Накопительная пенсионная система ещё жива, но едва дышит
4 августа Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения", направленный на совершенствование системы пенсионного обеспечения. Законопроект предусматривает изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.
Нововведения начнутся с 1 июля 2017 года.
По словам министра труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, "на единовременный перерасчёт базовой пенсионной выплаты для более 2 миллионов состоявшихся пенсионеров предусматривается на полугодие 137 миллиардов тенге, а на год - 275 миллиардов тенге". Размеры пенсий будут индексироваться ежегодно в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей.
Три пункта, которые нужно запомнить
Во-первых, базовая пенсия будет назначаться лишь при достижении гражданами пенсионного возраста и в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. Для тех, кто позабыл, напомню, согласно ст. 11 Закона РК "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" пенсионный возраст для мужчин начинается в 63 года, для женщин в 58 лет, но только до 2018 года. Далее пенсионный возраст женщин будет увеличиваться ежегодно на полгода до 63-летнего порога.
Во-вторых, согласно новым правилам, размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе в течение 10 и менее лет или его отсутствии будет равен 50% прожиточного минимума. А за каждый отработанный сверх десяти лет год размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2%. Таким образом, при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70% прожиточного минимума, 30 лет – 90%, а при 35-летнем стаже и более - 100% прожиточного минимума. Прожиточный минимум сегодня составляет 21 364 тенге.
В настоящее время казахстанским пенсионерам начисляется пенсия по трём уровням:
- солидарная пенсия за трудовой стаж до 1 января 1998 года;
- накопительная система пенсионных отчислений;
- базовая пенсия из республиканского бюджета, которая составляла чуть больше 10 450 тенге.
"Изменив базовую пенсию, мы решим проблему сразу трёх поколений - тех, кто до 1998 года имел низкий доход, кто имел маленький стаж до 1 января 1998 года, и тех, кто участвовал только в накопительной системе, - объясняла ранее министр Дуйсенова.
Кстати, с введением выплат по базовой пенсии упраздняются государственные социальные пособия по возрасту, размеры которых в настоящее время практически равны размеру базовой пенсии.
Но самым интересным для участников условно-накопительной системы, безусловно, является третий пункт нововведений. Согласно действующему с 1 января 2014 года закону "О пенсионном обеспечении в РК" работодатель отчисляет 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов от ежемесячного дохода работника. Так вот именно эта часть пенсионных взносов перечисляемая работодателем в ЕНПФ, в связи с грядущими нововведениями, перестанет считаться собственностью работника. По сути, эта часть пенсии будет выплачиваться ежемесячными платежами, но при этом она не наследуется.
Любопытно, что при обсуждении данного пункта, во избежание каких-либо недоразумений, отдельные продвинутые казахстанские пользователи социальных сетей рекомендуют потенциальным работникам загодя договариваться с работодателем о зарплате и обязательных отчислениях, куда входят и пенсионные 5%. Проблема в том, что работники иногда забывают про обязательные отчисления, а работодатель этим пользуется. Поэтому бесплатный совет таков: просто оговорите заранее суммы отчислений и заработную плату отдельно. Ведь если вы будете заранее знать свою сумму после налогообложения, то никаких непредвиденных эксцессов не должно быть.
Виды пенсий
|
Базовая пенсия (тенге) |
Минимальная пенсия (тенге) |
Максимальная пенсия (тенге) |
2015 год |
11 182 |
23 692 |
81262 тенге (41 МРП) |
2014 год |
9 983 |
20 782 |
54 171 |
2013 год |
9 330 |
19 066 |
67 509 |
2012 год |
8 720 |
17 491 |
47 327 |
2011 год |
8 000 |
16 047 |
|
Из года в год наблюдается рост пенсионных начислений. Однако прибавку всякий раз съедают в итоге инфляция и девальвация. Именно поэтому пенсионное законодательство всегда является одним из самых сложных и часто меняющихся отраслей права. Но даже если Правительство решает эту проблему, в итоге всё равно выходит, что в погоне за лучшим мы далеко не всегда получаем желаемое.
Хотели как лучше…
Достаточно лишь взглянуть на этапы формирования казахстанской пенсионной системы и ознакомиться с соответствующими высказываниями экспертов, как всё скрытое становится очевидным. К примеру, когда в прошлом году в связи с предложением Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана зашла речь о выплате дополнительных 5% от заработной платы работника на условно-накопительные пенсионные счета, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Ерлен Бадыхан сразу же высказал предположение о том, что очередная реформа в пенсионной системе может повлечь рост теневой экономики. "Работодатели, особенно частные компании, должны будут либо пропорционально сократить доходы работников, чтобы, удержаться в пределах прежних своих затрат, либо перейти на практику так называемых серых зарплат", - пояснял аналитик.
С другой стороны, нововведения, намеченные на 1 июля 2017 года, на самом деле уже не раз обсуждались, причём не только на правительственном уровне. Вкратце напомню, указом Президента РК от 18 июня 2014 года была утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года. Предполагалось, что необходимость в такой модернизации назрела в связи со снижением текущего уровня коэффициента замещения дохода пенсионными выплатами. Учитывая низкий уровень базовой пенсии, получается, что люди, вышедшие на пенсию в 90-х годах, фактически не имеют средств к существованию. Несколько лучше обстоят дела у тех, кто только-только оформил свои пенсионные документы. Ведь помимо базовой пенсии они могут получить свои сбережения осевшие на индивидуальном счету в ЕНПФ по накопительной системе.
Стоит также отметить, что реформирование коснётся и сотрудников силовых структур с трудовым стажем не менее 25 лет (при 12,5 лет непрерывной службы). Здесь будет проведён перерасчёт размеров ранее назначенных пенсионных выплат для состоявшихся пенсионеров. Во внимание принимаются выслуга лет и трудовой стаж.
Каков будет успех очередного реформирования пенсионной системы в Казахстане, безусловно, покажет время. Принятая в 1998 году грандиозная по своим масштабам перестройка эмеритуры, в основу которой легла "чилийская модель", опробованная в этой латиноамериканской стране ещё во времена диктатора Аугусто Пиночета, по сути приказала долго жить. Ведь упомянутая система полностью основана на накоплении определённых средств на индивидуальных счетах работников и не содержит привычного нам распределительного механизма. Тогда как, отмечу ещё раз, в результате предлагаемых преобразований пенсионные выплаты граждан будут состоять из следующих частей:
- базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;
- пенсионной выплаты - лицам, имеющим трудовой стаж не менее 6 месяцев на 1 января 1998 года;
- пенсионных выплат из ЕНПФ за счёт индивидуальных 10% обязательных пенсионных взносов работника; дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов (работникам, занятым во вредных условиях труда);
- и добровольных пенсионных накоплений.