Почему Белку в Алматы установили вне конкурса, и что не так с восприятием искусства у горожан и чиновников
Шум вокруг белки за 23 миллиона не утихает. Почему так дорого, почему именно этот зверь и как принималось решение об установке скульптуры работы британского художника, – все эти вопросы не дают покоя горожанам.
Белка в Алматы словно оправдала своё символическое значение в скандинавской мифологии, где она обозначена как существо, которое сеет конфликты и клевету.
Как поделилась с нами руководитель креативного агентства FUNK, которое инициировало установку белки, Майра Измайлова, не все чиновники, которые в итоге всё же дали добро, сразу поняли глубину символа и метафорическую связь белки с образом алматинца, который находится в постоянном движении.
"Я хочу сказать, что меня радуют наши чиновники, что они гораздо более продвинутые, чем наши люди, – говорит Майра Измайлова. – Я извиняюсь, это резкое заявление, но это так и есть. Они сразу видят, что это какая-то новая тема, что это что-то, что изменит вообще, может быть, жизнь в городе, что это какая-то новая волна, что это другое видение, что это смело, что это тренд. Конечно, говорили: почему белка? Почему не волк, почему не барс, не баран, на крайний случай. А потому что Алекс делал животных, которые является жителями данного мегаполиса. В Алматы живут белки, они живут в наших парках, предгорных местах. Человек должен понимать, что животные – такая же часть системы, как он, и растения, деревья и так далее. Их надо уважать, ценить, с ними надо считаться, их надо оберегать. Но тут есть и другие смыслы: алматинский стиль жизни в суете. Здесь постоянно "движняк", здесь постоянно кто-то что-то делает: фестивали, большое количество проектов, стартапов, движений, фильмов, творческих каких-то проектов и так далее".
Почему белку установили вне конкурса
Гигантская белка на Атакенте выросла внезапно, как фантом, в жаркий день. Горожане отмечали, что этому не предшествовало широкое обсуждение проекта, а в экспертной комиссии не было представителей народа, которому предстоит ежедневно созерцать объекты, что выбрали для них чиновники в сотрудничестве с художниками.
Между тем, как нам рассказала Майра Измайлова, процедура утверждения объектов, которые будут украшать улицы Алматы, не была нарушена. В состав комиссии вошли представители управления культуры города, управления туризма акимата города, а также гражданский активист Надежда Червякова, которая как раз отвечала за глас народа.
"То есть имелось мнение людей, которые вошли в экспертную группу, они между собой должны были договориться, – говорит Майра Измайлова. – Мы же не можем включить в обсуждение весь город, всех активистов, это очень сложно. Случится базар, и в итоге не будет ничего сделано, а тут сроки поджимали".
Вот список экспертов, которые вошли в комиссию:
- Мулюкова Найля – заместитель руководителя управления культуры акимата Алматы;
- Майра Измайлова – руководитель креативного агентства Funk;
- Казарян Эдуард – скульптор, член Союза художников Казахстана;
- Ливинская Наталья – руководитель Центра урбанистики Алматы;
- Зарина Даулеткан – главный специалист Центра урбанистики Алматы;
- Никонорова Катерина – архитектор-градостроитель, художник;
- Нугаева Алеся – урбанист, куратор арт- и социальных проектов, фестивалей;
- Айдос Сейткасым – специалист Управления туризма акимата города Алматы;
- Марат Гаганин – архитектор бюро Basire;
- Червякова Надежда – городской гражданский активист.
Плюс были два куратора проекта: тот самый автор белки Алекс Ринслер и урбанист Алеся Нугаева.
Как говорит Майра Измайлова, был проведён открытый конкурс. Изначально эксперты выбрали 11 городских арт-объектов, акимат выбрал ещё четыре. А белка, из-за которой и возникло больше всего шума, просто прошла вне конкурса.
В списке выбранных для установки объектов также три работы известного скульптора Эдуарда Казаряна, который входил в экспертную комиссию.
- Детская площадка "Геодезический верёвочный купол", 2018 г. (автор – архитектор Эльдар Хасанов).
- Детская площадка "Бродяга", 2017 г. (автор – Ерлан Хамитжанов).
- Уличный кинотеатр "Корабль East 45" 2018 г. (автор – Эльдар Хасанов).
- Арт-объект "Трансформация юрты", 2018 г. (автор – Шин Шокита).
- Инсталляция "Портрет Алматы", 2016 г. – работа представлена в рамках Art Energy Almaty, 2016 г. (автор – Нурбол Нурахмет).
