21 февраля Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал заявление. В нём он сообщил о решении отправить в отставку Правительство, которому "не удалось создать реальные стимулы для роста экономики и благосостояния казахстанцев".

Теперь все министры получили к своим должностям приставки "исполняющие обязанности". Во главе Правительства встал Аскар Мамин – премьер-министр с припиской "врио", до недавнего времени бывший первым заместителем Бакытжана Сагинтаева.

Informburo.kz разбирался по пунктам, за что же глава государства отправил в отставку десятое по счёту Правительство в истории независимого Казахстана.

Причина №1. "Обработка" растёт, и растёт за счёт нефти

"Рост ВВП в основном обеспечивается за счёт сырьевых ресурсов" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

Валовый внутренний продукт – один из ключевых показателей развития экономики – в Казахстане за 2018 год вырос на 4,1%. Годом ранее – в 2017-м – показатель вырос на 4%, а в 2016-м – на 1%. При этом ВВП Казахстана имеет интересную связь с изменениями цен на нефть: на 2016 год пришлись минимумы по котировкам на чёрное золото – цена опускалась ниже 40 долларов за баррель. Однако в 2017 и 2018 годах нефть начала постепенный рост – вплоть до 70-80 долларов, и ВВП пополз вверх. Об этой зависимости Informburo.kz уже писал.


Динамика фьючерсов на нефть марки Brent к ноябрю 2018 года / Скриншот с сайта investing.com

Дело в структуре экспорта – нефть в нём стабильно занимает большой сегмент. Например, в исследовании портала Energyprom от 2017 года говорилось, что за год доля нефтяного экспорта в его общем объёме выросла с 59% до 62%. И это при том, что по Стратегии "Казахстан-2050" республика должна переходить от продажи сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями. Доля нефтяного экспорта должна сократиться до 30% к 2050 году.

Экономические успехи Казахстана с ростом цен на нефть связывают и во Всемирном банке. В частности, говорится об этом в одной из последних публикаций этого института – "В поисках новой модели роста: Срочная необходимость экономической трансформации". Укрепление показателей в экономике, по мнению экспертов ВБ, вызвано главным образом улучшением результатов в нефтяной отрасли, связанным с увеличением производства на нефтяных месторождениях, не включённых в планы ОПЕК по сокращению добычи нефти. К этому прибавились хорошие условия торговли, что хорошо повлияло на обрабатывающую промышленность и сектор услуг. Как видно, без поддержки нефтегаза рост в других отраслях был бы скромнее.

"Всё, что в Казахстане есть, можно производить, мы завозим, потому что нет нормальной перерабатывающей промышленности", – подчеркнул Назарбаев во время выступления с Посланием народу в октябре 2018 года.

Перерабатывающую промышленность Кабмин должен был развивать через программу индустриализации. Об этом ниже.

Причина №2. Кабмин и Нацбанк не создали стимулов для роста экономики

"Правительству совместно с Национальным банком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

В январе 2019 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал председателя Национального банка Данияра Акишева за то, что целевые показатели не достигаются работой по развитию экономики.

"Инфляция на уровне 5,3% – это хороший показатель. Однако он достигается за счёт сокращения объёма ликвидности на рынке, а не эффективности экономики. Национальный банк и Правительство плохо работают в данном направлении. Изымая деньги, можно снижать инфляцию ещё больше, при этом неизвестно, каким образом такое решение отразится на экономике", – сказал Нурсултан Назарбаев.

Читайте также: Что такое инфляционное таргетирование и как оно влияет на курс тенге?

Уже на расширенном заседании Правительства 30 января глава государства обратил внимание, что чиновники не добились успехов и в развитии банковской системы. Через банки выдавались кредиты "плохим", перекредитованным предприятиям. Если продолжать в том же духе, то, по словам Президента, "деньги будут уничтожены". Речь идёт о 600 млрд тенге, которые должны выделить на кредитование предприятий обрабатывающего сектора.


