Стихия нанесла огромный ущерб и гражданам, и государству. Половодье оставило тысячи казахстанских семей без крыши над головой – повреждено более 19 тысяч домов и дач, являющихся единственным жильём, при этом 8,5 тысячи из них невозможно восстановить. Люди лишились всего: крыши над головой, имущества. Пострадали и объекты бизнеса, а ведь это не только здания и оборудование, но и рабочие места. Вода повредила инфраструктуру: дороги, мосты пришли в негодность. 

Помощь пострадавшим от паводков оказывала вся страна – казахстанцы собирали и отправляли в пострадавшие регионы продукты, средства гигиены, предметы первой необходимости. Волонтёры приезжали не только из других областей, но и из других стран. Крупный бизнес взял на себя восстановление жилья или приобретение нового в случае, если отремонтировать дома уже невозможно.  

По официальным данным, компенсацию на ремонт и восстановление жилья получили 8717 семей на 48,2 млрд тенге. 4467 семей получили новые дома и квартиры взамен разрушенного жилья, ведётся строительство 2568 новых домов. Единовременные выплаты в размере 100 МРП получили 34 068 семей на сумму свыше 12,5 млрд тенге. Дополнительную компенсацию пострадавшим жителям для приобретения утраченных предметов первой необходимости в размере до 150 МРП получили 21 800 семей на сумму 9,9 млрд тенге. Объём государственной помощи за павший скот превысил 2,8 млрд тенге. По возмещению ущерба пострадавшему бизнесу региональными комиссиями рассмотрено и одобрено 374 заявки субъектов МСБ на общую сумму около 5,8 млрд тенге.

"Стихия нанесла немалый урон и обычным жителям, и бизнесу, и государственному бюджету. Сейчас власти на местах стараются в кратчайшие сроки восстановить разрушенное, компенсировать людям потери. Сокращены расходы на крупные международные мероприятия – сэкономленные деньги пойдут на устранение последствий паводков. Это – реальное проявление социальной защиты и заботы государства о гражданах", – говорит социолог Айгуль Жумабаева.

Однако важно не только как можно быстрее восстановить разрушенное, но и извлечь уроки из произошедшего, максимально снизив риски последствий – увы, самих природных катаклизмов вряд ли удастся избежать. 

Три кита единой политики

Политолог Даурен Какентай напомнил, что предупреждение и ликвидация последствий ЧС – весьма специфичная отрасль, при этом государственная политика в этой области имеет стратегическое значение, и для кардинального изменения ситуации в первую очередь требуется совершенствование действующей нормативно-правовой базы, поиск новой модели и парадигмы. Поэтому, по его мнению, создание комитета предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС, службы охраны и защиты лесного фонда при Минэкологии, комитета искусственного интеллекта и развития инноваций при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК в контексте стратегии – весьма верный, хотя и немного запоздалый шаг. Он отметил, что теперь у этих органов нет времени на раскачку, а хочется видеть эффективность и результативность в кратко-, среднесрочном периодах.

"Однако и этого может быть недостаточно для кардинального решения базовой задачи. Ключевая проблема – размытая ответственность и контроль. Несмотря на принятие комплекса проводимых мер по предупреждению ЧС, статистика не особо меняется уже многие годы. Отсутствие достаточного финансирования, нехватка кадров и техники, коррупционная составляющая и незаконные действия существенно влияют на нынешнее положение дел", – считает Даурен Какентай.

По мнению политолога, работа должна основываться на трёх китах: научно-технической, информационно-аналитической системах и информационно-телекоммуникационных технологиях, направленных на реализацию единой государственной политики в области предупреждения ЧС. Ко всему прочему власть с активным участием гражданского общества должна совершенствовать работу с населением на всех уровнях, необходимо формировать и повышать культуру безопасности жизнедеятельности. 

"В целом же политика в области предупреждения ЧС и ликвидации последствий должна быть абсолютно транспарентной, результативной и подотчётной обществу", – говорит Даурен Какентай.

Любой опыт будет полезен

Стихия государственных границ не признаёт, те же паводки нанесли огромный ущерб не только Казахстану, но и России. Поэтому необходимо сотрудничество с сопредельными странами в сфере как предупреждения, так и ликвидации последствий ЧС. Вопрос взаимопомощи в случае природных катаклизмов так или иначе поднимается  на площадках всех крупных мировых форумов. 

"В текущих реалиях особую актуальность приобретает сотрудничество в сфере экологии и борьбы с изменением климата. Ситуация в этой сфере вызывает серьёзную обеспокоенность. Мы стали свидетелями значительного роста разных природных катаклизмов, которые наносят огромный ущерб практически всем государствам, – отметил в  своём выступлении на саммите "ШОС плюс" президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. – Недавно Казахстан на себе ощутил последствия беспрецедентных паводков. По мнению специалистов, масштабы этого стихийного бедствия напрямую связаны с процессом глобального потепления. Очевидно, что преодолеть климатические вызовы в одиночку невозможно". 

