуждение. Неискушённый обыватель уверен, что "это хорошо!", "как можно возражать против курорта?" Но в том-то и проблема, что горнолыжного курорта там сделать невозможно. Там нет склонов, где можно кататься. Кок-Жайляу – это разрозненные, пологие склоны, на которых раскисает "каша". Снег там выпадает очень поздно и очень быстро тает, в солнечную погоду там уже невозможно кататься. Чтобы делать искусственное оснежение, нужна вода, но воды там нет. Её надо поднимать, потратить миллионы – и ради чего? Ради пологих склонов, на которых может кататься только начинающий? Год-два-три он учился кататься на пологих склонах, дальше ему нужны серьёзные трассы, и он уедет, Кок-Жайляу не будет для него интересным. Тем более у нас уже есть Шымбулак, который уже изуродовали, сделали для новичков. И Шымбулаку есть куда расти. К нему примыкает рядом Сухой лог, это сразу увеличивает площадь Шымбулака на 40%. Есть возможность расшириться вверх по леднику Богдановича, в сторону Карлытау. И он сможет принимать не 5 000, а 10-15 тысяч человек на уже существующей инфраструктуре, без вложений в неё. Канатная дорога существует, есть снабжение водой, электричеством. Для Алматы Шымбулак – безразмерный. Вот это рачительный, экономически оправданный подход," – считает Андрей Старков.
Смысла делать на Кок-Жайляу горнолыжные трассы нет, курорт там невозможен, резюмирует он. И напоминает, что за последние годы в мире закрылось 200 горнолыжных курортов – рынок упёрся в потолок. Половина номеров в знаменитом Шамони пустует (хотя под русскоязычную публику французы готовят персональную страничку в Сети). Отпуск платёжеспособные туристы делят на 2-3 части: зимой – неделю, летом и осенью. Мода на горные лыжи прошла, как 20-30 лет назад, по 2-3 недели на горнолыжном курорте никто не проводит, резюмирует г-н Старков.
"Хороший шопинг подспудно разовьёт горнолыжный туризм"
С художником не соглашается Арманжан Байтасов. Он – cамая узнаваемая медиаперсона среди сторонников строительства ГЛК "Кок-Жайляу". Владелец бренда Forbes Kazakhstan, один из богатейших людей республики по версии этого же издания, он в своём комментарии специально для Informburo.kz подчеркнул, что детали технико-экономического обоснования ему неизвестны, практической деятельностью по проекту он не занимается и не знает тех, кто занимается. Он понимает, что акимат назначает руководителей проекта и они уже осуществляют всю подготовительную работу. Отвечая на вопросы корреспондента Informburo.kz, г-н Байтасов высказывает своё мнение как сторонник проекта и общественный деятель.
По его словам, у него нет ни персональных, ни бизнес-интересов в этом проекте и он не собирается там строить гостиницу или подъёмники. Просто как гражданин он считает, что Кок-Жайляу много даст для развития туристической отрасли, появятся новые рабочие места и дополнительная налогооблагаемая база. Люди станут больше приезжать из-за рубежа, оставлять свою валюту. Это будет помогать в развитии нашего города, делать наш город ещё более привлекательным. Как любитель горных лыж, он ездил по разным курортам и ни разу не видел, чтобы горнолыжные курорты нарушали экологию. Напротив, они вписываются в ландшафт, подчёркивает собеседник. Если бы они хоть как-то нарушали ситуацию, то ни во Франции, ни в Австрии, ни в Италии таких курортов просто бы не было. Арманжан Байтасов подчёркивает, что он так глубоко в теме и подкован, потому что ему уже пришлось отбиваться, выступив за строительство на Кок-Жайляу. Он верит, что туристическая отрасль будет развиваться и станет приносить больше денег. Если бизнес организовать красиво, удобно, люди будут ездить без конца, постоянно. Горнолыжный курорт – это значит, что к нам могут приехать здоровые, увлекающиеся свежим воздухом, здоровым образом жизни туристы.
Само расположение Кок-Жайляу в черте города, в шаговой доступности от большого аэропорта – это уже уникальное преимущество Алматы, уверен Арманжан Мерекеевич. Он приводит в качестве примера аналогию с Инсбруком в Австрии, бывшей столицей Тироля, где дважды проводили зимнюю Олимпиаду. Г-н Байтасов считает, что этот город развивается благодаря тому, что там есть горнолыжный туризм. Можно из города выезжать и кататься на подъёмниках.
Второе: Алматы – это культурный центр. Люди приехали на лыжах покататься, также они могут посетить кинотеатры, музеи, раскопки, которые здесь проводятся, познакомиться с историей. Те люди, которые приезжают сюда на курорт, имеют возможность сходить в хорошие, шикарные рестораны, могут остановиться в дорогих отелях – Ritz Karlton, Rixos, сделать хороший шоппинг – у нас есть Louis Vuitton, Hermes, Prada, Gucci, что угодно. На такие курорты, как Куршавель, эти бренды приезжают открывать свои бутики, потому что они понимают, что горнолыжные туристы достаточно богатые. Представляете, какие у них возможности, риторически вопрошает казахстанский миллионер. Такие гости будут приезжать и приходить к нам в магазины с их покупательской способностью! Увеличивается товарооборот этих магазинов. Это – подспудно то, что будет помогать развивать горнолыжный туризм. Больше людей будет в театры ходить, в музеи, в рестораны, больше покупать товары – это всё синергия, которая нам в плюс, для нашего Алматы.
