Всю прошлую неделю в Алматинской области проходил Международный чемпионат по парапланеризму, в котором участвовали 119 спортсменов. Все они приехали из разных стран, многие не знают местности и русского языка, поэтому организация такого фестиваля требует много усилий.

Есть участники, которые разговаривают с трудом даже на английском. Таким раздавали карточки, при приземлении в незнакомом месте пилот должен был показать её местным жителям. Далее по сценарию люди звонят организаторам, и иностранца забирают в лагерь.

Такое происходит, если вдруг пилот улетел не по маршруту. Спасательная бригада едет по чёткому контуру и подбирает всех участников соревнований. Кроме того есть скорая помощь, летающий доктор и врач, который всегда находится на старте.

По итогам семи дней международных соревнований первым по очкам стал гражданин Ирана. Замыкает тройку лидеров Россия, далее идут Казахстан и остальные страны. Ознакомиться с рейтингом среди спортсменов можно здесь.

Что такое параплан?

Некоторые думают, что параплан и парашют – это одно и то же. На самом деле это не так. Парашют предназначен только для приземления, а параплан – для полёта. Парашют укладывается в специальный рюкзак и раскрывается после выхода человека из самолёта. Параплан раскрывается и тщательно раскладывается на земле человеком перед взлётом, собственно, для того чтобы взлететь.

Первое железное правило – это приемлемые для полёта погодные условия. Полёт на параплане возможен только в сухой день. В Казахстане такие соревнования уже давно научились проводить в конце августа, когда стоит хорошая ясная погода. Скорость ветра, при которой физически возможен взлёт на параплане, – до 10 метров в секунду. Желательно взлетать при скорости ветра до семи метров в секунду. Поэтому спортсмены могут часами ждать восходящих благоприятных потоков.


Перед полётом "крыло" нужно разложить на земле / Фото Informburo.kz


До склона спортсмены идут со снаряжением пешком / Фото Informburo.kz


От палящего солнца спасает маска или головной убор / Фото Informburo.kz

Взлететь на параплане без мотора можно только со склона горы. Если поймать на параплане мощные восходящие потоки воздуха, то можно набрать высоту 2 500 метров. Управление в воздухе очень простое: параплан имеет две стропы управления. Они называются клеванты и находятся рядом с головой. Тянешь вниз правую клеванту – поворачиваешь направо. Тянешь вниз левую клеванту – поворачиваешь налево. Если сразу обе, то приземляешься.

"Это безусловно наркотик"

Динаре Усмановой 32 года, она – архитектор. Всю осознанную жизнь девушка жила в Алматы и работала в офисе. Динара признаётся, что с малых лет мечтала подняться в небо, и, когда представился случай, она не стала медлить. Кроме того, она является организатором данного фестиваля.

"Это безусловно наркотик, но наркотик здоровый, после которого хочется жить. На это уходят время, финансы, не всегда понимают родственники. В 26 лет я проснулась и сказала себе: "Динара, пора. Когда, как не сейчас осуществлять свои желания?" Мне кто-то подсказал, что парапланеристы собираются в восемь утра на Саина – Джандосова, и я приехала туда. Всё, вот так вот всё началось", – рассказывает Динара.


Динара Усманова, Алматы / Фото Informburo.kz

"Женщинам сложнее в этом спорте, потому что мало хороших и скоростных "крыльев" маленького размера, это всегда проблема. Миниатюрным девушкам приходится летать с балластом, набирать воду, свинец, чтобы использовать большой параплан и лететь быстрее. Конкретно я иногда летаю со свинцом, вчера приземлилась к кому-то на поле, на частную территорию. Через пять минут ко мне подъехал пикап, оттуда вышли два молодых человека. Они мне не только помогли собрать параплан, но и довезли до лагеря, девушкам в этом смысле проще", – говорит Динара.

Динара летает уже шесть лет, из-за активного спорта она ушла во фриланс и теперь посещает каждый фестиваль. Родители девушки очень переживают за её безопасность, но тяга к путешествиям и свободному полёту пересилила уговоры родных.


Перед соревнованиями с участниками проводят "летучку" / Фото Informburo.kz


В 2017 году в РК приехало 119 спортсменов / Фото Informburo.kz

В опасных ситуациях, как говорит Динара, она никогда не паникует, а начинает мыслить технически и вспоминает инструктаж. Девушка называет себя и механиком крыла, и метеорологом.

"Самое страшное может произойти, если у тебя за спиной непогода, гроза. В Алматы был случай, когда мы облетели грозу, пришлось приземляться на большие поля. Летели причём не передом, а задом, спиной, потому что скорость ветра превышала скорость параплана. Приземлялась я со второго раза, мой тренер летел рядом и бежал потом за мной, чтобы поймать. Благо всё обошлось. В такие минуты работает чисто техническая часть, как погасить крыло в момент приземления. Такие вещи, как "вся жизнь перед глазами пролетела", они не про меня", – признаётся собеседница.