В условиях природных кризисов первостепенно важно перенять опыт других стран, считают эксперты. 

"По примеру Китая необходимо развитие комплексных систем предварительного планирования, мониторинга и прогнозирования стихийных бедствий. Таких примеров предостаточно, нужен синергетический эффект при внедрении того или иного опыта, – утверждает Даурен Какентай. – Необходимо также тесно работать с Международной организацией гражданской обороны, Азиатским центром снижения рисков стихийных бедствий, другими международными организациями. Весьма полезно будет открыть в Казахстане региональный центр МОГО, который смог бы противостоять вызовам ЧС, в том числе в таких странах, как Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан". 

Помимо этого, по его мнению, требуется динамизм в работе Центра по чрезвычайным ситуациям и снижению риска стихийных бедствий, учредителями которого являются Казахстан и Кыргызстан. "К слову, данная международная организация работает с 2016 года, офис находится в Алматы. Центр создан с целью обеспечения эффективных механизмов предупреждения ЧС, уменьшения последствий ЧС, повышения уровня безопасности населения и территории государств региона, совместного реагирования, стимулирования регионального и международного сотрудничества. К сожалению, об этой организации знают немногие. Почему – большой вопрос", – напоминает политолог. 

Фокус внимания – на предупреждение

Проблемы изменения климата, вызывающие стихийные бедствия, сегодня на повестке дня каждой страны.

"Наблюдаемое изменение климата в Казахстане, изменение таких показателей, как рост температур, колебания в характере и объёме осадков, смещения сезонных характеристик стока, увеличение амплитуды неблагоприятных гидрологических явлений, свидетельствуют о том, что в ближайшее время население Казахстана будет чаще сталкиваться с проявлениями "нервного" климата. И это происходит не только в пределах нашей страны, весь регион Центральной Азии подвержен высокому риску стихийных бедствий, связанных с природными катаклизмами. Подобные катаклизмы в настоящее время несут в себе потенциальные угрозы для наших экосистем, сельского хозяйства, оказывают воздействие на водные ресурсы и здоровье человека", – отметила эколог, член Общественной палаты парламента РК Айжан Скакова.

В свете этих вызовов, по её мнению, необходимо сосредоточиться на разработке и стратегии адаптации и смягчения последствий изменения климата.

"Согласно одному из климатических сценариев, полученных на основе проведённого исследования, к будущему надо основательно подготовиться, в период 2060-2079 годов региону Центральная Азия предстоят серьёзные вызовы – ожидается значительное увеличение температуры, соответственно, частота природных катаклизмов будет только расти. В этой связи уже сейчас необходимо внедрять эффективные стратегии адаптации, которые смогут минимизировать негативные последствия изменения климата", – предупреждает эколог.

В существующей системе  реагирования на ЧС она отмечает такие слабые места:

  • слабый учёт данных и разработка независимых сценариев, анализирующих повышение температуры и адаптационный потенциал региона (сценарий, о котором говорится, построен на независимом исследовании учёных);
  • отсутствие внимания, возможно слабый анализ развития превентивных мер и мероприятий;
  • невыполнение рекомендаций, а зачастую даже нарушение правил и законов (к примеру, в нарушение правил водоохранных зон и полос повсеместно застраиваются поймы рек, что категорически запрещено, как результат – поймы с построенными в них жилыми и производственными объектами оказались затоплены, хотя законом там строительство запрещено);
  • отсутствие профильной науки.

Что необходимо предпринять, чтобы предотвратить угрозы чрезвычайных ситуаций? Айжан Скакова считает, что нужно смещать фокус внимания с ликвидации на предупреждение.

"При имеющейся ситуации в системе госуправления основной акцент сделан на ликвидации последствий и освоении средств при ликвидации последствий, соответственно, финансовые средства выделяются ежегодно на ликвидацию и отчёт об освоении средств, о том, на какую сумму и сколько ликвидировали. Совершенствуя систему и подходы к стихийным природным бедствиям, необходимо повышать заинтересованность в предотвращении и предупреждении ЧС. При планировании и оценке ситуации разрабатывать и вводить индикаторы и инструменты, основанные на показателях предупреждения ЧС, которые будут отвечать на вопрос "А сколько людей не пришлось эвакуировать?" – предлагает Айжан Скакова.

Кроме того, по её словам, необходимо учитывать уже имеющиеся наработки, такие как карты природных рисков и опасностей, расширять и повышать качество станций наземного мониторинга, а также совершенствовать систему оповещения, она должна быть рабочей, доступной для всех.

Фактор природной стихии всегда есть и будет. Каждая страна может столкнуться с разрушительными стихийными явлениями, и государству нужно быть к готовым к тому, чтобы максимально обезопасить своих граждан.