Почему Россия запрещает ввоз казахстанских продуктов?
Впервые за последние 5 лет торговые взаимоотношения России и Казахстана на грани введения запретов на поставку широкого перечня сельхозпродукции. Российская Федерация закрывала для нас свои границы во время вспышки ящура в 2013 году. Из-за карантина казахстанским производителям временно запрещали поставки с завидной регулярностью: в 2005, 2007, 2009, 2010 и 2011 годах – не только из-за ящура, но и из-за вспышек птичьего гриппа.
Осенью 2018 года Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) заявила о ненадлежащем ветконтроле в Казахстане и затягивании интеграции электронных баз двух стран. Срок введения моратория на поставки назвали первоначально 1 октября, затем перенесли на 1 ноября. Казахстанский Минсельхоз заявляет о том, что произошло недоразумение. Но начался спор ещё весной – с публичных обвинений в реэкспорте сухого молока. Затем в казахстанских шпротах нашли превышения канцерогена бензапирена. В конце сентября в Россию выехали чиновники Минсельхоза, и стороны вроде бы официально договорились пока не применять крайние меры. Informburo.kz решил разобраться, что может стоять за необъявленной торговой войной между двумя странами.
Россельхознадзор защищает потребителя?
Сомнения в объективности действий российских властей возникают, если внимательно разбирать отдельные эпизоды. В качестве примера можно рассмотреть громкий скандал с известным уральским производителем – фирмой "Кублей". Россельхознадзор в сентябре заявил, что в консервах под названием "Куырдак из баранины" есть превышение кадмия: лабораторные исследования российской стороны показали наличие 0,18 миллиграмма этого элемента на килограмм готовой продукции. Но по техническому регламенту 021 "О безопасности пищевой продукции" в консервах из субпродуктов допускается содержание кадмия в размере 0,3 миллиграмма. Официально именно по этой причине уральский производитель виновным себя в нарушении не считает.
Однако российская сторона могла "перепутать" казахстанские консервы и посчитать их не субпродуктом, а полноценным мясным консервированным продуктом, для которых разрешённый лимит содержания кадмия ниже – не более 0,05 миллиграмма на килограмм. Если классифицировать казахстанскую продукцию именно так, то российские власти правы. Сейчас юристы компании "Кублей" ждут официальные документы. Компания, ориентированная также и на экспорт в приграничные регионы РФ, считает, что торговой марке нанесён как минимум серьёзный репутационный ущерб.
В конце сентября Росельхознадзор придумал очередной повод, чтобы не пускать продукцию из Казахстана на свою территорию. На границе Атырауской и Астраханской областей, на автомобильном пункте пропуска "Караузек" партии казахстанского картофеля и дыни были отправлены назад. Официальная причина – "продукция ввозилась производителями, отсутствующими в списке производителей, экспортирующих растительную продукцию в Российскую Федерацию из Республики Казахстан".
По данным отечественного Минсельхоза, никакого списка или реестра производителей не существует. А если он у российской стороны и есть, то никакой юридической силы не несёт. Официальная позиция казахстанских чиновников проста: "нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза в области карантина растений не предусмотрено ведение реестра производителей, экспортирующих растительную продукцию". То есть власти РФ нарушают правила Таможенного союза и решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Казахстанская сторона даже оставила за собой право жаловаться в ЕЭК, потому что речь идёт об ущербе для внешнеэкономической деятельности. Пока россияне получили своеобразный ответ: 1 октября казахстанская сторона развернула две грузовые фуры с картофелем и подсолнечником. Формальный повод – отсутствие фитосанитарного сертификата. Более того, казахстанская сторона, вероятно, впервые публично заявила о том, что будет применять зеркальные меры, но в пределах законодательства ЕАЭС.
Разберитесь сначала у себя
Одним из главных пунктов обвинений со стороны Россельхознадзора стало недопонимание по вопросу интеграции цифровых баз ветеринарного контроля двух стран: речь идёт о казахстанской Единой автоматизированной системе управления (ЕАСУ) и российской Федеральной государственной информационной системе "ВетИС".