Расширенное заседание Правительства с участием Президента Казахстана. У трибуны с отчётом премьер-министр Бакытжан Сагинтаев / Фото informburo.kz

Другие инструменты, к примеру национальные компании – институты развития, тоже не работали на полную эффективность.

"До сих пор ни один проект со стратегическим инвестором в этих отраслях не реализован. Создали специальную национальную компанию Kazakh Invest. Придали ей особый статус, во всех регионах создали представительства. Прошло полгода, где результаты?" – сказал Нурсултан Назарбаев летом 2017 года.

Параллельно с этим государство продолжало наращивать участие в экономике. Во многих секторах, например нефтедобыче или авиаперевозках, госпредприятия работают наравне с частными. И при этом на неравных условиях: государственные холдинги предоставляют нерыночные дешёвые кредиты для национальных компаний, которые ни один банк не смог бы предоставить. Это негативно сказывается на частном бизнесе из-за невозможности конкурировать с такими крупными государственными компаниями. В августе 2018-го фонд "Самрук-Казына" заявил, что выделит 337 млрд на займы по ставкам ниже рыночных для своих портфельных компаний. В частности, в "Қазақстан темір жолы" и "Казахтелеком" – по 75 млрд тенге и "Казатомпром" – 200 млн долларов.

Читайте также: Продажу акций КТЖ частникам могут перенести на 5 лет. Из-за долгов и возможного роста цен на перевозки

При всём этом крупные нацкомпании остаются в долгах. Только у одного оператора "Қазақстан темір жолы" долг к началу 2019 года был 1,7 трлн тенге. Руководство НК "Самрук-Казына" продолжает снижать задолженность своей группы компаний, но путь предстоит ещё долгий.

Причина №3. Программы работают, но результаты достигнуты не везде

"Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретные результаты по многим важным направлениям отсутствуют" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

Крупнейшая из программ – это программа индустриализации, которая была запущена ещё в 2010 году для диверсификации экономики. В соответствии с госпрограммой страна должна была отойти от сырьевой зависимости и развивать обрабатывающую промышленность. Конкретные показатели, например, рост доли обрабатывающей промышленности в ВВП закладывались ещё в 2003 году в Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года. Тогда цель установили в районе 13%. В 2017 году, спустя семь лет после принятия уже другой программы индустриального развития, этот показатель составил порядка 12%.


Общенациональный телемост "Вторая пятилетка индустриализации. Сделано в Казахстане", 11 декабря 2018 года / Фото informburo.kz

Всего с 2010 по 2018 год в Казахстане по программе индустриализации запустили 1 250 проектов. Но часть из них, судя по всему, так пользу стране и не принесла. В 2016 году насчитывалось больше 70 производств, у которых была низкая нагрузка либо нагрузки и вовсе не наблюдалось. С проектами разобрались: часть дозагрузили, часть перепрофилировали, часть решили обанкротить.

Ещё одно направление – это приватизация. К февралю 2019 года в комплексный план приватизации входило 898 объектов государственной собственности. Из них уже продано 473 объектов на 470 млрд тенге. Но при этом от приватизации семи компаний, например "КазАгроФинанс" и "КазахЭкспорт", решили отказаться.

"Сказали, что приватизацию будем делать. Потом по тем или иным причинам начинаем говорить, что то или это нужно оставить у государства", – подчёркивал Президент Казахстана на расширенном заседании Правительства в январе 2019-го.

Что касается программы развития агропромышленного комплекса, то здесь тоже были вопросы. Большой общественный резонанс вызвало выделение 60 млрд тенге из Государственного фонда социального страхования на выкуп у фермеров зерна. Также Министерству сельского хозяйства ещё предстоит наращивать экспорт мяса. В начале 2010-х бывший тогда главой холдинга "КазАгро" Асылжан Мамытбеков заявлял о планах поставлять за рубеж 60 тысяч тонн мяса. Сейчас Мамытбеков, будучи ответственным секретарём МСХ, сообщил, что в 2019 году ожидается порядка 25 тысяч тонн мясного экспорта.