- Уличная библиотека "Яблоко знаний", 2018 г. (автор – Гулмарал Татибаева).
- Скульптура "Вдохновение", 2018 г. (автор – Токишев Каиржан).
- Инсталляция "Рождение Седла", 2018 г. (автор – Ербосын Мельдибеков).
- Скульптура "Дом-птица", 2018 г. (автор – Эдуард Казарян).
- Скульптура-мобиль "Семья", 2018 г. (автор – Эдуард Казарян).
- Реактивная птица S7-12, 2012 г. (автор – Эдуард Казарян).
- Скульптура-скамейка "Против течения", 2018 г. (автор – Саид Айнеков).
- Инсталляция "Белка", 2018 г. (автор – Алекс Ринслер).
- Указатель "Тулебаева".
- Указатель "Панфилова".
- Указатель "Жибек Жолы".
Тот факт, что члены экспертной комиссии выбрали свои же работы, Майра Измайлова объясняет тем, что часть работ была выбрана вне конкурса.
"Сейчас идёт непонимание, почему экспертная комиссия в итоге выставляет свои работы, – говорит Майра Измайлова. – Да потому, что некоторые работы были заявлены без конкурса, просто по нашей инициативе. Мы принесли проекты в акимат, показали. Сказали: нравится, но как бы не всё непонятно, дайте время подумать. Мы забыли про это, потом пошли делать конкурс без них, просто проявили инициативу. Из 60 работ, которые нам предложили, 37 мы показали в акимате. Они из этих 37 выбрали 4, и вот эти 11 они уже приняли решение, что будут устанавливать. Получается, 11 + 4 – это 15 работ и 16-я – белка. Ринслер пошёл вне конкурса, просто изначально хотели сделать животное большое, и пригласили его просто как художника и параллельно возглавлять конкурс, быть куратором. Но белка не была конкурсной работой, она отдельно идёт".
"Конь с седлом – какие проблемы?"
Проект "Алматы – тёплый город" предусматривает установку ещё 15 объектов помимо белки. Вызовут ли они такой же хайп, как работа Алекса Ринслера, неизвестно. Но существует вероятность, что такой шанс есть у работы Ербосына Мельдибекова "Рождение седла". Это концептуальная работа, вдохновлённая идеей художника и философа Рустама Хальфина. На деревянной лошадке – седло из слепка, сделанного обнажённым мужчиной.
"Работа повествует об истории одного проекта: взаимоотношениях художника и философа. Иногда суровая реальность жизни делает коррективы, – рассказал Ербосын Мельдибеков. – Сначала это был камерный, не публичный проект в память о художнике Рустаме Хальфине. Создать его мне помогал философ Жанат Баймухамбетов. После трагической смерти Жаната этот проект не вмещался в прежнее маленькое пространство и набрал другой контекст. Я сделал эту работу из большого алматинского карагача – это памятник из дерева. Мне нравится, что белка из соломы и камыша, а мой памятник – из дерева".
Майра Измайлова предполагает, что работу Мельдибекова горожане могут воспринять не сразу, хотя это не факт. Она считает, что даже если сегодня наши люди не совсем готовы воспринимать современные арт-объекты, которые появляются на улицах города, в котором они живут, то это не значит, что их не должно быть. Ведь с чего-то нужно начинать.
"Это слепок, это работа Хальфина, который делал эксперимент в 90-х годах это был тренд, – объясняет Майра Измайлова, – Голые мужики садились на коня, на кусок глины и делали слепок. Седло должно было быть очень удобным для мужчин, чтобы очертания его органов были повторены. Да, может, и не все поймут. А когда обучаться, когда? Это же паблик-арт. Если по всему миру посмотреть, очень смелые вещи стоят в больших размерах на улицах. А когда быть готовыми? Можно в стагнации умереть, если бояться чьего-то мнения. Тогда давайте делать вообще одни орнаменты, асыки и коней. Ну, у нас тут конь. Чем вам не конь? С седлом. Конь с седлом – какие проблемы? А седло бронзовое. Оно эстетически нормально будет выглядеть. Если люди прочитают концепцию, могут понять. Но у нас люди не хотят вчитываться, поверхностно понимают. А тот, кто прочитает, тот поймёт".
Читайте также:
Уличный кинотеатр, функциональное искусство и огромная белка: что ждёт Алматы кроме ремонта улиц?
"Белка отпущения"
Гигантская белка актуализировала многие вопросы по поводу того, как принимаются решения, о том, каким будет облик города, а также о коммуникациях между властью, художниками и горожанами. Точнее, налицо, мягко говоря, некоторое отсутствие взаимопонимания.