Казахстанская программа ветеринарного и фитосанитарного контроля, с помощью которых можно проследить судьбу условной коровы до готовой колбасы и прилавка внедрялась с 2010 года. Для её нормальной работы проходила и общенациональная инвентаризация поголовья скота. Повсеместное чипирование КРС и МРС, к примеру, привело к обнаружению в начале 2010-х годов 1 миллиона фейковых коров, которых не нашли после присвоения животным индивидуальных номеров.
Несколько последних лет ЕАСУ заставляет отечественных ветеринаров заполнять все документы только в электронном виде, включая справки и сертификаты. Российская сторона имеет онлайн-доступ к казахстанской ИС "ЕАСУ" для проверки всех разрешительных документов (от разрешения до ветеринарного сертификата) с мая 2016 года.
Россияне ввели обязательную электронную сертификацию у себя только с 1 июля 2018 года через ГИС "Меркурий". Работа ФГИС "ВетИС", состоящей из вышеупомянутого "Меркурия" и автоматизированной системы "Аргус" (запущенной для контроля за экспортом/импортом и транзитом в 2008 году), идёт с переменным успехом. Сам Россельхознадзор признаёт, что местами система работает пока не на максимальную мощность.
26 сентября в самый разгар сельхоз-скандала обе стороны договорились, что закончат интеграцию баз и систем (передачу данных друг другу) двух государств к октябрю 2019 года. Как заявляет Минсельхоз РК, наша сторона готова сделать это даже к маю, но россияне по некоторым причинам свою часть работы смогут сделать только к октябрю 2019-го.
Обвинения "Россельхознадзора" в части того, что Казахстан не соблюдает сроки плана-графика по интеграции Единой автоматизированной системы управления Казахстана (ЕАСУ) и российской системы ФГИС "ВетИС", в итоге в Минсельхозе назвали безосновательными. Казахстанская сторона порой даже не имела возможность проверить через "Меркурий" российские разрешительные документы, но не заявляла об этом публично. Но, возможно, конфликт вокруг информационных систем всего лишь формальный повод.
Кому невыгодно ссориться?
Взаимоотношения Казахстана и России в аграрном вопросе достаточно сложные. По итогам 2017 года россияне завезли к нам продукции АПК (в том числе переработанной) на 1,3 млрд долларов, а казахстанские бизнесмены в ответ поставили на 287 млн. Россия заинтересована в Казахстане больше в качестве рынка сбыта.
Казахстан даже не находится в Топ-10 стран-импортёров продукции АПК для России, но российский импорт сельхозпродукции для нас также важен, как поставки из Узбекистана, Афганистана и Китая. Несмотря на серьёзные попытки выйти на полную продуктовую безопасность, казахстанский рынок с трудом можно представить без продуктов "Сделано в России". Вероятно, обе стороны положение дел прекрасно понимают и некое доминирование россиян в сельском хозяйстве действительно существует. При этом в рамках Евразийского экономического союза декларируется открытая конкуренция и общий рынок.
Что такое общий рынок на самом деле, Казахстан понял после введения санкций России на продукцию из ЕС и других стран. С 2014 года в адрес партнёров по союзу – Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – регулярно звучат обвинения в реэкспорте санкционной продукции и желании заработать на этом. Но если официальный Минск регулярно ловят то на креветках, то на атлантической сёмге, то официально доказанных попыток реэкспорта с казахстанской стороны у Москвы практически нет.
Однако это не помешало тому же Россельхознадзору установить на границе с Казахстаном несколько лет назад так называемые пункты предварительного уведомления (далее – ППУ) для ветеринарного и фитосанитарного контроля – при общем рынке и формально открытых границах. Уже несколько лет Россия использует эти 32 ППУ в качестве рычага давления на партнёров.