Вспомнить можно здесь и о сворачивании программы оздоровления банков в апреле 2018 года. Только в том году были лишены лицензий три банка. В течение 2018-го и начале 2019-го длилось спасение Цеснабанка. Всего у него было выкуплено "токсичных" активов на более чем 1 трлн тенге. У Казкоммерцбанка ещё раньше, в 2017-м, выкупили активов на более чем 2 трлн тенге.

"Институт банкротства является достаточно распространённым явлением. Вы просто трусы, а не правительство и не министры! Для чего тогда вы работаете? Очистите мне все банки. Мы будем считать, что честно выполнило свой долг это правительство, и уйдите с этим в отставку. Вот это будет работа", – говорил Президент на расширенном заседании Правительства 30 января 2019 года.

Причина №4. Общество без общего труда

"Создаётся недостаточное количество продуктивных рабочих мест, особенно на селе. Малый и средний бизнес так и не превратился в драйвер роста, его развитие не стало основной задачей акимов и министров" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

В 2012 году в рамках социальной модернизации страны Президент предложил идею "Общества всеобщего труда". Она должна была базироваться на подтягивании отстающих сфер, регионов и других показателей к стандартам и нормам социального развития. Были запущены госпрограммы, нацеленные на повышение качества и уровня жизни населения – "Занятость-2020" и "Дорожная карта бизнеса – 2020", которые должны были решить вопросы с безработицей и снизить порог бедности.

Однако это не принесло должных результатов – в стране не появились сильные предприятия, а вялая реализация на местах не обеспечила достижение намеченных показателей. В 2018 году Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу Правительства за неэффективную поддержку предпринимателей и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.

"Хорошо, я говорю: дайте деньги бизнесу, будем финансировать. Но кто будет брать эти кредиты? Где эти предприятия, которые способны возвратить их? Это вопрос Правительства, а не банка. Всё дело в том, что эти кредиты некому брать и некому возвращать. Дайте нам предприятия, которые нормально работают, деньги используют и вернут с процентами", – сказал тогда глава государства.

Также в стране наблюдается рост числа безработных. В 2017 году в Евразийской экономической комиссии отметили, что за год количество казахстанцев, стоящих на учёте на бирже труда, увеличилось на 37,7%. Этот показатель стал самым высоким среди государств-членов ЕАЭС. Однако данные национального Комитета по статистике за тот год указывали, что общее количество соискателей в стране достигло 435,9 тысячи человек, а уровень безработицы составлял всего 4,9%.


Численность безработных в странах ЕАЭС / Графика ЕЭК

Причина №5. Если доходы населения не повышаются, то Правительство не справляется

"Реальные доходы населения не увеличиваются. Растёт доля расходов на продукты питания в бюджете семей" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

По данным отчёта о глобальном благосостоянии за 2017 год, составленном Credit Suisse Research Institute, Казахстан был зачислен в группу бедных стран. В республике доходы меньше 10 000 долларов имеют 97,6% населения. И Нурсултан Назарбаев не раз акцентировал внимание кабмина на то, что деятельность госорганов должна быть ориентирована на повышение благосостояния простых граждан.

"Вся наша работа нацелена на повышение доходов населения. Если этого не происходит, значит, правительство не справляется", – подчеркнул Президент Казахстана в мае 2018 года на заседании Совета безопасности.

В своём ежегодном Послании народу в октябре прошлого года глава государства дал ряд поручений, направленных на повышение доходов и качество жизни казахстанцев. Как и в предыдущие годы, большинство из них касалось повышения заработных плат бюджетников. Однако, несмотря на это, реальные доходы учителей и врачей не увеличивались, а наоборот, уменьшались: в 2016 году реальная среднемесячная зарплата работников здравоохранения выросла всего на 0,7%, а в 2017 году сократилась на 4,3%. И в целом уровень благосостояния казахстанцев за 2018 года также не продемонстрировал существенного роста.

