После выхода на сайте informburo.kz материала о проблемах временных парковок отвечать на наши вопросы вызвался главный официальный парковщик Алматы - Саин Утегалиев.  Но в последний момент гендиректор ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" вдруг поручил это сделать своему заместителю.  Тот в свою очередь – юристу компании Ахану Жиенбаеву. Вероятно, как самому искушенному в этих делах специалисту.

- Мы не можем приставить к каждому нашему сотруднику по индивидуальному надсмотрщику", - комментирует подполковник полиции в отставке Ахан Жиенбаев, занимающий в "Алматы спецтехпаркинг сервис" должность главного юриста. - Сейчас в нашей компании трудится около ста человек. Мы постоянно проводим с контролёрами разъяснительную работу, требуем неукоснительного соблюдения всех правил и внутренних инструкций. И если что-то у них там происходит на местах криминального, то, уверяю вас, руководство ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" к этому не имеет абсолютно никакого отношения. Должен сказать, что в Алматы появилось очень много самозванцев. На барахолке покупают жилеты, похожие на нашу униформу, и выходят кормиться на дорогу. Причём по личной инициативе выходят. За них мы ответственности не несём. У них и чеков-то фискальных нет.

-  А у ваших парковщиков они есть?

- У наших чеки есть всегда.

- А если всё же их нет?

- Значит, не надо тогда им без чека давать деньги. Это, кстати, добровольное дело. Наш контролёр и так обязан помочь каждому водителю без проблем заехать и выехать. Безвозмездно помочь! Чтобы пробок на дороге не возникало, и на проезжей части был порядок.

- А ваши парковщики несут хоть какую-то долю ответственности за сохранность автомобилей на временных стоянках?

- Нет. За сохранность припаркованных автомобилей наши сотрудники не отвечают.

- Тогда за что водители должны платить им по сто, а то и по 200 тенге?

- Нет желания платить – не платите. И не по 100 тенге, а всего по 50.


- В акимате Алматы также призывают горожан: "Уличному парковщику не платить". Но в итоге у неплательщиков на личных автомобилях почему-то появляются глубокие царапины... Вчера вообще несколько машин в Алматы сгорело ни с того ни с сего. Думаете, совпадение?

- Мы здесь абсолютно ни при чём. Более того, если среди наших сотрудников найдется какой-либо "оборотень в жилетке", то мы его укрывать от правоохранительных органов не станем. Виноват - ответит по всей строгости закона.


- Сколько денег в городской бюджет поступает от деятельности вашей компании?

- Не могу вам так сразу сказать.

- Тайна?

- Нет никакой тайны. Просто это надо в бухгалтерии узнавать. А вот какие убытки несём, я сказать могу. Около 15 млн, к примеру, ежегодно съедают городские штрафстоянки. Когда ещё при Храпунове компания "Алматы паркинг" образовывалась, то в акимате нас сразу же обязали взять на содержание все городские штрафстоянки.

- И они все до сих пор висят на вашей шее?..

- Конечно. Подземные переходы ещё за нами числятся. Правда, только старые. У новых - другие хозяева. В них тоже надо очень много вкладывать средств.

- Какая зарплата у ваших контролёров?

- К начислению где-то 35 тысяч тенге в месяц. На руки после вычетов – 25-28 тысяч.

- Не густо. Возможно, потому они не выдают фискальные чеки и работают исключительно на свой карман, а в кассу сдают минимум.

- А если бы мы платили им, к примеру, по сто тысяч тенге ежемесячно, думаете, они бы не работали на свой карман?  Сомневаюсь.

- То есть вы знаете, что ваши парковщики работают "налево", аккумулируют чёрный нал в своем карманном сейфе и только часть денег несут в кассу?

- Догадываемся.

- Вероятно, потому в акимате принято решение в этом году заменить людей на роботов?

- Без комментариев. В акимате у нас есть кураторы. Вот им и задавайте все ваши острые вопросы. 

- В Алматы набирает обороты новый вид криминала – подстроенное не без участия уличного парковщика ДТП. Меня тоже однажды пытались развести на временной стоянке у магазина. Но вовремя отказались от затеи, увидев на лобовом стекле табличку "Пресса".

- Что вы говорите?.. Первый раз об этом слышу.  Сегодня же через своих людей постараемся выяснить: насколько сказанное вами соответствует действительности. И если что, обязательно примем меры. Гарантирую.



 Разводка по-алматински

Конечно, не все контролеры временных парковок превращаются в "оборотней в жилетках". И всё же угроза нарваться на проблемы во взаимоотношениях с парковщиками существует реально. Как это происходит в Алматы? К примеру, если парковщик видит, что к магазину подъезжает блондинка и долго не может припарковаться, то он сообщает об этом подельнику. Тот, понимая, что за рулём натуральный "чайник",  слегка бьет её оставленное на парковке авто сзади, потом сдаёт свою машину назад и выжидает. Блондинка выходит из магазина, садится за руль и, не обращая внимания на царапины и сколы, отъезжает. А вечером ей звонят и сообщают страшную новость о том, что по её вине совершено ДТП, и что она, такая-сякая, скрылась с места происшествия.

Свидетелем в таком случае, как правило, выступает сам парковщик или его друзья. Если у блондинки слабые нервы, и она не хочет доводить дело до суда, то  с приехавшими разбираться полицейскими договаривается на месте она сама или её "спонсор". Что касается случаев, когда водитель не соглашается с такой трактовкой  ДТП и пытается встретиться с пострадавшим, чтобы выяснить: что же на самом деле произошло на временной стоянке, то такое сфабрикованное дело его организаторы аккуратно "ломают" и переключаются на другого более пугливого и сговорчивого клиента. Сколько таких случаев уже зафиксировано в Алматы, пока не сообщается, но то, что подобные дела  имеют место быть, в пресс-службе ДВД  отрицать не стали. Говорят, что разбираться необходимо по каждому конкретному случаю.