Loading...

Что останется от вашего старенького автомобиля при сдаче его в утилизацию? Какие бонусы получит владелец автохлама и как будет развиваться ТОО "RecyclingCompany" – первый в Казахстане завод по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, расположившийся на территории Сарыаркинской СЭЗ в Карагандинской области, журналистам рассказали в дирекции нового предприятия.

Что ждёт автохлам после сдачи в утиль

Территория нового завода начинается с крайне выразительной стоянки обветшалых автомобилей. Несколько рядов сваленных в кучу искорёженных остовов мирно поблёскивают на солнце. Всего через несколько минут с помощью специального пресса несколько из них превратятся в аккуратные металлические кубы. Вся процедура занимает не больше пяти минут. Паукообразный ковш хватает груду металла, которая под монотонное журчание пресса принимает необходимую форму.


Итог работы пресса: в результате остаётся лишь аккуратный металлический квадрат / Фото informburo.kz

Дальнейшая судьба куска металла незавидна: специальный кран всё тем же ковшом забрасывает его в гигантский шредер. Измельчённый металл сотрудники фабрики тщательно сортируют по составляющим (так называемым фракциям), позже металл уже попадёт в индукционные печи.


Огромных размеров измельчитель выдаёт из себя металлическую крошку / Фото informburo.kz

При переработке автохлама на предприятии учли все детали. Ведь в переработку идёт не только металл, но и резина, а также пластиковые детали. Их также измельчают до мелкой крошки и отправляют на дальнейшую переработку.


После измельчения все переработанные составляющее разделяются по фракциям / Фото informburo.kz

Опасные жидкости, масла и остатки горючего из автомобилей при этом сливают в специальном цеху.

Полученная из отходов цветных металлов, чёрного металла и его сплавов продукция будет доставляться на металлургические предприятия региона.


Работник завода занят освобождением автохлама от всех типов жидкости / Фото informburo.kz

В своей программной статье "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру" Нурсултан Назарбаев говорит о необходимости рационально использовать ресурсы страны и беречь экологию, иначе говоря быть прагматичными. "Прагматичные люди живут рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех.", - отмечает глава государства. Именно, расточительность, по его словам, в своё время привела к экологической катастрофе Аральского моря.

Завод, у которого нет аналогов

Как отмечают в дирекции, сам завод по утилизации полного цикла не имеет аналогов в Центрально-Азиатском регионе и сегодня является одним из крупнейших проектов в перерабатывающей отрасли Казахстана. Его реализация стала возможна в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы.


Переработанные блоки, готовые к измельчению, хранятся в дальнем секторе завода / Фото informburo.kz

Особенно подчёркивается экологичность проекта, направленного на защиту окружающей среды и охрану здоровья населения, предотвращение и сокращение негативного влияния в результате образования отходов.

Новый завод оснащён современным итальянским оборудованием, а за работой всего комплекса следит компьютерная система, которая при помощи интернета соединяется с диспетчерской службой и в случае сбоев или неполадок сможет дать рекомендации по их устранению.

Производственная мощность шредерного комплекса составляет порядка 50 тысяч транспортных средств. В час оборудование способно перерабатывать 20-25 старых автомобилей.

В реализации проекта всестороннюю поддержку оказали местные власти. Специальными гостями на первом пробном запуске проекта стали аким Карагандинской области Ерлан Кошанов, первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Алик Айдарбаев и вице-министр энергетики РК Гани Садибеков.


Вся площадь перед рабочими цехами заполнена пришедшими в негодность автомобилями / Фото informburo.kz

"В республике около пяти миллионов автомобилей, из них одна треть требует утилизации. Этот вопрос у нас сегодня стоит очень остро. Это долгожданный проект для всей страны и первый шаг в развитии "зелёной" экономики. В Карагандинской области очень быстро развиваются высокие технологии, поэтому проблем с кадрами на проекте не будет", – сказал глава региона.

После выступления спикеров Ерлан Кошанов вместе с генеральным директором ТОО "Recycling Company" Александром Рябининым нажали кнопку "старт", впервые официально запустив производственный процесс.


Официальный старт производства был запущен прямо со сцены / Фото informburo.kz

Полное завершение строительства первого казахстанского завода по утилизации старых автомобилей запланировано на декабрь 2017 года. В рамках Второго этапа предусмотрен ввод пирролизной установки, позволяющей довести глубину переработки до 98%. Общая стоимость проекта – порядка 3,4 млрд тенге. Количество сотрудников – 70 человек.

Руководство предприятия уверяет, что завод уже обеспечен сырьём на ближайшие полгода. А количество заинтересованных клиентов продолжает увеличиваться. Срок окупаемости проекта рассчитан на два года.

Пилотная программа по утилизации автомобилей стартовала в ноябре 2016 года. Тогда ещё за автохлам обещали платить по 150 тысяч тенге. В 2017 году для казахстанцев ввели возможность сдавать авто не только за наличные, но и за скидку на приобретение нового автомобиля, произведённого в стране. Однако уже спустя несколько месяцев после старта программы появилась проблема с переработкой собранного утиля. Сегодня в Казахстане работает 17 пунктов по сбору автохлама.

С 21 ноября 2016 года по 25 апреля 2017 года в Казахстане в рамках программы по выкупу старых автомобилей в пункты сбора от казахстанцев поступило 14 322 автотранспортных средства. Самым старым автомобилем, поступившим на переработку, стал "Москвич" 1948 года выпуска.

В июле стало известно о том, что Министерство энергетики РК выделило квоту более чем на 23 тысячи автомобилей на реализацию программы утилизации по скидочным сертификатам для покупки новых транспортных средств. При этом программа утилизации никаких ограничений по возрасту, модели и назначению для утилизируемых транспортных средств не предусматривает.