В Казахстане также один из худших показателей в мире по расходам на продукты питания. На еду жители страны тратят около 40% своих доходов. При этом по результатам опроса Национального банка доход только 10% казахстанских семей превышает 300 000 тенге в месяц.

Причина №6. Формальный подход и критика системы социальных выплат

"В результате формального подхода исполнительных органов часть социально уязвимых слоёв населения не охвачена адресной социальной помощью" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

В 2018 году в Казахстане прошла очередная реформа системы соцобеспечения. Адресная социальная помощь (АСП) в новом формате стала выплачиваться социально уязвимым слоям населения в двух видах: безусловном и обусловленном. В бюджете на эти цели было выделено 29,8 млрд тенге. Первый вид АСП выплачивался семьям, в которых не было ни одного трудоспособного члена. Но если был хотя бы один член семьи, способный работать, то с ним заключался социальный контракт. Гражданину гарантировались обучение новой профессии, поиск работы и трудоустройство. Сразу постоянное рабочее место при этом органы соцзащиты не обещали, однако казахстанец мог рассчитывать на временную или сезонную работу.

Такой подход, по мнению экспертов профильного Министерства труда и соцзащиты РК, обеспечивал личную заинтересованность гражданина в росте дохода и социального статуса. В ноябре 2018 года на тот момент глава МТСЗН Мадина Абылкасымова заявила, что выплатами адресной социальной помощи охвачены 534 тысячи человек, примерно 103 тысячи семей (в 2017 году адресную социальную помощь получали всего 5,3 тысячи семей). Критики в ответ заявляли, что государство ошибочно засчитывает в качестве дохода бедных семей иные виды выплат – от пенсий до средств, вырученных от продажи продуктов с подсобного хозяйства. Мажилисмены предложили не учитывать в этом перечне стипендии и выплаты по инвалидности. Однако ведомство эти предложения пока лишь обещало учесть.


Появление министра Абылкасымовой на обложке журнала вызвало скандал / Скриншот

По словам Мадины Абылкасымовой, выплаты АСП в размере 50% от прожиточного минимума (в 2018 году он составлял 28 284 тенге) или 14 142 тенге на человека помогли как минимум вдвое увеличить подушевой доход в семьях. Средний размер выплат государственной поддержки варьировался от 40 до 75 тысяч тенге.

"Я не раз требовал разобраться по вопросу самозанятых. Министерство труда и социальной защиты населения проявило безответственность и поверхностность в этом деле. Необходимо предоставить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость – открыть собственное дело или получить новую профессию и устроиться на работу. Казахстанцы должны иметь возможность сравнительно быстро найти новую работу, в том числе и в других населённых пунктах страны", – говорил Президент в январе 2018 года.

Критика из уст главы государства стоила в тот момент поста экс-министру Тамаре Дуйсеновой. В октябре 2018-го глава государства объявил о повышении минимальной зарплаты в 1,5 раза – с 28 до 42 тысяч для 1,3 млн человек. Коснулось это в итоге в основном бюджетников. Но о повышении "минималки" к концу 2018-го успели отчитаться практически все крупные предприятия страны. 31 января 2019 года Нурсултан Назарбаев поручил профильному министерству увеличить с 1 января 2020 года на 30% размер выплат из Государственного фонда соцстрахования лицам, потерявшим кормильцев и утративших трудоспособность. Министр Абылкасымова заверила главу государства, что эти поправки будут внесены в Парламент уже в марте.


