На киноэкраны вышел китайский мультфильм "По ту сторону океана". Это удивительно нарисованная восточная легенда о чистой любви, которая тронет тех взрослых, кто ещё способен отключить внутреннего циника.

Сюжет. По ту сторону океана живут мистические существа, управляющие процессами человеческого мира: водными течениями, временами года, душами людей. Одному из таких существ по достижении совершеннолетия разрешают посетить мир людей, приняв форму дельфина. Но главная героиня попадает в беду, и её ценой собственной жизни спасает человеческий мальчик. Тронутая его добротой и отвагой, она отправится на эпическое приключение, чтобы вернуть душу мальчика обратно на землю.

Для начала нужно сказать, что "По ту сторону океана" – лента, не совсем подходящая детям. Но не потому, что там затрагиваются излишне взрослые темы. Просто она не стремится развлекать в привычном нам понимании детского кино и требует к себе серьёзного отношения. Привыкшие к ярким и шумным голливудским киноаттракционам юные зрители скорее всего сочтут эту картину скучной. Здесь нет динамичного сюжета и ярко выраженных злодеев. Здесь вообще мало персонажей и почти отсутствует юмор.

А главное, лента не поведает ребёнку ничего нового. Ведь ему не нужно объяснять, что мир удивительно прекрасен, а любовь в нём прекраснее всего, он и так это нутром ощущает с самого рождения. Такие очевидные вещи нужно напоминать лишь тем, кто уже повзрослел и зачерствел. Получается, казалось бы, парадоксальная ситуация: мультфильм получился слишком простым для детей, но достаточно сложным для взрослых.

В первую очередь "По ту сторону океана" – это история о большой любви, о которой слагают легенды: чистой, яркой и бескомпромиссной. Такой, ради которой можно пожертвовать всем. Сценаристы вдохновлялись классическими текстами даосизма и древними китайскими мифами и умышленно создали архетипичную, универсальную историю. Поэтому и сюжетная простота здесь – не порок.

Когда авторы берутся за такой материал, задача состоит не в том, чтобы удивить неожиданными поворотами или новыми мыслями, а в том, чтобы знакомый сюжет вновь резонировал, вызывал эмоциональный отклик. В этом они достигли успеха, пользуясь пусть и не очень тонкими, но зато действенными методами. Какой зритель откажет в сочувствии маленькой девочке, потерявшей любимого брата? Кто не умилится волшебному красному дельфину, легко парящему в воздухе? Кто не разделит переживаний невинной барышни, противостоящей всему миру ради спасения любимого?

Важно подчеркнуть, что "По ту сторону океана" – не наивная сказка, где всё магическим образом сводится к абсолютному хэппи-энду. Да, любовь тут приобретает высшую, идеальную форму. Но ради неё героям приходится преодолевать трудности, приносить жертвы, принимать сложные, неоднозначные решения и сталкиваться с их последствиями. Как и во всяком эпосе, в ленте есть место коварным злодействам, трагическим обстоятельствам, героическим приключениям и большой, грозной опасности. Образовавшийся в фильме романтический треугольник позволяет ленте отразить не только силу, но и бескорыстность истинной любви и делает историю менее прямолинейной, добавляет в неё эмоциональные нюансы.

Дополнительную глубину повествованию придаёт существующий на втором плане, но не менее важный для картины мотив о красоте и гармонии сущего. Не даром авторы помещают сюжет в вымышленный параллельный нашему мир, где для людей ночное небо шьют на станках, а дерево может вырасти по взмаху руки. Лента насквозь пропитана истинно восточным, созерцательным и созидательным отношением и любовью к природе. В начале фильма, когда главная героиня впервые попадает в человеческий мир, зритель получает возможность не только взглянуть на него её глазами и заново осознать изящество океана, величественность проплывающих кораблей или удивительную яркость фейерверков, но и острее ощутить людскую жестокость.

Нужно сказать, что "По ту сторону океана" можно было бы смотреть только ради визуальной составляющей. Но авторы не ставят картинку на первый план, она всегда работает на общий замысел. Полный остроумных деталей магический мир, эклектично сплетённый из элементов восточной культуры и мирового фольклора, погружает зрителя в атмосферу древней легенды. Многочисленные неторопливые общие планы сюрреалистических красот (к примеру, летающие дельфины или плывущие по облакам плоты) вызывают благоговение и настраивают на созерцательный, эмоциональный тон картины. А масштабные сцены придают ленте эпическую значимость.

Всё это становится возможным благодаря нетипичному смешению рисованной и компьютерной мультипликации. С одной стороны, картина сохранила классический визуальный стиль восточной анимации, знакомый зрителям по японским мультфильмам. С другой – компьютерная графика позволила создателям применять больше динамичных планов с движущейся "камерой". Придавать кадру глубины при классическом, двухмерном, стиле рисования и добиваться глубочайшего уровня детализации.

К этой ленте не хочется применять слово "трогательная", имеющее коннотацию несколько поверхностных сантиментов. Трогательным может быть щенок, неуклюжий ребёнок или посредственная романтическая комедия. Скорее, "По ту сторону океана" – картина, способная действительно тронуть и всколыхнуть зачерствевшие души тех взрослых зрителей, кто сможет позабыть о цинизме и позволит себе вновь поверить в настоящую любовь.