Казахстан страдает от действий Россельхознадзора гораздо меньше Беларуси. Если Москва и Минск не договариваются по транзиту нефтепродуктов или размещению элементов ПВО, то ветеринарная служба северного соседа тут же признаёт продукцию белорусского АПК опасной и ставит заслон. По словам экономиста Андрея Мовчана, за последние годы, и в особенности за время действия ответных санкций России, Россельхознадзор превратился в политическую дубинку, которую соседи активно используют:
"Могу сказать, что не владею инсайдами по данному вопросу и не являюсь экспертом в деятельности этого ведомства. Однако мы знаем из истории, что Россельхознадзор – это организация, в которой очень сильны лоббистские интересы различных групп, в том числе и политических. Насколько сейчас речь идёт, действительно, о каких-то нарушениях, а насколько о политическом предупреждении Казахстана относительно того, как надо себя вести – я сказать точно не могу. Вполне возможно, что речь в данном случае идёт обо всём сразу… Торговые войны всегда доводят до одного и того же: снижения товарооборота. В принципе, Евразийский экономический союз – структура шаткая и тонкая. Это всегда был больше таможенный союз, и если эти барьеры вернутся, то и от союза в общем ничего не останется. В принципе, это обострение может подтолкнуть Казахстан ещё ближе к Китаю. И непонятно – хорошо это или плохо для всех. Если у Казахстана получится выйти на огромный китайский рынок, то никакая Россия будет не нужна".
Всего за 3 года – с 2015-го по 2017-ый – казахстанские аграрии сумели увеличить объём экспорта в КНР почти в 2 раза и достигли цифры в 180 млн долларов. Пока это меньше, чем экспорт в Россию, но с таким ростом именно рынок КНР станет главным для нас в ближайшие годы. Вряд ли официальную Москву это может порадовать.
Всё может быть гораздо проще
Руководитель центра прикладных исследований "Талап", экономист Рахим Ошакбаев считает, что ни о какой политике в этом противостоянии речи не идёт. В начале августа Казахстан и Россия наравне с другими прикаспийскими игроками подписали исторический документ – Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Завершив тем самым 20-летний переговорный процесс.
Формально от подписания больше других выиграли Россия и Казахстан. Лидеры двух стран встретятся в Петропавловске в начале ноября на очередном Форуме приграничного сотрудничества. Вряд ли в преддверии такой встречи российская сторона будет сознательного создавать напряжённость, чтобы выторговать для себя какие-либо уступки с казахстанской стороны.
"Я не в курсе точной причины этого противостояния, могу лишь предположить, в качестве всего лишь гипотезы: происходящее – результат возможного лобби отдельных российских игроков рынка АПК. Речь идёт точно не о политике, – считает Ошакбаев. – Я не вижу никакой подоплёки, что на нас пытаются создать какое-то давление. Страны подписали исторический документ по разделу Каспия – это подтверждение невероятно высокого уровня доверия между странами. Мы часто сталкивались и с другим: с какими-то ведомственными интересами, вероятно, Россельхознадзору выгодно обострение на границе с Казахстаном. Кто-то с той стороны может ставить интересы ведомства выше политических интересов своей страны. Эти вопросы я задам напрямую российским коллегам во время форума "Евразийская неделя", который пройдёт в Ереване 22-24 октября. Мне бы хотелось услышать их мнение по поводу этого конфликта".
Если Россельхознадзор не сумеет в ближайшее время снизить собственную активность на границе, то есть высокая вероятность, что Казахстан решится-таки на солидные зеркальные меры. Учитывая, что северный сосед используют пограничные пункты пропуска на границе для ветеринарного и фитосанитарного контроля, то аналогичные, но уже с казахстанской стороны могут появиться в начале 2019 года.
Всего, по данным Минсельхоза РК, их будет 28 единиц в семи приграничных с РФ регионах. Российских, напомним, в их 11 областях сейчас 32 ППУ. То есть уровень контроля с нашей стороны станет примерно равным. Ответные меры хотели ввести после пограничного обострения в 2016 году, однако казахстанская сторона надеялась, что до этого не дойдёт. Вероятно, планы отечественной ветеринарной службы официальной Москве известны, но и в октябре пресс-релизы Россельхознадзора не исчезли. 1 октября ведомство сообщило о том, что российскому животноводству угрожают опасные ветлекарства из Казахстана.
