Невероятно, но факт: почти 1,5 миллиона казахстанцев лишены такого, казалось бы, элементарного для XXI века блага цивилизации как централизованное водоснабжение. Конечно, речь не идёт об одном каком-то конкретном большом городе, жители которого, водрузив ведра на коромысло, ежедневно ходят к ближайшему водоёму или колодцу. Обеспечить централизованным водоснабжением мегаполис было бы куда проще, чем тысячи маленьких деревень и сёл, разрозненных по всей стране. Проводить дорогостоящие коммуникации в населённые пункты, где живёт не более 500 человек, невыгодно.

"По состоянию на 1 октября текущего года из 6 670 сельских населённых пунктов обеспечены централизованным водоснабжением только 3 616 (53,8%). Из оставшихся не обеспеченных 3 054 сельских населённых пунктов, в 2 294 селах проживает менее 500 человек (3054х500 = 1 527 000 человек. – Авт.). Такая плотность населения, соответственно, недостаточна для создания экономически обоснованных и финансово доступных централизованных систем водоснабжения и водоотведения", – доложил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев на очередном заседании Правительства.

Живительная влага, в таком случае, обходится, едва ли не по цене золота. Во-первых, затраты на дорогостоящий водопровод необходимо оправдывать, во-вторых, коммуникации требуют постоянного обслуживания. В итоге реальные тарифы на воду для местного населения оказываются неподъёмными, и государству приходится брать расходы на себя. Яркий тому пример – Терсаканский групповой водовод, построенный в Костанайской области за 900 с лишним миллионов тенге.

"Терсаканский групповой водовод обеспечил водой около 5 сёл, численность каждого из которых менее 500 человек. В итоге тариф, который был утверждён, чтобы подавать воду на безубыточной основе, составляет 18 804,8 тенге за кубометр (жители платят в 40 раз меньше. – Авт.). Естественно, небольшая численность населения не позволяет содержать такую инфраструктуру. Сегодня соответствующее субсидирование осуществляется, но с точки зрения экономической целесообразности, конечно, этот проект должен был реализовываться другим образом", – отметил в своём докладе глава МНЭ.

С 2011 по 2015 годы в рамках реализации государственной программы "Ақ бұлақ", по официальным данным, реализовано около 1500 проектов, направленных на водообеспечение, общей стоимостью 396,8 млрд тенге. Это позволило увеличить охват централизованным водоснабжением горожан на 5% и на 9% сельчан. В итоге вода стала доступна 87% жителей городов и 51% жителей сёл. Но ещё почти половина деревень остаются без элементарного блага цивилизации.

Госпрограмма "Ақ бұлақ" ещё не завершена, и предусматривает она не только обеспечение централизованным водоснабжением населённых пунктов, но и ремонт изношенных коммуникаций как в сёлах, так и в городах. К концу 2016 года больше половины имеющихся сетей водоснабжения и водоотведения изрядно изношены и требуют капитального ремонта.

"В рамках реализации программы "Ақ бұлақ" обследованы сети водоснабжения и водоотведения и разработаны программы обоснования инвестиций по 53 городам. В результате определена общая инвестиционная потребность сектора в 1,97 триллиона тенге, что является колоссальной нагрузкой для республиканского бюджета ", – констатировал Куандык Бишимбаев.

В сложившихся условиях в первую очередь предлагается определить приоритетные проекты и имеющиеся средства направить именно на них.

"Вопрос обеспечения питьевой водой находится на непосредственном контроле Главы государства – это один из сложных вопросов. С учётом сложившийся ситуации в мировой экономике мы были вынуждены сократить источники финансирования данной программы. Думаю, правильно будет оказывать финансирование не только со стороны Правительства, но и со стороны местных бюджетов. В 2007 году, например, когда необходимо было решить вопрос состояния местных автодорог, финансирование шло и со стороны Правительства, и в таком же объёме финансировалось местными властями. Если мы будем выделять средства с двух сторон, то я думаю, обеспечение питьевой водой в сельских населённых пунктах значительно повысится", – предложил премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.

Развитие сельского водоснабжения намерены финансировать преимущественно за счёт государства. Для аналогичных проектов в городах планируется привлекать средства из внебюджетных источников. Кроме того, известно, что с Европейским банком реконструкции и развития подписаны предварительные соглашения и идёт подготовка проектов финансирования четырёх водоканалов, таких как ГКП "Костанай Су" (4,2 млрд тенге), "Кокшетау су арнасы" (3,3 млрд тенге), "Семей водоканал" (2,3 млрд тенге), "Оскемен водоканал" (4,1 млрд тенге). Помимо займов из международных источников рассматриваются варианты государственно-частного партнёрства.

"В случаях, когда реализуются проекты государственно-частного партнёрства по водоснабжению и водоотведению, мне представляется, что это должно быть через создание управляющих компаний. Эти компании должны иметь соответствующую инвестиционную программу, должны участвовать собственными деньгами частично в реализации этих проектов. В этом случае схема финансирования может быть через инфраструктурные облигации, и в этом случае Банк развития мог быть той финансирующей организацией, которая обеспечит реализацию проекта", – прокомментировал председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев.

Ещё один важный вопрос: кто именно должен заниматься обслуживанием водопроводов? Предлагается передача всех объектов от частников и коммунальных предприятий в единые руки управления РГП "Казводхоз".

"Нужно серьёзно посмотреть: в одном случае "Казводхоз" обслуживает, в другом – частники работают, в третьем – коммунальные предприятия. Надо будет проанализировать, что лучше? Часто мы строим водопровод, воду привозим, а в связи с тем, что нет эксплуатации, за определённое время всё это выходит из строя и некому это всё ремонтировать, некому обратно привести в соответствующее состояние. Потом мы получаем справедливое возмущение от населения, что деньги потратили, а где вода?" – добавил глава Правительства.

Впрочем, вопросы есть и к населению. Некоторые граждане не платят за коммунальные услуги годами, и их долги исчисляются миллионами тенге. Эти деньги, в частности, должны идти на капремонт изношенных сетей, но их нет.