Стихийные митинги и массовые встречи многодетных матерей с чиновниками высокого ранга прошли по всей республике / Фото Informburo.kz

После трагедии с гибелью 5 детей в семье Ситер в начале февраля в Астане всё внимание граждан было приковано к проблемам многодетных семей. Митинги матерей привели к тому, что целый перечень их проблемных вопросов попал в повестку рабочей группы кабмина. Той самой, что создана специально для разработки мер по улучшению качества жизни казахстанцев. Матери заявляли не только об отсутствии жилья, но и критиковали низкий размер пособия для многодетных семей. Позже глава Минфина Смаилов заявил, что Правительство изыщет резервы для поднятия размера выплат многодетным до 20 тысяч тенге в месяц.

Читайте также: Мадина Абылкасымова стала министром труда и социальной защиты год назад. Что ей удалось сделать за это время?

Причина № 7. Неумение чиновников слышать народ и разъяснять политику

"Всё это усугубляется неумением членов Правительства, министров, акимов, работать с населением, выслушивать проблемы людей, разъяснять им проводимую работу и политику" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

Чаще всего президентская критика в адрес правительства Сагинтаева звучала по поводу нежелания и неумения государственных служащих прислушиваться к народу. Нурсултан Назарбаев регулярно рекомендовал министрам и акимам выйти к людям и жить скромнее. Условий для эффективного государственного управления, по словам Президента, в стране достаточно: была внедрена новая факторно-балльная система оплаты труда госслужащих. Согласно новой схеме, управленец прямо заинтересован в достижении конкретных результатов. Регионы на всех уровнях исполнительной власти с 2020 года получат право самостоятельного бюджета, а значит, чиновники на местах должны быть крайне заинтересованы в развитии местного самоуправления и в контакте с гражданами.


Послание главы государства 5 октября было социально ориентированным / Фото Informburo.kz

В октябре 2018-го Нурсултан Назарбаев в Послании сделал ещё больший акцент на личную ответственность государственных служащих перед народом. К примеру, заявил о подготовке чиновников новой формации, которые должны максимально сократить дистанцию между государством и обществом. Это предусматривает постоянную обратную связь, живое обсуждение и разъяснение людям конкретных мер и результатов государственной политики.

"Госслужащие новой формации должны сократить дистанцию между государством и обществом. Вникните в смысл: ближе к людям нужно быть. Это постоянная обратная связь, живое обсуждение, разъяснение людям политики, конкретных мер и результатов", – призывал Президент.

Однако в последующие месяцы члены кабинета министров попали в ряд имиджевых скандалов, в том числе связанных с плохой коммуникацией и невовлечённостью чиновников высокого ранга в проблемы простых людей.


Бакытжан Сагинтаев всё чаще слышал от Президента об угрозе отставки / Фото Informburo.kz

Отчасти трагедия в Астане с гибелью 5 детей, с другой стороны, резонансные комментарии самих членов кабинета министров Сагинтаева по социальным вопросам способствовали росту уровня недоверия и даже негатива ко многим действиям исполнительных органов власти.

Президент считает, что у Сагинтаева и возглавляемого им Правительства были все необходимые рычаги для решения названных проблем. "Два года назад мы провели конституционную реформу, и Правительство вместе с акимами получило все необходимые полномочия и независимость, чтобы решать социально-экономические вопросы и нести ответственность за это. Приняты все необходимые государственные программы, в том числе индустриальная, социальная, а также развития инфраструктуры, здравоохранения и образования. Выделены необходимые ресурсы для их осуществления", – подчеркнул глава государства в своём заявлении по поводу отставки Сагинтаева.

"Социально-экономическая ситуация в предыдущие годы была стабильной. Это, безусловно, положительный момент. Однако этого недостаточно для настоящего времени" (из заявления Президента Казахстана по поводу отставки Правительства Сагинтаева, 21 февраля 2019 года).

Кредит доверия исчерпан. Дальше действовать будет другое Правительство, которое "должно выработать действенные шаги, направленные на повышение уровня жизни, стимулирование экономики, реализацию стратегических задач".