Одной из причин активизации Россельхознадзора может быть желание получить лучшие условия при распределении тарифных квот на определённые виды сельскохозяйственных товаров, ввозимых из третьих стран в ЕАЭС. Речь всё-таки идёт о пониженных таможенных пошлинах на сотни тысяч сельхозпродукции. Глава фракции "Народные коммунисты" в Мажилисе Айкын Конуров уверяет, что не стоит бояться введения решительных ответных мер:
"Мы понимаем, какой объём российского импорта заходит к нам на рынок, та сторона тоже прекрасно знает, что она заинтересована в нашем рынке. Если детально подходить к вопросу контроля, то я думаю, что нарушений, даже формальных, у россиян можно найти немало. На равных разговаривают только сильные, если мы заявить о своих правах неспособны, то будем и впредь терпеть такие неудобства. Будет ли это Россельхознадзор, таможенная служба РФ или другие ведомства – не важно. Надо показывать зубы, декларируется ведь справедливая кооперация, они потенциально теряют в несколько раз больше. Надо жёстко, но в рамках договорённостей отвечать. В идеале и Казахстану не хочется терять российский рынок, но если нас ущемляют из-за лоббирования, каких-то других причин – надо уметь отвечать жёстко".
Политическая дубинка и латифундист Данкверт
Нельзя не отметить и тот факт, что глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, бессменно возглавляющий ведомства с 2004 года, может использовать ситуацию в целях личной выгоды. Сам Данкверт за 14 лет работы в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору имел отношение к многочисленным коррупционным скандалам. В 2017 году российское подразделение правозащитной организации Transparency International направило запрос в Генпрокуратуру РФ. Согласно открытым данным, сам Сергей Данкверт имел конфликт интересов – в его собственности находились доли участия в крупных агрохолдингах, при том, что как чиновник он контролировал фактически весь АПК 140-миллионной страны. Стоит сказать, что конфликта интересов прокуроры однако не нашли. Хотя данные расследования подтвердились.
Происходило это на фоне публичных обвинений в адрес главы Россельхознадзора от президента Беларуси. Лукашенко назвал Данкверта латифундистом и человеком, имеющим прямой интерес в запрете белорусской продукции.
К слову, Сергей Данкверт действительно, владеет долями в крупных агрохолдингах. Они, по его признанию, находятся в доверительном управлении. Кроме того, согласно декларации от 2017 года у чиновника 99 земельных участков и солидный перечень недвижимости в Москве. Юридический адрес одной из агрокомпаний, где журналисты доказали участие Данкверта, находится в одном комплексе зданий с Министерством сельского хозяйства Российский Федерации.
Кроме того, активная борьба и введение российских санкций, показательные акции по уничтожению европейских продуктов положительно повлияли на перспективы Данкверта. По неофициальной информации, нынешний глава Россельхознадзора может стать и новым министром сельского хозяйства России.
Что будет дальше?
Представители казахстанского правительства пока молчат. Выступили только депутаты Мажилиса. Разворот нескольких российских грузовых машин на границе больше красивый жест, чем решительные меры. Но вероятные планы по установке 28 казахстанских пунктов ветеринарного и фитосанитарного контроля с января 2019-го – это уже достаточно серьёзно. Их количество будет сравнимо с российским, где с 2016-го года ППУ 32. Если они заработают, то евразийская интеграция в очередной раз будет поставлена под сомнение. Несмотря на взаимное признание и передачу данных национальных баз, на наличие правил игры, на общий интерес к единому рынку партнёры по ЕАЭС будут таким способом использовать нерыночные механизмы и рычаги давления друг на друга.
"Я не могу комментировать решения российской стороны, ещё несколько лет назад мы задавали чёткий вопрос – зачем Россельхознадзор запустил эти пункты первичного уведомления на казахстано-российской границе. Мы ведь провозгласили на весь мир и договорились о свободе перемещения товаров, это ведь было главным лейтмотивом нашего объединения. Мы ведь оставили только пограничный контроль из-за требований безопасности. Безусловно, надо идти на переговоры и доказывать свою правоту, – заявила в интервью informburo.kz вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева. – Чем закончились обвинения наших молочников в реэкспорте сухого молока в РФ? Мы же доказали через экономику заводов, что если и было сухое молоко, то это молоко самих предприятий наших. Никакого сверхпотребления не было. Я думаю, что не надо доводить ситуацию до того, что это станет предметом обсуждения лидеров двух стран. На уровне отраслевых переговоров, переговоров правительств, эти вопросы возможно оперативно решить. Главное – мы можем доказать свою правоту".
Пока отечественный Минсельхоз готовит доказательную базу для очередной победы в споре, казахстанские производители активно ищут альтернативные рынки сбыта. Делать это в конце финансового года непросто, но иного выхода многие просто не видят.