Полёт происходит всегда со склона горы / Фото Informburo.kz


Скорость ветра должна быть не более 10 м/с / Фото Informburo.kz

Loading...

Рассказала Динара удивительную историю своего полёта в Непале. Во время спуска к ней подлетел огромного размера орёл и начал нападать на девушку.

"Не знаю, может, он подумал, что я составляю ему угрозу. Было страшно, но полёты птиц рядом с человеком не считаются редкостью. В Гималаях, к примеру, есть огромные орлы, эта птица летит рядом с тобой сначала прямо, потом поворачивает голову и презрительно смотрит с таким видом: "Я здесь король, что ты вообще здесь делаешь", – подытожила девушка.

"Летающая" династия

Другой участник соревнований, Игорь Зыгин, находится в сборной Казахстана, хотя уже два года живёт на Кипре. У Игоря вся семья "летающая": он, отец и мама. В Алматы молодой программист вернулся за острыми ощущениями и за неповторимым ландшафтом. На Кипре такого нет, говорит Игорь.

"Мои родители дельтапланеристы. Когда мне было 15 лет, моя мама вдруг заинтересовалась парапланеризмом, потому что он гораздо проще для людей в возрасте. Как-то мама предложила: "А не хочешь ли ты, сынок, попробовать полетать на параплане?" Я ответил положительно, и так всё началось. С тех пор стараюсь уделять этому больше времени, хотя работаю каждый день. Как у всех людей, у меня месяц отпуска в году. Две недели уходит на семью, а ещё две недели занимаюсь полётами, супруга не против", – говорит Игорь.


Снаряжение спортсменов весит больше 10 кг / Фото Informburo.kz


На параплане нужно следовать чёткому маршруту / Фото Informburo.kz


В небо получается подняться не всегда с первого раза / Фото Informburo.kz

Без травм в спортивной истории Игоря не обошлось. Однажды он неудачно приземлился между деревом и зданием, повредил крыло параплана и сломал левую ногу. Игорь говорит, что самое обидное – в тот день была отличная погода, а "сорвать крыло" его заставила тогда недостаточная подготовка.

"Тут важно быть очень подготовленным, знать местность, куда тебе придётся приземляться. У многих пилотов есть такое ощущение, что это хобби. Они приезжают сюда за хорошими ощущениями, просто полетать, недостаточно знают, насколько надёжно их оборудование, не всегда проверяют его. К этому спорту я стал относиться серьёзно после соревнований в Бразилии, которые прошли год назад. Я приехал туда полетать с самыми лучшими пилотами мира, в процессе увидел, как они относятся к своему делу. Мне повезло, я смог быть на этих соревнованиях зрителем из первого ряда и вернулся домой уже другим человеком", – рассказал Игорь.

"Нам предложили деньги из госбюджета, но мы отказались"

Президент федерации авиационного спорта Михаил Крапивин – организатор соревнований. Вместе с компаньоном Евгением Орешкиным он с 2006 года на добровольных началах делает по три фестиваля ежегодно. Но особой популярностью пользуются именно осенние, так как погода в это время года лучше всего подходит для полетов.

В этом году в Казахстан приехали сборные из Ирана, Китая, Португалии, Австралии, Кореи, Великобритании, Узбекистана, Турции, Украины и России. Россиян участвует больше всего – 70 человек, казахстанцев – 20. Но присуждать очки жюри будет каждому отдельному участнику, поэтому количество спортсменов в сборной не имеет значения.


Михаил Крапивин, организатор / Фото Informburo.kz

"Соревнования длятся около недели. Участники платят взносы и приезжают в Казахстан. Так как мы не олимпийский вид спорта, то все затраты тянем сами, в других странах за участников платит взносы государство. Имея номер, участник каждый день получает очки, четыре лучших пилота делают рейтинг всей стране. Россия тут впереди всех, они берут массовостью и опытом. Важно чаще ездить в другие страны, так нарабатывается опыт. Если ты всё время будешь летать в алматинском Ушконыре, то станешь чемпионом одной горы, не более", – говорит Михаил.

Увлечение Михаила обходится дорого, участник платит взнос 100 евро, остальные затраты организаторы берут на себя. Арендуются гостиницы, грузовики, техника, покупаются медали, нанимаются судьи. На государство организаторы не надеются, такие истории госбюджет не хочет и не спонсирует уже давно.


Планёрка перед началом соревнований / Фото Informburo.kz


Ушконыр, Алматинская область. 2017 год / Фото Informburo.kz

"В прошлом году нам предложили какую-то номинальную сумму из госбюджета, но мы отказались. Вы же понимаете, что они дадут немного денег, а рекламы и отдачи с фестиваля будут требовать, будто оплатили все расходы. Поэтому мы принципиально организуем сами, на их помощь не надеемся, хотя во всём цивилизованном мире это уже давно привычная история, что за спортсмена взнос и другие расходы платит государство. Нам выходит это недёшево, одно оборудование чего стоит, но это образ жизни сотен казахстанцев, и мы не намерены отказываться от своей мечты", – подытожил Михаил.