Изначальной целью проекта "Алматы – тёплый город" было наладить диалог между городскими властями и креативным классом. Горожане, среди которых далеко не все специалисты по актуальному искусству, из этой идеи как-то выпали. В итоге они разделились на два фронта. Одни считают, что белка – это пустая трата денег на объект, который простоит всего девять месяцев. А после, в силу недолговечности материала, его демонтируют (сжечь белку, по предложению автора, не разрешили). Вторые считают, что белка – это смелый проект и свежий взгляд на городскую культуру.
Читайте также:
Создателю белки в Алматы не позволят сжечь конструкцию по обыкновению
Под хэштегом Art energy Almaty в социальных сетях начали выкладывать видеоролики под названием "Кто за белку?" в поддержку проекта.
"Многие говорят, что это не может считаться искусством, это не арт-объект, потому что это, видите ли, сделано не художником, – говорит арт-галерист и арт-менеджер Данияр Шабдукаримов. – Во-первых, понятие "художник" растяжимо, художником сегодня может стать каждый, потому что современное искусство подразумевает какую-то долю самовыражения, и не всегда красиво с эстетической точки зрения. Возмущение по поводу траты денег, знаете, я считаю, что лучше пусть эти деньги будут тратиться на интересные арт-объекты, пусть они будут временные или постоянные, неважно, чем менять бордюры каждые полгода. У алматинцев уже появилась шутка о сезонной смене бордюров: зимние меняют на летние. На это тратится дикое количество денег, так же, как и на всякие Азиады или ЭКСПО. Народ это проглатывает, молчит, но при этом все взъелись на белку. Такая вот белка отпущения – все грехи повесили на неё. С одной стороны, это радует, потому что такую гражданскую активность я впервые наблюдаю. Я надеюсь, что после белки люди начнут уже задавать вопросы и акимату, и Правительству, о том, куда идут наши деньги, на что их тратят".
Белку можно по-разному оценивать с эстетической точки зрения. В данном случае она, скорее, стала огромным триггером, показавшим, что у нас есть проблемы с системным подходом к культуре. Отсюда может возникать и непонимание, и недовольство.
"Мы любим всякое такое искусство"
Художник Мурат Дильманов видит причины шума вокруг белки в том, что ни в сознании чиновников, ни в сознании горожан нет навыков понимания того, что есть актуальное, современное искусство. И взяться этому самому пониманию неоткуда, так как нет соответствующих институций, которые бы создавали некую базу для этого.
"У нас если есть какие-то начинания, это сразу всё должно быть, у нас всё работает на показатели, на помпезность и на освоение бюджета. У нас нет институтов, которые изучают современное искусство, тенденции, тренды, у нас это всё на уровне "а давайте сделаем". Это уже есть в мире – "а давайте тоже будем", – говорит Мурат Дильманов. – В истории был такой хороший пример, когда было восстание Стеньки Разина. Когда его воеводы и военачальники захватывали очередных генералов, там же все были выходцы из крестьян, и вот они нацепляли на себя генеральские мундиры поверх тулупов и надевали ордена. Они даже не знали, за что этот орден. Но в глазах друг друга они выглядели более важными. Это у нуворишей часто бывает – показать свою причастность к образованности, как элитарности определённой. Всё в таком духе. Это такие комплексы: "Вот, видите, мы тоже современные, мы любим всякое такое искусство".
Чтобы в городе появлялись интересные арт-объекты, и это адекватно воспринималось публикой и выглядело бы достойно, по мнению Дильманова, нужен некий культурный фундамент, который может появиться только, как результат развития общества и создания соответствующих институтов.
"Нужна система, нужен институт, нужны хорошие представители искусствоведов, художников. Это должен быть диалог между властью и творческими людьми, и не теми, у которых только кони да горы, да юрты, потому что они не развивают искусство – они делают, они пишут, ваяют, рисуют то, что по душе чиновникам, – говорит Мурат Дильманов. – То есть они создали себе такой ханско-батырский образ казахского героя и следуют ему. То есть там свежей крови просто нет. И соответственно, они это всё не развивают, даже молодые ребята, которые отучились и хотят что-то новое, они приходят к тому, чтобы выжить, им нужно писать вот этих вот батыров, ханов или тех, кто хотят себя так видеть. Почему, например, в свое время у Никаса Сафронова было очень много клиентов, которых он рисовал в виде герцогов? Это то же самое. Это абсолютно то же самое. Только это всё вуалируется современном искусством или пониманием современного искусства у чиновников".