"Основные коммуникационные якоря – с запасом"
Под Кок-Жайляу отведено 1002 га, а под освоение уходит не более 8 га, подсчитал г-н Нуров: всё остальное как было, так и остаётся. Проектируя трассы, мы смотрим и обходим каждое дерево, утверждает директор Almaty Mountain Resort. "В нашу территорию освоения входит 5 яблонь Сиверса. Пять! Я вам клянусь, мы обойдём каждое! Мы там… я не знаю, что мы с ними сделаем!" – эмоционально обещает Наиль Фаридович. Что касается вырубки елей под горный курорт, то "всё равно мы что-то, конечно, вынуждены будем удалить, какое-то небольшое количество деревьев. Врать не буду – сколько. Но мы вместо каждой посадим минимум три". Ураган 2011 года, напоминает он, уронил порядка 100 тысяч деревьев: несопоставимо больше.
Доступ вездесущих внедорожников в зону курорта Наиль Нуров обещает не допустить: дорога будет "техническая", для пожарных служб и для вывоза мусора. Её даже не планируют асфальтировать. Никаких внедорожников, никаких машин там не будет и режим будет ещё жёстче, чем на Шымбулаке.
Наиль Нуров подтверждает: да, тот мегапроект-2011 подразумевал строительство 300 усадеб и почти 300 000 кв. м жилья. Какое отношение усадьбы имели к спорту? Наиль Фаридович смеётся и поясняет: это имеет больше отношение к инвестициям, нежели к спорту. По схеме смешанного финансирования часть расходов брало на себя государство. $450 млн из бюджета страны планировалось истратить на инфраструктурные вложения – дороги, канализация, водоснабжение, газ, электричество и само строительство канатной дороги. Большую же часть, а именно $800 млн (2/3, по оценке Наиля Нурова) должен был взять на себя инвестор. Инвесторы говорят: хорошо, мы инвестируем деньги в проект, но дайте нам возможность вернуть эти деньги, дайте нам возможность построить жильё! Вот откуда взялась идея жилья на Кок-Жайляу, поясняет он. Среди инвесторов наш собеседник называет Capital Partners Сержана Жумашова.
В рамках нынешнего, более скромного проекта Наиль Нуров обещает переформатироваться под национальную, местную публику и даже отказаться от строительства коттеджей. Ведь владельцы коттеджей на Шымбулаке сегодня не могут реализовать свою недвижимость на рынке. Она не продаётся: дорого и нет спроса. Жить на высоте 2500-3000 метров над уровнем моря – "не очень здорово, это я вам говорю как бывший директор спорткомплекса "Медеу", подчёркивает Наиль Нуров. Ему в своё время врачи посоветовали либо работать и жить только на этой высоте, либо же спускаться в город и руководить СК “Медеу” из Алматы, по телефону. Чтобы не загнать себя в физиологический стресс, Наиль Фаридович решил отказаться от постоянных поездок на такую высоту и обратно и снял жильё рядом с местом работы. Он напоминает, что и Кок-Жайляу – это тоже 2500 м над уровнем моря.
Как справится с таким физиологическим стрессом казахстанец, скажем, из Актау (город расположен на 132 м ниже уровня моря), которого такси за 40 минут домчит из аэропорта к гондоле, чтобы та за несколько минут вознесла гостя на высоту 2500 м? Приезжие спокойнее это переносят на эмоциях, уверен собеседник. По его словам, это физиологически доказано: адреналин позволяет переносить акклиматизацию проще.
В диалоге с общественностью Наиль Фаридович и его команда находятся в условиях постоянного парирования. Он не держит зла на всех тех журналистов и рядовых пользователей соцсетей, кто не стесняется оскорблять его. Оценка и контроль общества должны быть, хотя скептицизм в нашем обществе известен, говорит он. Наиль Фаридович также не скрывает, что он и его команда находятся под определённым прессингом, в том числе и бизнес-сообщества. Постоянно предлагают какие-то идеи: давайте мы вот так вот сделаем, а вы поступитесь принципами. Пока держим удар. Я могу сказать за себя и за своего шефа: у нас нет плана "Б" и у нас есть сила духа противостоять, резюмирует Наиль Нуров.
Этими замечательными обещаниями действительно можно переубедить многих скептиков: коттеджи строить не дадим, внедорожники не пустим, яблони Сиверса обойдём, компенсационные высадки сделаем. Но что произойдёт после возможных кадровых перестановок в акимате? Если, скажем, уйдёт с проекта Наиль Фаридович и ему на смену придёт другой, который внесёт в проект коррективы и всё вернёт на круги свои: и коттеджи, и внедорожники, потому что инвестору нужно вернуть свои деньги?
Что будет через 50-100 лет, мы можем только догадываться, отвечает Наиль Нуров. "Я могу сказать за себя: у меня есть только одно стойкое желание, видение, опыт, как сделать хорошо. Что я могу ещё сказать? Я не могу действительно сказать за будущего руководителя города. Я вот за Байбека могу сказать: вот он не позволит не то чтобы джипу, мопеду туда не позволит подняться. Он себе чётко видит курорт с таким сочетанием доступности и бережного отношения к природе с минимальной урбанизацией. Приходите, смотрите и слушайте нас!"
Вслед за прозвучавшим декларативным отказом от строительства коттеджей в заповедной зоне наш собеседник делает очень важное признание. Строительство жилья всё же состоится: компания планирует “две гостиницы спортивного характера по 150 мест”. Наиль Нуров раскрывает скрытую сторону “минимальной урбанизации”: "Проект предлагает некоторую перспективу развития – мы закладываем достаточно большую ёмкость электрических сетей, большую ёмкость водоснабжения и водоотвода. Основные коммуникационные якоря – с запасом".
В следующей части цикла мы расскажем о том, как возможное строительство курорта на Кок-Жайляу может повлиять на загазованность города и дорожный трафик.